Курашевич А.В.
Проблема стиля, стилеобразования всегда являлась одной из самых острых и актуальных в искусстве. Меняются задачи общества, стилистические эпохи, а сними и художественные критерии, однако высшие достижения искусства остаются, продолжают свою жизнь. Следовательно, в поступательном движении искусства мы обнаруживаем изменяющиеся и постоянно действующие факторы.
Стилевые черты, в основе которых лежат средства художественной выразительности, выражают суть, уникальность художественного творчества, явлений искусства. Система выразительных средств является носителем стилистических особенностей. На историческом этапе развития тех или иных стилевых черт устанавливается диалектическая связь, основанная на преемственности традиций и новаторских поисках.
История изучения стилей в искусстве, как история самого художественного творчества, прошла ряд закономерных этапов: от чисто эмпирических подходов, простого наблюдения через наивные попытки строгой систематизации и классификации по формальным признакам до осознания всей сложности, динамичности и неоднозначности явлений.
Основы понимания стиля в искусствознании заложил И.Винкельманн в своём классическом труде «История искусства древности» (1764). Различая «отдельный стиль народов, эпох и художников», он пытался дать их конкретно-историческое описание в сравнении с основной «идеей» стиля античного искусства [1]. И.В.Гёте в статье «Простое подражание природе, манера, стиль» (1788) поставил понятие стиля на более высокую ступень после художественного копирования природы или же привнесения в творческий процесс художника его субъективных личностных ощущений, которые создают манеру. Стиль в понимании Гёте – «познание сущности вещей»[2].
По сравнению с работами классиков искусствознания последующие исследования проблемы стиля носили более односторонний характер (социологические подходы В.Любке, И.Тена, В.Гаузенштейна). Ограниченность «социокультурного» подхода к искусству проявилась и в известных исследованиях И.Иоффе «Культура и искусство» (1915). По-иному односторонни работы классиков «формальной школы» искусствознания. В книгах А.Ригля «Возникновение искусства барокко в Риме» (1908), Г.Вельфлина «Основные понятия истории искусств» (1915) и других предметом рассмотрения являются различные «исторические стили» в их развитии и изменении от одной эпохи к другой: Античный, Готический, Классический, Барокко, Романтический, Ампир.
Существуют общие работы по теории стиля: В.Ванслова «Эстетика романтизма» (1966), А.Соколова «Теория стиля» (1968), А.Лосева «Проблемы художественного стиля» (1994). Реальная художественная практика не знает границ деления искусства на виды.
Понятие стиля в современной теории искусств в наше время имеет чрезвычайно широкий спектр значений, нюансов и ассоциаций. И в этом кроется глубокий историко-культурный смысл. Каждый художник совершенно индивидуально сочетает в себе особенности творца. Стиль – не постоянная и неизвестная структура, а живой художественный процесс. Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий.
Современные исследователи говорят о стиле как о «внутренней форме» художественного произведения. Стиль правильнее соотносить с более узким понятием способа творчества как конкретной системы взаимодействия закономерностей и приёмов художественного формообразования.
Стиль – единство, целостность содержательных и формальных элементов, с помощью которых непосредственно создаётся художественное произведение. Понятие исторической эпохи, художественного направления, течения, творческого метода, способа выражения и стиля составляют взаимосвязанную цепь, отражающую мнгогоступенчатость взаимодействия содержания и формы в искусстве. Вывод: стиль – это синтез. В художественном стиле все элементы не случайны, а взаимосвязаны между собой. Феномен стиля возникает между содержанием и формой. Стиль поднимается и над содержанием, и над формой, пронизывая всю структуру художественного произведения как музыка, как единая мелодия.
Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа его развития. Все стили связаны с историей, их содержание определяется внутренней логикой развития определённых способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых действует и живёт конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях. На фоне относительности границ понятий исторической эпохи, исторического типа искусства, художественного направления категория стиля обладает наибольшей целостностью. Именно стиль выражает суть, уникальность самого феномена художественного творчества в единстве его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Поэтому художественный стиль имеет право занять первое место в ряду основополагающих категорий искусствознания.
Явление стиля может быть выражено лишь на языке того искусства, которому оно принадлежит. Стиль есть «символическое выражение мирочувствования», выделяющее «людей одной культуры из общей человеческой массы… смыкающее их воедино» [3]. При этом человек является одновременно субъектом и объектом такого «мирочувствования», частью «мировой картины». Поэтому существует столько же миров, а, следовательно и стилей, сколько культур и людей, даже для каждого человека в отдельности.
