Икона. I треть XIII века. ГТГ
Дерево, левкас, темпера. 61,5 х 146,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № ДР-1191
Место создания Владимиро-Суздальская Русь (?), Россия
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование– «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса).
Иконография «Деисуса» чрезвычайно распространена в византийском православном мире. Посредине – Спаситель в образе Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус»; со временем деисусный ряд разрастал за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгий и Дмитрий Солунский, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые — преподобные, святители, благоверные. В Деисусе нашло воплощение одно из основных содержаний и целей Земной Церкви — посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным ради снискания Его милости.
На рубеже XIV-XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас – стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.
Представляемый на нашем сайде «Деисус» – самый ранний из дошедших от Киевской Руси до нашего времени. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенского собора Московского Кремля, где помещалась над гробницей митрополита Филиппа . По мнению В.Н.Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный собор из Владимира в 1518, когда в Москву переносили многие местночтимые образа в том числе и «Спас Эммануил с архангелами» (Конец XII в. ГТГ).
О.С. Попова допускает, что ««Деисус» возник, как и «Успение», в Новгороде, ибо тип и образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно, – отмечает исследовательница, – так как общий в них образ просто может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе в Новгороде или другом русском княжестве, но «Деисус» создан на Руси в начале XIII в. В нем мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви» (Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины ХIII века. – М., 1988. С.231-232.). Известно, что церковь Богородицы (1208-1209) в Студенице (Сербия) была расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских мастерских .
«Деисус» по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной преграды.
В оплечном «Деисусе» из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На Нем красно-коричневый хитон, с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.
Лучше всего сохранился лик Богоматери. Ее Образ, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках. О.С. Попова находит, что «самое близкое ему изображение – настолпная фреска «Богоматерь Студеницкая» .
Особенно выразителен лик Предтечи – пророка, аскета, изможденного пустынника – с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен в глубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из характерных иконных типов комниновского периода, который к начале XIII века уже выглядел старомодным .
Другие работы по теме:
Иов Анзерский
(в миру Иоанн, в схиме Иисус; 1635, Москва — 6 марта 1720) — преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 6 марта и 29 мая (обретение мощей).
Алькобер, Иоанн
Иоанн Алькобер (исп. Juan Alcober, 31.12.1694 г., Гренада, Испания — 25.10.1748 г., Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, член монашеского ордена доминиканцев, миссионер, священник, мученик.
Израиль: Бахаи
Бахаисты проповедуют общечеловеческие ценности и духовное единение всех 6 млрд. обитателей планеты Земля. Как и положено, у бахаи есть свой предтеча по имени Баб и свой пророк Бахаулла. После смерти Баб долго не мог обрести покой.
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы". К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
Богоматерь Белозерская (Умиление)
История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим.
Икона «Богоматерь Владимирская»
Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно, а именно в 1930 году, и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная.
Творчество Феофана Грека 3
Выполнила: Прусова Ирина 10 "Б" класс 2011г Творчество Феофана Грека Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.
Богоматерь Донская
Феофан Грек "Донская Богоматерь" Написан : Хваталина Ира Класс : 11-3 УВК : 1828 Проверен : Оценка : 1999 Год
Живопись на Руси
Иконостас Благовещенского собора. Самое совершенное произведение А. Рублева – икона “Троица”. Иконопись.
Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи
Искусствоведческо-терминологический словарь по иконографии Древнерусской живописи. В алфавитном порядке даны определения, описания (краткие содержания) основных сюжетных направлений русской христианской православной иконописи от истоков до начала XVI в.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Софийский собор
Софийский собор - одна из древнейших каменных построек Руси - был заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм.
Феофан Грек
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца.
Московская школа иконописи
Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия.
Псковская школа иконописи
Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
Измайлов, Герасим Григорьевич
Гера́сим Григо́рьевич Изма́йлов (до 1745 — после 1795) — русский купец, мореход, исследователь Северной Пацифики, в честь которого названы бухта и остров у берегов Аляски.
Сотио, Альберто
(итал. Alberto Sotio, также иногда Alberto Sozio; 2-я пол. XII в. – нач. XIII в.) — итальянский художник. Имя мастера было обнаружено на расписном кресте из собора в Сполето. В нижней части распятия под изображением черепа Адама сохранилось дата – 1187 год от Р.Х, и фрагмент подписи « OPUS ALBERTO SO», т.е. «произведение Альберто Со…».
