Отделение архитектуры РААСН обратилось к членам Академии с просьбой назвать имена десяти выдающихся, по их мнению, архитекторов и произведений архитектуры XX века. Публикуемые ниже итоги опроса, естественно, не отражают всех конкретных суждений по данному вопросу, но являются некой их результирующей. Расположив имена и архитектурные произведения по степени убывания набранных ими голосов, получили следующую картину.
Выдающиеся архитекторы XX века
– Ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт*
– К.С.Мельников
– Л.Мис ван дер Роэ, К.Танге*
– А.Аалто
– В.Гропиус
– О.Нимейер, Й.Утцон*
– Р.Майер, И.И.Леонидов, А.Гауди*
Выдающиеся произведения архитектуры XX века
- Ле Корбюзье. Капелла в Роншане
- Ф.-Л.Райт. "Дом над водопадом", музей Гуггенхейма
- К.С.Мельников. Клуб имени Русакова в Москве
- Л.Мис ван дер Роэ. Выставочный павильон в Барселоне
- К.Танге. Олимпийские сооружения в Токио
- А.Аалто. Комплекс университета в Отаниеми
- О.Нимейер. Центр Бразилиа
- Й.Утцон. Оперный театр в Сиднее
- А.Гауди. Постройки в Барселоне
- И.И.Леонидов. Проект Института библиотековедения имени В.И.Ленина
В подобных опросах, проводившихся на грани веков в разных странах и разными учреждениями, более всего, пожалуй, поражает схожесть результатов: чаще всего выделяют одну и ту же группу имен и построек. Различия возникают в тех случаях, когда увеличивается число позиций в анкетах. Но и при выборе не 10, а 100 наиболее выдающихся архитекторов оценки оказываются достаточно близки по всему миру. Думается, уже одно это само по себе является важным фактом истории и мирового, и российского зодчества: мировая архитектурная культура достигла единства, и Россия сегодня составляет его неотъемлемую часть – по крайней мере в смысле профессиональной ментальности.
Кроме всего прочего, результаты опросов отчетливо выявляют современное многостилье, терпимость ко всем существовавшим направлениям, признание возможности соединения вроде бы несоединимого – наследия Ле Корбюзье и Гауди, Мис ван дер Роэ и Аалто.Интересно и то, что у мастеров, занимающих первые места, отмечены самые нехарактерные, не связанные с их программными манифестами сооружения – не "Марсельская единица", а капелла в Роншане у Ле Корбюзье, не "Дома прерий", а "Дом над водопадом" у Райта. Вероятнее всего, они привлекают симпатии современных архитекторов своей единственной, как кажется, общей чертой – необычайно высокой и открытой, намеренной эмоциональностью.
Скорее всего, так проявляется тоска зодчих наших дней по чувственности формы. Некоторые сегодня утоляют ее, работая в области неомодерна, реже – необарокко. Однако потребность в эмоциональности все же не может быть удовлетворена "стилистически". В капелле в Роншане и "Доме над водопадом" привлекательна именно их внестилистическая выразительность, основанная на динамике объемов и остром, но в то же время не разрушительном диалоге с природой.Как показывают результаты опроса, историзм сейчас не в чести – даже в своих неоклассических разновидностях. Это также в большой степени констатация теперешних настроений, чем оценка значения классического наследия в архитектуре ХХ века. Отсутствуют Жолтовский, Шпеер, Гверрини, Крие. Однако "медь торжественной латыни" на протяжении всего ушедшего столетия звучала в зодчестве почти наравне с "аккордами громовой революционной симфонии" авангарда. Возможно, что это противостояние закончилось и архитектуре нового века суждено пойти по принципиально иному пути и обрести иной алфавит художественного языка, основанный не на эстетических категориях и исторической конкретике образов, а на передаче понятий экологической этики и новой космогонии, размышлений о месте человека в техногенной цивилизации. Историзм при этом не исчезает из профессионального мышления, напротив, его значение расширяется за счет увеличения роли моральных ценностей при переустройстве существующего и повсеместно обладающего либо природной, либо исторической памятью пространства.
Д.О.Швидковский
Думаю, на ответы повлиял установившийся стереотип, в свое время определенный высшими авторитетами мировой архитектуры ХХ века, начиная с Гидеона Зигфрида и Гропиуса, во власти этого стереотипа все мы до сих пор находимся. На сегодняшний день имеется некий "иконостас", который никто не хочет пересматривать из опасения быть обвиненным в дурном вкусе…Интересно, а может быть, характерно, что оценки наших академиков направлены большей частью в прошлое, – основная масса архитекторов, попавших в список, – это люди первой половины прошлого века. Что же касается объектов, – проставьте даты и вы увидите, что в списке нет ни одного объекта "моложе" 1965 года, причем восемь из них "старше" 1960 года. Впечатление такое, что академики определяли 10 наиболее выдающихся архитекторов первой половины, в крайнем случае еще середины ХХ столетия.
