Бастун В.В.
Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели тогда, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Т.Б. Лихачев, поднимая эту проблему, выделил три этапа восприятия художественного произведения школьником.
К первому этапу относится первичное восприятие, то есть творческое воссоздание в сознании художественных образов. Сущность этапа в том, что первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо анализировать. При первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило, часто упускается то что показалось непонятным или не интересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития. С самого начала знакомства детей с произведениями искусства необходимо развивать комплекс способностей всестороннего их восприятия: талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастие в творчестве Особое место на данном этапе следует отводить методике преподавания дисциплин Наиболее эффективно первая встреча ребенка с произведением искусства происходит в форме свободного общения. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и подготавливает к самостоятельной работе. Таким образом реализуется педагогический принцип единства организации коллективной, классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы. Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится неотъемлемой частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы, приучая детей к коллективному прочтению отрывков, прослушиванию дисков, индивидуальному чтению, коллективному пению и т. д.
В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задание по отысканию исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий по сбору фактов, касающихся создания произведения, обсуждения с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов - все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.
Второй этап постижения художественного произведения школьниками - это получение учителем обратной информации об глубине первичного усвоения учащимися прошедшего материала. Сущность данного этапа в том, что учитель предоставляет детям возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли произведение искусство духовным достоянием школьника [2]. Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи художественных образов произведения, получения учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развития интеллектуальных и художественных способностей детей [2]
Третий этап - это этап научного постижения художественной деятельности. В качестве главных методов выступают методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа можно организовать двумя путями. Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления.
Второй состоит в том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-художественной критики.
Третий этап восприятия художественного произведения важный, но его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организован их тщательный учет и разбор.
На основе первых трех этапов возможен и четвертый, этап забегания вперед и возвращение к пройденному, основанному на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов необходимых освоения произведения искусства.
Таким образом, пройдя этот путь, предлагаемый Т.Б. Лихачевым, можно максимально приблизить ребенка к восприятию художественного произведения искусства, и тем самым развить в нем хороший эстетический вкус.
Список литературы
1. Лихачев Т.Б.. Теория эстетического воспитания школьников. - М: Просвещение 1985.
2. Методика воспитательной работы под ред./Азарова Ю.П., Байтенова Л.М. - М: Просвещение 1980.
Другие работы по теме:
Эстетическое воспитание
Понятие эстетического воспитания и его функции. Художники-модельеры как законодатели в области моды. Эстетический идеал как важнейший критерий эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эстетизация - особенность социалистического общества.
Эстетический и художественный вкуc
Понятие эстетического вкуса как категории этики, методика и критерии его оценивания. Пути формирования и развития эстетического вкуса у человека. Особенности и специфика развития в человеке художественного вкуса как одной их разновидностей эстетического.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Сочинения на свободную тему - В третьяковской галерее 1
Третьяковская галерея в Москве один из крупнейших в мире музеев русского изобразительного искусства. Она была основана в году П. М. Третьяковым как частное собрание. Как отмечают искусствоведы наиболее полно в частной коллекции.
Современная эстетика
В настоящее время эстетика стала многоотраслевой наукой. Наряду с анализом основных эстетических категорий и форм эстетического, деятельности и сознания она изучает искусство, его виды и жанры, его связь с философией, наукой, моралью, религией, художественные методы и стили на протяжении их исторического развития.
Разнообразные формы проведения уроков музыки
Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.
Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект
Как известно, психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им.
Произведение искусства, которое больше всего меня поразило
Существуют много произведений изобразительного искусства, которые остались в памяти человечества навсегда. Это и «Джоконда» Леонардо да Винчи, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, и портреты Ван Дейка, и пейзажи Левитана. Со всем этим можно ознакомиться по репродукциям, или придя в соответствующие музеи.
Интеллигентность
Автор: ЕГЭ Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное - от чуткости и отзывчивости.
Почему комедию Фонвизина Недоросль, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания
Автор: Фонвизин Д.И. Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.
Искусство в системе культуры 2
Искусство в системе культуры 1.Сущность и формы эстетического освоения человеком мира. 2.Понятие и виды искусства. Основные функции искусства. Что такое искусство?
Ассоциация
В психологии термин «Ассоциация» означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов.
Творчество Ван Дейка
ВАН ДЕЙК Антонис ван Дейк вошел в историю мировоого искусства, как замечательный портретист, хотя за свою недолгую жизнь он создал значительное количество произведений на религиозную и мифологическую тему. К этому времени относится картина «Ринальдо и Армида», написанная на сюжет, заимствованный из поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо.
Франсуа Жирардон
Жирардон, Франсуа (Girardon, Francois) (1628–1715), французский скульптор, родился в Труа 17 марта 1628.
Эстетическое формирование
Формирование в начальный период воспитания. Эстетическая и художественная культура. Эстетические чувства. Художественная культура личности.
Эстетическое основание становления мира
Мир непостоянен и изменчив в своих многомерно-ускоренных проявлениях, и для того чтобы удержаться в нем, не потерять свое право на существование, человечеству необходимо измениться, т.е. сформировать в себе свободу восприятия вечно подвижных форм мира.
Культурная политика
Направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды.
Писатель
Писа́тель — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).
Коллективное использование произведений
Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Южно–Уральский Государственный Университет Златоустовский Филиал Факультет Экономики и Права
Мишель Дюфренн (Dufrenne)
Мишель Дюфренн (Dufrenne) (1910–1995)- фр. философ, эстетик, представитель феноменологии. В 1950— 1960-е гг. разрабатывает проблемы эстетики. Его двухтомная «Феноменология эстетического опыта» (1953) стала классической работой в этой области.
Рене Магритт
Магритт, Рене (Magritte, Rene) (1898–1967), бельгийский художник, один из видных сюрреалистов. В своих картинах он воссоздавал мир фантазии и сновидений.