.
Древняя Русь ... Около тысячи лет протекло с тех времён. Но история помогла воскресить многое из жизни наших далёких предков. Мы знаем о славных походах Святослава Игоревича, о судьбе князя Олега, о тяжелых, кровавых сечах и ратных подвигах древних славян. История сохранила память и о великолепии княжеского двора в Киеве, и о чудо-мастерах, которые умели "ткать" воинскую кольчугу из трёхсот тысяч (!) мелких колечек, и о златоглавых сборах, и о тёмных годах монголо-татарского нашествия, превратившего богатые города в руины и пепелища. История сохранила многое.
Но история - ведь это записи, книги, а следовательно, умение читать и писать. А знали ли грамоту тогда наши предки? Много ли книг было в Древней Руси?
Это далеко не праздные вопросы. Буржуазная историография скептически оценивала культурный уровень древнерусской народности. "Старую Русь, - замечал академик А. И. Соболевский, - часто обвиняют в том, что она была малограмотна и не любила книги. И совершенно напрасно". Действительно, напрасно. С давних времён книга на Руси была предметом истинного восхищения и уважения.
Сохранилось множество свидетельств почитания грамоты и книг у наших далёких предков. Рассказывая о деяниях великого князя Владимира, летописец подчёркивал его любовь к чтению и книге: "Любил словеса книжные". В летописи под 1037 годом говорилось: "Велика бо бывает польза от ученья книжного". Там же записано, что великий князь Ярослав "книги любил, читая их часто ночью и днём. И собирал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество..." В "Изборнике Святослава" 1076 г. приведено такое яркое сравнение: "Красота воину - оружие, кораблю - ветрила (т. е. паруса); тако и праведнику - почитание книжное".
Книги тогда не любили и не читали, их ревностно берегли. В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их возврата в "книгохранительницу", для нарушителей устанавливались наказания. Ведь писались книги на дорогом материале - пергаменте, изготавливаемом из телячьей кожи. Листы пергамента, чтобы они не коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. И плохо приходилось тому, кто небрежно обращался с книгой. Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: "Если какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застегивает всех застёжек, то пусть будет проклят!"
Ещё до принятия христианства в 988 г. на Руси были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 г.), и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам Х в., и другие находки археологов и историков.
Однако именно принятие христианства явилось тем историческим моментом, с которого, по существу, и начала распространяться письменность в Древней Руси. Богослужебные книги были переведены с греческого на старославянский язык. Этот родственный, близкий нашим предкам язык (иначе называемый - церковнославянский) сыграл важнейшую роль в развитии речевой культуры, в становлении русского литературного языка. Уже тогда, в Х в., великий князь Владимир Святославович, как бы предвосхищая смелые преобразования Петра I ,сразу после крещения Руси начал забирать детей у "нарочитой чади на ученье книжное". Таким образом, сначала образование коснулось лишь детей знатных лиц ("нарочитой чади"), но уже вскоре, как мы увидим, грамотность распространилась и среди лиц низших сословий. Обучение шло тогда по церковным книгам. Учебников (в нашем смысле слова) в Древней Руси не было. Богослужебные книги (особенно псалтырь - сборник псалмов, т. е. морально-поучительных песнопений, и часослов, содержащий тексты ежедневных церковных служб), нередко заучивались наизусть. Заметим, кстати, что обучение "закону божьему" по псалтырю на церковнославянском языке было обязательным учебным предметом ещё в дореволюционной школе.
Но, конечно, не только переводные богослужебные книги читались в те времена. Уже тогда появилось множество оригинальных произведений древнерусских (правда, часто безымянных) авторов: "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Житие Феодосия Печерского", "Слово Даниила Заточника", "Слово о погибели русской земли", "Житие Александра Невского", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Задонщина" и многие другие. Пожалуй, самую важную роль в развитии мировоззрения и литературного языка наших предков сыграло летописание - погодные записи, в которых нашла отражение вся жизнь Древней Руси. Среди летописей на первом месте стоит "Повесть временных лет", написанная в начале ХII в. монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором, книжником широкого исторического кругозора и большого литературного дарования. Остановитесь возле статуи "Нестора-летописца" в Русском музее. Знаменитый скульптор М. М. Антокольский изобразил его глубоким стариком с пергаментом в руках и утомлённо-мудрым взглядом, обращённым в прошлое. Созданная монахом Нестором "Повесть временных лет" воплотила в себе и самые различные исторические сведения, и высокие гражданские идеалы наших предков, и образцы литературного языка той эпохи.