Иоанн Солсберийский
(лат. Johannes Saresberiensis) (1115/1120 Салисбери — 1180) — англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра (1176—1180).
Стефан Лэнгтон
(англ. Stephen Langton) — англ. богослов и политический деятель, род. в конце XII века; получил прекрасное образование. В 1206 Лангтон был сделан кардиналом, благодаря папе Иннокентию III, его соученику и другу. В следующем году папа Иннокентий III заставил монахов избрать Лэнгтона на кентерберийскую кафедру, вопреки желанию короля Иоанна.
Пелагия дева Антиохийская
Не следует путать с Пелагией Антиохийской, преподобной V века. Пелагия Антиохийская — раннехристианская мученица, дева. Память в Православной церкви совершается 8 октября (по юлианскому календарю).
Киценко, Надежда Борисовна
Надежда Борисовна Киценко (англ. Nadieszda Kizenko; род. 1961 Нью-Йорк, США) — американский исследователь-историк, профессор. Родилась в семье перемещённых лиц, прибывших в США из Германии после Второй мировой войны.
Мастер синих распятий
– (итал. Maestro dei Crocifissi Azzurri; работал в 3-й четверти XIII в. ) - итальянский художник умбрийского или эмилианского происхождения. Среди работ, причислявшихся к «школе Джунта Пизано», английский исследователь Эдвард Гаррисон выделил расписные кресты, на которых фон прописан синей краской.
Иоанн Чешский
Святой Иоанн Пустынник — первый чешский пустынник, предположительно — сын князя бодричей Гостимысла, погибшего в 844 году в сражении с войсками Людовика Немецкого. Иоанн прожил 42 года в пещере в чешских лесах недалеко от Праги, после чего встретил князя Боривоя (Борживоя, мужа св.Людмилы Чешской), причастился Святых Тайн в церкви в замке Тетин и вскоре умер.
Итоги Великой Отечественной Войны
СССР спас человечество от фашизма СССР отстоял свою независимость, идеологию СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы
Феофил Александрийский
Феофил (греч. Θεόφιλος) — Патриарх Александрийский. занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 год.
Дервиз
Дервиз Дервиз вернее фон-дер-Визе — русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц-советником голштинской службы у Петра III и возведен в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер».
Циммерман, Иоанн Георг Риттер фон
План Введение 1 Философ 2 Врач 3 Иоанн Георг Циммерман и Россия 4 Характер. Афоризмы Список литературы Введение Иоа́нн Гео́рг Риттер фон Циммерма́н (нем. Johann Georg Ritter von Zimmermann; часто пишут без титула: Иоанн Георг Циммерман или Иоганн Георг Циммерман; 8 декабря 1728, Бругг, Швейцария — 7 октября 1795, Ганновер, Германия) — швейцарский философ и врач.
Мирович, Василий Яковлевич
Васи́лий Я́ковлевич Миро́вич (1740, Тобольск — 15 сентября 1764) — подпоручик смоленского пехотного полка, виновник «шлиссельбургской нелепы», по выражению Екатерины II; она же назвала Мировича «сыном и внуком бунтовщиков». Его дед, переяславский полковник Фёдор Мирович, был сторонником гетмана Ивана Мазепы и после поражения Карла XII бежал в Польшу.
Иоанн I король Франции
Иоанн I Посмертный (Постум, фр. Jean Ier le Posthume; 15 ноября 1316(13161115), Париж, Франция — 20 ноября 1316, Париж, Франция) — король Франции, сын Людовика X Сварливого от его второго брака с Клеменцией Венгерской. Родился через несколько месяцев после смерти отца, 15 ноября 1316 года, и сразу был провозглашён королём, однако король-младенец умер уже через 5 дней сразу после крещения.
Иоанн I король Шотландии
Иоанн I Баллиоль (Джон «Пустой камзол»; гэльск. Iain Bailiol, англ. John Balliol; 1248(1248) — 25 ноября 1314, Хеликур, Пикардия) — король Шотландии (1292 — 1296), признавший сюзеренитет Англии, что послужило причиной трехсотлетней войны за независимость Шотландии.
Кранах
Кранах (Cranach) - прозвище двух нем. художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали).
Дионисий
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.