Попытки анализа истории формирования и развития эстетической мысли предпринимались неоднократно многими буржуазными учеными. Но эти попытки, как правило, настоящего успеха не имели, хотя в их трудах можно найти ценные фактические данные и интересные наблюдения. Дело в том, что к истории эстетики эти исследователи подходили и подходят с идеалистических позиций толкования процесса исторического развития и потому рассматривают сферу эстетического отдельно от других сторон общественной жизни, т. е. практически отрывают ее от социально-политических, культурных явлений, от материальной основы жизнедеятельности людей. В результате эстетики, стоявшие и стоящие на позициях философского идеализма, как правило, давали и дают поверхностные описания внешней стороны развития эстетических учений.
Иное дело — марксистско-ленинская эстетика, поставившая своей задачей раскрыть внутреннюю природу и закономерность возникновения, развития и общественного бытия эстетической мысли. С точки зрения марксизма, эстетические идеи, как и всякие другие, являются отражением реального процесса человеческой жизни. Поэтому источник их возникновения и развития, причины расцвета и упадка нужно искать не в самих идеях, а в материальных условиях жизни общества, в характере классовой борьбы на каждом отдельном этапе общественного развития, учитывая при этом, что область эстетического находится в живом взаимодействии с другими сторонами общественного сознания - политикой, моралью, искусством и т. д.
Важное значение имеет проблема периодизации истории эстетики. Если мы рассматриваем развитие эстетической мысли в связи с общим историческим развитием, то будет естественным положить в основу периодизации смену социально-экономических формаций. Однако нельзя не учитывать относительную самостоятельность развития эстетических идей, поэтому, принимая за основу периодизации истории эстетической мысли социально-историческую формацию, мы должны иметь в виду и специфические особенности развития самой эстетической мысли, ее многообразные связи с различными элементами духовной культуры данного общества. Так, общая картина исторического развития эстетики от рабовладельческого общества до феодального строя включительно характеризуется тем, что она тесно связана с мифологией, религией. Только с конца XVII начала XVIII в. эстетика завоевывает статус самостоятельной дисциплины в рамках философского знания.
И еще один важный вопрос. В буржуазной науке до сих пор господствует европоцентристская точка зрения, согласно которой европейские страны, а позднее и США являются центрами мировой художественно-эстетической культуры. Восток, Африка, Латинская Америка не принимаются во внимание. Такой взгляд на историю не соответствует реальному процессу развития мировой культуры, в том числе и художественно-эстетической.
Изучение истории не имеет самодовлеющего значения. Знать прошлое надо прежде всего для того, чтобы лучше понять настоящее и предвидеть, в каком направлении пойдет развитие в будущем. К истории эстетической мысли это имеет прямое отношение.
Другие работы по теме:
Предмет эстетики, его сущность и содержание
Формулировка предмета эстетики. Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Специфика искусства как предмета эстетики. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, внутренняя логика развития науки.
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Эстетика эпохи Возрождения
Изучение особенностей эстетики эпохи Возрождения, когда происходит процесс коренной ломки средневековой системы взглядов на мир и формирование новой, гуманистической идеологии. Характеристика эстетических и гуманистических концепций Кампанеллы и Бруно.
Русская эстетика XIX века
Эстетика русских революционных демократов — это высший этап в развитии домарксистской эстетики. Теоретической основой эстетических теорий революционных демократов являлся их философский материализм.
Эстетика как философская наука
«Эстетика как философская наука» Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к периоду 35-10 тыс. лет назад.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Философия Болгарии
Философская и общественная мысль в Болгарии зародилась в конце 9 - начале 10 вв. Её начало связано с именем Иоанна Экзарха (10 в.), который создал философскую терминологию на староболгарском языке.
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Эстетика силы в философии Ницше
Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в "Рождении трагедии", "Философии в трагическую эпоху Греции" и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше.