Современное понимание категории художественного стиля отличается от того, как определяли его классики формальной школы прошлого столетия. Г.Вельфлин понимал стиль как завершённую в себе, устойчивую и неизменную структуру формальных элементов, подчинявшуюся какому-либо одному формообразующему принципу: плоскостности или пространственности, графичности или живописности, «открытой или закрытой форме». По сути аналогичную формулировку стиля даёт и А.Лосев: «Принципы конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей» [4]. Чаще всего стиль определяют как «систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса: содержанием и формой, идеей, темой, сюжетом, пространственными построениями, колоритом, техникой выполнения, приёмами и материалами» [5]. М.Каган ввёл понятие «внутренней формы, или внешней идеи подвижного образования, находящегося между содержанием и формой того, что связывает духовный смысл искусства с материальным миром» [6]. Это понятие ближе всего подходит к определению стиля, но не раскрывает его внутренней структуры и функций.
Список литературы
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Русская эстетика XIX века
Эстетика русских революционных демократов — это высший этап в развитии домарксистской эстетики. Теоретической основой эстетических теорий революционных демократов являлся их философский материализм.
Современная философия: сущность искусства
Точка зрения Бориса Гройса о том, что если в искусстве и есть какая-то эмансипаторная сила, то этой силой является коммерческий художественный рынок. Доминирование в художественной среде эпатажности и оригинальности, как способа выделиться из общей массы.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев
Произведение искусства, которое больше всего меня поразило
Существуют много произведений изобразительного искусства, которые остались в памяти человечества навсегда. Это и «Джоконда» Леонардо да Винчи, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, и портреты Ван Дейка, и пейзажи Левитана. Со всем этим можно ознакомиться по репродукциям, или придя в соответствующие музеи.
Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин
В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, «итожа жизнь свою», определяет: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
В чем заключается назначение искусства
Автор: ЕГЭ В чем заключается назначение искусства? Об этом размышляет в своей статье советский писатель Василь Быков Владимирович. Размышляя над данной проблемой, автор уже в самом начале статьи подчеркивает, что искусство всегда было средством познания жизни «с целью ее совершенствования». Беспокойство писателя вызывает то, что в наши дни искусство служит главным образом для развлечения.
Поэты «чистого искусства»
Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Предмет и задачи искусствоведения
Искусствоведение выполняет исследовательскую, публицистическую и просветительскую функции. Искусствоведение - наука, изучающая изобразительное искусство, архитектуру и пластические искусства.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Йенские романтики
Введение 1 Теоретические идеи йенских романтиков 2 Романтическая ирония Введение Йенские романтики (Йенская школа) — это группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис.
Ислам в Португалии
Ислам был одной из значимых религий на территории современной Португалии в период между 711 и 1282 годами, когда земли к югу от р. Дору занимало созданный арабами Кордовский халифат. Конечно, атлантическое побережье располагалось на периферии мусульманской Испании Аль-Андалус, но и здесь имелись центры мусульманской культуры и искусства.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Коклен, Бенуа-Констан
Коклен-старший фр. Benoit-Constant Coquelin Бенуа-Констан Коклен Коклен-старший (фр. Benoit-Constant Coquelin; род. 23 января 1841, Булонь-сюр-Мер — ум. 27 января 1909, Сюлли-Пон-о-Дам, Иль-де-Франс) — французский актёр и теоретик театра.
Имперская палата культуры
Имперская палата культуры (нем. Reichskulturkammer: RKK) — высший государственнцый орган, объединяющий и контролирующий всех работников сферы искусства в Третьем Рейхе. Официальной датой создания ведомства является 22 сентября 1933 года. 31 мая 1939 года палата была официальна переданна в управление Й.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Давыдов Юрий Николаевич
Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929) — специалист по социальной философии, западноевропейской философии, социологии искусства; доктор филос. наук, проф.
Айзерман Марк Аронович
АЙЗЕРМАН Марк Аронович (1913-92), российский ученый в области теории управления, представитель первого поколения кибернетиков в нашей стране, доктор технических наук.
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.
Александров Александр Данилович
Основатель современной школы геометрии в целом. Основные труды Александрова относятся к геометрии, где он открыл методы изучения метрических свойств фигур, породившие новый объект исследования — нерегулярные метрические многообразия