Сколько же всё-таки книг было в Древней Руси? Сколько экземпляров пергаментных рукописей держали в руках наши предки? Назвать точную цифру, конечно, невозможно. Но существуют косвенные данные. По свидетельству историков и археологов, со времени крещения Руси (988 г.) за 250 лет было построено около 10000 церквей и 200 монастырей. Для совершения обрядовой службы в них необходимо было иметь не менее 85 тысяч богослужебных книг! Но это не всё. Существовала светская, нецерковная литература. Летописание велось не только в монастырях, а и в великокняжеских городах, и в удельных княжествах. Поэтому исследователи считают, что общее количество рукописных книг в Древней Руси до XIV в. составляло около 100 тысяч экземпляров, а вместе с завезёнными из южнославянских стран и превышало это число.
Но почему же, по данным Археографической комиссии, которая обращалась во все библиотеки, музеи и архивы, оказалось, что от периода XI-XIV вв. до нас дошло только 1868 книг, из них 375 евангелий.
Секрет прост. Здесь повинно не только беспощадное время. Алчные соседи беспрерывно обрушивали грабительские набеги на многострадальную Русь. Только половцы совершили пятьдесят крупных походов, подвергая разорению и огню самые богатые и густонаселённые земли. Гибли люди, зарастали поля, тлели рукописные книги. А потом нашествие монголо-татар, надолго прервавшее развитие русской цивилизации. В пламени пожаров погибли тогда бесценные книжные сокровища Древней Руси.
Но многое осталось. И многое найдено. Интересное открытие было сделано в 1951 г. во время раскопок в Новгороде. Археологи извлекли из-под земли берестяные грамоты-рукописи, не написанные, а выцарапанные на специально подготовленной для этого берёзовой коре. В новгородских подземных залежах найдено уже около семисот документов. Они позволили "услышать" живую речь наших далёких предков.
Новгородские берестяные грамоты содержат в основном переписку, касающуюся самых прозаических сторон жизни. Некий Михаил, например, пишет господину своему Тимофею: "Земля готова, надобе семяна". Муж просит жену: "Пришли сорочки, сорочки забыл". Открытие берестяных грамот имело огромное культурно-историческое значение. Оно явилось неоспоримым доказательством широкого распространения грамотности в Древней Руси, причём не только у бояр, купцов и духовенства, но и среди простых новгородских горожан.
В записях на бересте оказалась запечатлена и любовь наших предков к чтению, к книге. Так, в одной из грамот XIV в. некий Яков, обращаясь к куму и другу с просьбой о покупке овса, заканчивает её словами: "Да пришли мне чтения доброго".
Горбачевич К.С.
Другие работы по теме:
Стратегия выхода из кризиса
Точнее, стратегии две. Первая прекрасно выражается в митингах «согласных»- сплотиться в трудные времена, при этом не так важно лучший или нет предложен вариант выхода из кризиса, важно поддержать этот выход, сделав, тем самым, его самым сильным. Сплотиться перед опасностью!
Геракл
Так звали величайшего героя мифов Древней Греции. Он был сыном красавицы Алкмены и Зевса — главного бога древних греков.
Куда исчезли настоящие мужчины
Появилось поколение, которое по понятным причинам воспитали женщины. Оно не имело перед собой мужской фигуры для подражания. То есть, попросту не знало, как это — быть мужчиной. Эти мужчины не умели создавать свою территорию, не умели охранять её.
Фольклор - Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества или фольклора от английского folk оге народное знание народная мудрость берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать поэтому все свои знания передавали в устных рассказах.
Гоголь н. в. - Сатирическая фантастика н. в. гоголя
В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Гоголь нередко прибегает к фантастике, вводит в свои повести чертей, ведьм. Но его фантастика особого рода: она имеет чаще всего смешной, сатирический характер. Черт у него похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости, каким он изображен в "Ночи перед Рождеством".
Пособие по музыкальной грамоте для 1 класса
Начальные сведения, преподаваемые ученикам первого класса на уроках по музыкальной грамоте, названия и размещение нот. Сущность ритма и размера, тона и полутона. Основные понятия, используемые в музыке: тональность, интервал, реприза, транспозиция.
Усадьба Павловская Слобода
История этого Подмосковного местечка насчитывает много веков. В межевой грамоте (1504 г.) Ивана III, краеведы впервые находят упоминание этого селения, и имя одного из его первых владельцев - Якова Морозова.
Пафнутий Львович Чебышев
Корнет казачьего полка Лев Павлович Чебышев и его супруга дали своему первому сыну, родившемуся 26 мая 1821 года в селе Окатово Калужской губернии, редкое имя Пафнутия. О детстве Пафнутия Львовича – великого русского математика мы знаем очень мало. Грамоте его обучала мама, а французкому и арифметике – двоюродная сестра.
Народный стих
Автор: Разное Ой ты, гой eси... Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
Анализ басни Крылова Лягушки, просящие царя
Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.