Эротика
Эротика в искусстве, воплощение в жизни, литературе и искусстве одухотворённости, поэзии и эстетики сексуальных отношений людей; заложенный в человеке природой инстинкт продолжения рода, но облагороженный и опоэтизированный как влечение души
Ранние геополитические взгляды
Геополитика. Коллоквиум №1. ГЕРМАНИЯ. Немецкие геополитические идеи обусловлены: Рост нац. самосознания, борьба с наполеоновской Францией. Политизация образованных слоев
Основы Политологии
Опорные конспекты по курсу “Основы Политологии” для студентов заочного отделения. Разработал: Преподаватель Акишин П.В. Политология.
Актуальна потому, что эстетика
Реакционные элементы эстетики романтизма выдвигаются на передний план, превозносятся в их значении для эстетики современного модернизма. При этом всячески преуменьшаются прогрессивные моменты романтической эстетики, тесно связанные с последующими реалистическими тенденциями в развитии искусства
Дизайн. Техническая эстетика
Дизайн — главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства. Он охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготовляемых промышленностью.
Веневитинов Д.В.
Русский поэт, критик. Родился в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование (серьезно занимался языками, живописью, музыкой).
Мостики в японском саду
Мостики в японском саду являются одними из самых сложных элементов – в плане эстетики и философского наполнения. Выполняются эти элементы чаще всего в виде различных фигурок и ансамблей.
«Русский вестник»
«Русский вестник» (1856—1906) — художественно-литературный и научно-публицистический журнал. Главный орган крепостнического дворянства; издавался в Москве. Основан был М. Н. Катковым , которым редактировался до самой смерти.
Экспрессионизм
Экспрессионизм (от лат. expressio- выражение) - направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма.
Понятие канона
Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играла каноническое художественное мышление, нормативизация творчества, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов. Отсюда, прежде всего, на уровне имплицитной эстетики канон стал одной из существенной категории классической эстетики, определяющих целый класс явлений в истории искусства.
Маргинальность в искусстве
Маргинальное явление предполагает позиционное соотношение с магистралью: оно может быть маргинальным лишь потому, что находится вне магистральной линии, вдоль которой выстраиваются другие явления.
Уэджвуд, Джозайя
Джозайя Уэджвуд (Josiah Wedgwood; 1730—1795) — английский художник-керамист и дизайнер, самый знаменитый мастер декоративно-прикладного искусства своего времени, один из зачинателей промышленного дизайна. Он сотрудничал с художником Джоном Флаксменом и со своим сватом, естествоиспытателем Эразмом Дарвином.
Маккензи, Эндрю
Введение 1 Биография 2 Особенности стиля Список литературы Введение Эндрю МакКензи (англ. Andrew Mackenzie) — британский модельер, живет и работает в Милане.
Жубер, Жозеф
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Наследие и признание 4 Публикации на русском языке Введение Жозеф Жубе́р (фр. Joseph Joubert, 7 мая 1754, Монтиньяк, деп. Дордонь — 4 мая 1824, Париж) — французский писатель.
Авангард искусство
Введение 1 Предпосылки 2 История возникновения 3 Авангардистские течения в искусстве 3.1 Авангард в изобразительном искусстве 3.2 Авангард в литературе
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Погань, Йожеф
План Введение 1 Биография 2 Сочинения 2.1 На английском языке Введение Джон Пеппер Йожеф Погань (венг. Pogбny Jуszef, урожённый Йожеф Шварц, американский псевдоним — Джон Пеппер (англ. John Pepper); 8 ноября 1886, Будапешт — 1938, СССР) — венгерский писатель, журналист, литературный критик, деятель Венгерской советской республики (ВСР), работник Госплана СССР и Коминтерна.
Мариатеги, Хосе Карлос
Хосе́ Ка́рлос Мариа́теги (исп. Josй Carlos Mariбtegui La Chira, 14 июня 1894 — 16 апреля 1930) — перуанский журналист и социальный философ, теоретик марксизма.
Мишель Дюфренн (Dufrenne)
Мишель Дюфренн (Dufrenne) (1910–1995)- фр. философ, эстетик, представитель феноменологии. В 1950— 1960-е гг. разрабатывает проблемы эстетики. Его двухтомная «Феноменология эстетического опыта» (1953) стала классической работой в этой области.
Давыдов Юрий Николаевич
Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929) — специалист по социальной философии, западноевропейской философии, социологии искусства; доктор филос. наук, проф.