Объект И. Леонидова не осуществлен и, честно говоря, не разработан, это всего лишь эскиз-идея, хотя и очень интересная. Мне кажется, его не следовало ставить в один ряд с осуществленными проектами. Ибо между эскизом и построенным зданием (что только и является архитектурой) лежит пропасть.
Результаты опроса оказались вполне предсказуемы, ибо таковы рекомендации (между строк) почти всех наших теоретических и исторических книг последних десятилетий.Теперь по конкретным пунктам.
Похоже, Бразилиа и Нимейер не выдерживают испытания временем, их рейтинг имеет явную тенденцию к падению.Ф.-Л.Райт и Корбюзье, наоборот, в условиях спроса на малые жилые дома выглядят все лучше и лучше – значит, это классика.
Очень высокий рейтинг оказался у Мельникова, несмотря на плохое состояние сооружений… Следовательно, профессионалы ценят идею. Но войдите в капеллу в Роншане (кто был, тот поймет) и в клуб имени Русакова – это вещи с разных планет и из разных культур – кстати, не только потому, что клуб в безобразном состоянии. К сожалению, кроме Мельникова нам выставить некого.
Удивительно велик рейтинг барселонского павильона Миса ван дер Роэ. Что ж, это понятно – другие объекты того же автора могли бы располагаться в списке столь же высоко.
А.В.Анисимов
Результаты опроса, за исключением двух-трех пунктов, вполне ожидаемы. В отличие от проводившихся ранее на ту же тему международных опросов, где всегда упоминается К.Мельников, характерно появление еще одного русского архитектора – И.Леонидова. Других значимых для развития отечественной архитектуры имен – Жолтовский, Щусев, Веснины и так далее – в списке не оказалось.
Что же представляют собой два русских "лауреата", стоящие в одном ряду с фундаментальными фигурами архитектурного процесса ХХ века, Корбюзье и Райтом? Почему именно они?Во-первых, конечно, время. Это архитекторы не одного поколения, но одного времени – времени надежд и обещаний, искренности и веры в будущее. Во всяком случае, так это представляется спустя семьдесят лет.
Дальнейшее развитие нашей архитектуры не пощадило Мельникова и Леонидова, оба они оказались за бортом истории: не имели учеников, не оставили после себя школ и явных последователей. С этой точки зрения Мельников и Леонидов – персонажи аномальные в отечественной архитектуре: неудачные политики, романтики, лишившиеся возможности творить и даже просто работать, – по итогам их творческих биографий это фигуры, безусловно, трагические. Они оказались слишком индивидуальны, слишком не похожи на тогдашнее архитектурное сообщество, "слишком личностями". Тем не менее Мельников и Леонидов были яркими представителями русского художественного гения и по жестокому, но справедливому счету именно они вошли в число архитекторов, внесших самобытный вклад в развитие современной архитектуры.
Удивительно, что они и сейчас в общем невостребованны на родине. Их пророческие проекты вдохновляют не нас, а скорее наших зарубежных коллег. Мы же при этом сетуем и сокрушаемся по поводу маргинальности современной отечественной архитектуры, а иногда даже говорим о неком всемирном заговоре молчания по поводу наших достижений.
А.А.Скокан
Другие работы по теме:
Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Дворцовая площадь
ДОКЛАД На тему: « Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Дворцовая площадь Выполнил: ученик 6 «г» Спиридонов Сергей Г.Кстово 2011 год Архитектурный облик Санкт-Петербурга - его визитная карточка. Полный архитектурной гармонии и европейской элегантности.
о выпускающей кафедре «Архитектура и дизайн»
Вуза. Так же нам необходима информация о кафедре, о преподавателях, и о том, какая работа ведется для поддержания статуса вуза. Эта информация расширит границы повседневного «рутинного» восприятия учебного процесса и позволит нам чувствовать себя осведомленными и более уверенными в себе студентами
Музеи Подмосковья
Можно сказать без преувеличения, что сам по себе Московский край - это один большой музей. На его территории находятся древние города, сохранившие постройки и облик давно ушедших времен, множество дворянских усадеб, огромное количество церквей.
Аэропорт
В докладе говорится об аэропортах Москвы.
Сергей Прокофьев
Сочинение-миниатюра с элементами биографии В музыке, так же, как и в литературе, есть много прекрасных произведений, созданных для детей. Почти все композиторы в своем творчестве обращаются к детской тематике, наверное потому, что им приятно вспоминать свое детство. Одним из таких выдающихся композиторов был Сергей Сергеевич Прокофьев, который уже в 5 лет сам начал сочинять музыку.