Обломов и Штольц. Сопоставительная характеристика образов
Автор: Гончаров И.А. Несмотря на то, что Обломов и Штольц такие разные люди, их что-то объединяло. Все свое детство они провели вместе: вместе учились в школе, вместе делали уроки – хотя, чаще всего, Андрей давал списывать Илье, делал за него переводы. Они были ровесники, казалось, что один дополняет другого, так как они были очень разными людьми.
Толстой О методах обучения грамоте
Лев Николаевич Толстой О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте
Мастерство в изображении быта героя
В основном яркость произведения зависит от мастерства автора показать и выделить те или иные детали, характеризующие героя. Пример тому - образ Раскольникова в романе Достоевского "Преступление и наказание".
Радищев А.Н.
Первыми воспитателями мальчика были крепостные крестьяне: няня Прасковья Клементьевна и обучивший его грамоте дядька Петр Мамонтов. Они ввели его в мир народного творчества, интерес и любовь к которому писатель сохранил на всю жизнь.
Хожение за три моря
"Хожение за три моря" - древнерусское произведение в стиле дневниковых записей. Автор - тверской купец Афанасий Никитин - описывает свое путешествие через Дербент и Баку сухим путем в Персию и потом в Индию.
Мой любимый предмет - математика сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.
Кант
Выше упоминалась роль неокантианства, в частности, марбургской школы, для мыслящей молодежи начала десятых годов. О причинах популярности в этой среде Марбургской школы специально говорит в «Охранной грамоте» Пастернак.
Феофан Грек
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца.
Водолаз
Популярное описание водолазного снаряжения.
Онфим
Введение 1 Хронология 2 Онфим-ученик 3 Онфим-художник Список литературы Введение Онфим (народная версия греческого имени Анфимий) — новгородский мальчик XIII века, автор берестяных грамот и рисунков. Всего почерком Онфима написано 12 грамот: № 199—210 и 331, а кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков, не пронумерованных как грамоты, так как они не содержат текста.
Эдикт Фонтенбло
— эдикт Людовика XIV от 17 октября 1685 года. об отмене принятого в 1598 году Генрихом IV Нантского эдикта, гарантировавшего гугенотам свободу вероисповедания.
Берладники
— беглецы и беженцы разных социальных слоев Киевской Руси, преимущественно южных земель, которые оставляли родину через притеснения разного рода и селились между Карпатами и Днестром, в низовье Дуная, преимущественно в молдавском городе Берлад на реке Бырлад (в настоящее время в Румынии). Существовали на протяжении XII—XIII веков.
Дворянская родословная книга
— документ, оформляющий привилегии дворянской части населения каждой губернии Российской империи. Составлять и вести такую книгу, в которую были вписаны все дворянские роды данной губернии, было предписано в «Жалованной Грамоте», данной Екатериной II Российскому дворянству 21 апреля 1785 г.
Монастырские крестьяне
Монастырские крестьяне — категория феодально-зависимого населения владений православной церкви в России с XI в. до середины XVIII в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально-зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 года Монастырские крестьяне, например, должны были платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все хозяйственные работы.
Дайновское княжество
Дайновское княжество — удельное княжество XIII—XIV вв. в составе Великого княжества Литовского. Занимало территорию между Неманом (правые притоки Дитва, Гавья с р. Жижмой) и Вилией. По реке Котра граничило с Городенским княжеством.
Культура казанского ханств
Культура Казанского ханства В культуре Казанского ханства слились воедино многие культурные традиции. Самыми богатыми были традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды. Среди казанцев, как и булгар, широко распространена была грамотность. Грамотными были не только представители феодальной знати, духовенства, ханские чиновники.
Ликбез
План Введение 1 История 1.1 Организационная основа 1.2 Ликпункты и школы грамоты 1.3 Учебно-методическая база 1.4 Итоги работы Список литературы Введение
Нальшанская земля
Нальшанская земля Нальшаны Нальчшаны — историческая область в составе Литвы. Упоминается в «Лифляндской рифмованной хронике» при описании событий 1229 и 1250 как земля Nalsen, находящаяся между владениями Ливонского ордена и Литвой. По мнению исследователей, территория Нальшан приблизительно соотносится с территориях Аукштайтии и Свенцянской возвышенности.
Уставная Белозерская грамота
Уставная Белозерская грамота определяет порядок суда и управления Белозерских наместников, и размер пошлин ими получаемых. Условно в этой грамоте можно выделить 4 раздела:
Просвещение в Чувашии
Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр I в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... ".
по Праву 12
Контрольная работа. Сравнительная характеристика права собственности на землю по Русской правде и Псковской судной грамоте. Эволюция права собственности.
Юргис Балтрушайтис
Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873–) — поэт. Р. в местности Поантвардзе, бывш. Ковенской губ., в литовской крестьянской семье. Самоучкой выучился грамоте. Начальное образование получил под руководством местного ксендза.