Икона «Богоматерь Владимирская»

Рефераты по культуре и искусству » Икона «Богоматерь Владимирская»

Дерево темпера. Первая треть XII века. Византийская школа.

Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно а именно в 1930 году и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная. О ней не раз упоминают летописи и даже сложено древнее «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери». Церковь отмечает трижды в год празднования в ее честь: 8 сентября 3 июня 6 июля - во всех случаях это связано с избавлением русских земель от татаро-монгольских захватчиков. Так в судьбе этого памятника отразился исторический путь всей России.

Икона появилась на русской земле около 1130 года когда была привезена в Киев из Константинополя. Через 25 лет князь Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир где она почиталась как охранительница города и всей Владимиро-Суздальской земли отчего и происходит ее название. В связи с татаро-монгольским нашествием в 1395 году ее торжественно перенесли в Москву и поместили в Успенском соборе Кремля где она находилась до 1918 года после революции передали в собрание Исторического музея.

В 1929 году принимается решение об организации в Третьяковской галерее отдела древнерусского искусства куда передается из Исторического музея и «Богоматерь Владимирская» в числе других наиболее значимых памятников. Ныне икона выставляется в храме Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Конечно свою славу Богоматерь Владимирская снискала не только своими чудесами но и непревзойденным уровнем живописного мастерства глубиной психологической характеристики. Изображение Богоматери Владимирской принадлежит к иконографическому типу «Умиление». Несмотря на многочисленные поновления жестокие испытания которым икона подвергалась вместе с Церковью и русской государственностью на ней сохранились от древнего оригинала в неприкосновенности самые драгоценные части - лики. Обхватив шею матери левой рукой младенец тянется к ней с поцелуем внимательно устремив на нее взгляд. Она прижалась своей щекой к его щеке и смотрит вдаль большими и темными как у сына глазами сомкнув молчащие скорбные уста. Посмотрите внимательно в глаза «Владимирской» - и вы никогда не забудете их выражения. Они принадлежат не только изображенной византийским живописцем женщине но всему миру.