Пизанская башня
Знаменитая Пизанская башня это колокольня собора в городе Пизе, расположенная на Соборной площади, которую часто называют "Площадь чудес". Пизанская башня по праву является символом города. Строительство башни. Падение архитектурного чуда. Опыты Галилея.
Творчество Антонио Ринальди
Ученик Луиджи Ванвителли - одного из ведущих мастеров позднего итальянского барокко. Переход от барокко к классицизму в русском зодчестве. "Сюита" мемориальных сооружений, посвященных прославлению воинских подвигов русской армии и флота.
Храм Василия Блаженного)
В 1555 году по указу Ивана Грозного взамен деревянных церквей началось строительство большого каменного Покровского собора, который стал одним из самых замечательных произведений русского национального искусства.
Церковь Вознесения
Гениальным архитектурным произведением шатрового типа является церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная Василием III в честь рождения долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).
Государственный Русский Музей
Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Он открылся 7 (19) марта 1898 года и стал первым в России государственным музеем русского искусства.
День архитектуры Украины
День архитектуры Украины » ( укр. «День архітектури України» ) — национальный профессиональный праздник, украинских архитекторов и ценителей архитектурных шедевров страны, который отмечается в Республике Украина ежегодно 1 июля[1].«День архитектуры Украины» появился в украинском официальном календаре после распада Советского Союза в 1995 году, после того, как 17 июня 1995 года, «в поддержку инициативы архитекторов и градостроителей, их творческих союзов, работников проектных организаций и местных органов градостроительства и архитектуры», в столице республики городе-герое Киеве, второй президент Украины Леонид Данилович Кучма подписал Указ N 456/95 «О Дне архитектуры Украины» который предписывал отмечать его в Республике Украина каждый год первого июля.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Марк Витрувий Поллион
Введение 1 Биография 2 «Десять книг об архитектуре» 3 Переводы Список литературы Введение Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Объединение современных архитекторов
(ОСА) — общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Псевдорусский стиль
Введение 1 Развитие 1.1 Развитие в конце XIX века 1.2 Развитие в начале XX века Список литературы Введение Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.[1]
Петербургское общество архитекторов
Введение 1 Цель Общества 2 Деятельность 3 Председатели Общества Список литературы Введение Петербургское Общество архитекторов — Санкт-Петербургское творческое объединение архитекторов. Организовано 20.10.1870 (утвержден устав). Образовалось на основе кружка петербургских архитекторов и инженеров-строителей, организованного в 1862 по инициативе архитекторов Шретера В.
Библиотека РусАрх
Библиотека «РусАрх» — крупнейшая в Рунете некоммерческая специализированная электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.
Нимейер Соарис Филью, Оскар
План Введение 1 Биография Список литературы Введение О́скар Рибе́йру де Алме́йда де Ниме́йер Соа́рис Фи́лью (порт. Oscar Ribeiro de Almeida de Niemeyer Soares Filho; р. 15 декабря 1907, Рио-де-Жанейро) — один из виднейших латиноамериканских архитекторов XX века.
Хиславичский район
расположен к юго-западной части области. Эти земли принадлежали Смоленскому княжеству в XII веке, позже вошли в удел мстиславских князей. В XVII-XVIII веках здесь проходила граница между Российским государством и Речью Посполитой.
Китай: Ченде
XVIII век был последним спокойным и счастливым периодом императорского Китая. Во время благодатного правления императора Канси было создано немало удивительных произведений искусства, в том числе и архитектурного.
Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески (1337-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он открывает новую главу в истории архитектуры - формирование стиля Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками.
Мельников К.С.
К.С. Мельников родился в Москве в семье рабочего-строителя, выходца из крестьян, в 1890 г. Окончив приходскую школу, он работал "мальчиком" в фирме "Торговый дом Залесский и Чаплин".
Захаров А.Д.
Андреян Дмитриевич Захаров принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры. Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.
Адам, Роберт
Адам, Роберт (Adam, Robert) (1728–1792), шотландский архитектор и градостроитель, старший из четырех братьев.
Платонов Ю.П.
За выдающиеся творческие достижения академику Платонову присвоено Почетное звание Народного архитектора СССР и Заслуженного архитектора РСФСР.
Рудник Д.Я.
Член Союза архитекторов СССР с 1937 г., участник I-го съезда архитекторов Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.
Брюллов А. П.
Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова.
Голосов П.А.
Поверив в конструктивизм как в отвечающее современным требованиям творческое течение, он основательно и углубленно осваивает как приемы функционального метода, так и художественно-композиционные средства "конструктивного стиля".