М.Г. Костюкович, Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси (РБ, Минск)
Ролан Быков называл детское кино глотком кислорода, несущим с собой свежесть, обновление и надежду, в мире и в кинематографе, где от загазованности не спасают даже противогазы. «Кинематограф надежды» - тоже его слова о детском кино.
Понимаю, что такое вступление, под заглавием с вопросительным знаком, делает эту статью публицистичной, но разве может исследование на такую тему быть другим? Возможно, именно публицистичности не хватает всем – очень редким – выступлениям на тему кинематографа о детях и для детей.
Примечательно, что детское кино в разнообразных дискуссиях о проблемах киноискусства затрагивается обычно вскользь и еще реже становится полноценным предметом обсуждения. Между тем, есть что обсудить.
Например, почти полное отсутствие фильмов для детей в современном постсоветском кинематографе, которое, похоже, уже никого не возмущает и даже не удивляет. В то время как Голливуд, наш «главный враг и конкурент», которого без конца обвиняют в заполнении (какое там! – в засорении!) всего мирового кинопространства своей продукцией, ежегодно поставляет на экраны и семейные фильмы, и подростковые и детские драмы, комедии. Вовсе не хочу вставать на защиту этой кинопродукции, но, в самом деле, заменить, ее, увы, нечем.
Когда смотрю современные фильмы о детях и подростках, представляется, что они вовсе не о детях, а о взрослых людях, чудесным образом ставших детьми и продолжающих решать свои взрослые проблемы своими взрослыми способами, вступать в свои взрослые конфликты. На мой взгляд, это фильмы о детях, адресованные скорее взрослым. Как ни удивительно, яркий пример – свежий белорусский фильм «Новогодние приключения в июле», создававшийся и ныне анонсируемый как фильм для детей. Некоторые образы вымышленного мира, получившие в фильме явно отрицательную оценку, изъяты из конкретных обстоятельств взрослой жизни: толпа надоедливых, будто с цепи сорвавшихся журналистов, существо с утрированными повадками наркомана, злодей, изъясняющийся рекламными слоганами. Иронию и гротеск в этих образах (к слову, примитивные, лишенные всякого такта) дети вряд ли оценят, а вот негативное отношение к профессии могут усвоить. Слова «воспитательная функция» как будто уже набили оскомину, любая открытая попытка воспитания у юных зрителей вызывает или тоску и игнорирование, или бунт. В этом контексте кино – одно из самых подходящих средств воспитания – вкуса, прежде всего. Вкуса в том числе и к юмору, который в «Новогодних приключениях в июле» превращается в издевку и сарказм, понятный, но не принимаемый даже взрослыми.
Мир детей и подростков в представлении игрового кино ожесточился и удивительным образом принял такие извращенные (т.е. буквально вывернутые наизнанку) черты, что вряд ли уже возможно по этому отображению восстановить облик реальности.
Агрессия стала основной темой фильмов про детей и подростков. Агрессия, которой в структуре ценностей фильма ничего не противостоит: ни милосердие, ни доброта, ни искренность. Еще немного – и детство и отрочество в современном игровом кино станет целиком отождествляться с агрессией.
Кино предоставляет много оснований, чтобы так считать. Французский фильм «Класс», показанный на «Лістападзіке-2009», российские «Все умрут, а я останусь», «Юленька» - все они в разных вариантах обыгрывают тему подростковой жестокости, гипертрофированной по воле авторов.
Проблемное кино для детей и подростков, за которое часто выдают подобные нравоописательные ленты об агрессии, на мой взгляд, вовсе отсутствует. Это все равно, что выдавать фильм «Дорогая Елена Сергеевна» или «Авария, дочь мента» за «Чучело», например.
Во многих современных сценариях, публикуемых в журнале «Искусство кино» и посвященных подросткам, можно найти черты «Дорогой Елены Сергеевны». Как правило, в центре внимания авторов обостренно драматичные события в школьном коллективе, взаимные унижения «деток из клетки», непременный эпизод в сценариях – первый сексуальный опыт, который оборачивается предательством.
Еще немного – и столь настойчивые повторения этих мотивов превратятся в драматургические клише. Думаю, не нужно объяснять, насколько это опасно.
В случаях, когда авторы не столь «кровожадны» в изображении детей и подростков, драматургия основывается, как правило, на конфликте богатых и бедных, как в белорусских фильмах начала 2000-х «Бальное платье», «Маленький боец», «Зорка Венера». Ребенок (подросток), вынужденный выживать самостоятельно в равнодушном к нему мире взрослых - в игровом кино уже устоявшийся образ, созданный в фильмах «Кука», «Лиля навсегда», «Итальянец».
В современном игровом кино образ ребенка превратился в средство, инструмент, который авторы используют в «шоковой терапии» для взрослых - в изображении изъянов общества.
Главное содержание фильмов для детей – нравственные, духовные, культурные ценности – часто едва ли не полностью вытесняется.
Таким образом, игровое кино в постсоветских странах быстро и болезненно «повзрослело», предлагая теперь и детям, и подросткам взрослые модели поведения, связываемые обычно с жестокостью, эгоизмом, озлобленностью. Это с одной стороны. С другой стороны – не свойственные нашему менталитету американские модели поведения, специфические культурные коды в голливудских фильмах, потихоньку, кстати, проникающие в отечественные киноленты.
Так, «вырастая» из киносказок Александра Роу и Леонида Нечаева, дети не находят фильмов, которые осмыслили бы и представили модели поведения в современном мире, подобно, например, лентам «Чучело» и «Доживем до понедельника».
«Глотков свежего воздуха» в кино все меньше. От загазованности «взрослого» кино, к сожалению, не спасают даже противогазы, эта проблема становится все более серьезной.
Другие работы по теме:
Музыка балет театр кинематограф
Музыка, балет, теат ■ кинематогр XX в, - время творческого взлета Музыка н Такие композиторы-новаторы, как А. Скрябин, И. Стравинский, С. Танеев, С. Рахманинов - в своем
Дети и экран
Социальная ситуация развития ребенка в Беларуси сегодня отличается относительной стабильностью, хотя и остаются такие явления, как сиротство, неполные семьи и т.д. Острая социальная проблема занимает важное место в государственной политике.
История русского кинематографа
Text Text В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент.
Голливуд фабрика грез
Содержание 1. История создания Голливуда 3 2. Субкультура Голливуда 4 3. Кинематограф в США 5 4. Рональд Рейган – актер, политик, общественный деятель 6
Развитие кино в 20-30 годы ХХ столетия
Наиболее популярным видом массового искусства 20-30 гг. несомненно было кино. Оно в эти годы качественно изменилось: в 1927 году был снят первый звуковой фильм, во второй половине 30-х годов кино приобрело цвет. Кинематограф родился 28 декабря 1885 года, когда французы братья
Кино в советское время
Кино завоевывает мир. Становление русского кино. Становление советского кино. Советское кино 30-х годов. Кино и Великая Отечественная война. Необычный, завораживающим мир кинематографа для многих зрителей.
История кино
Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день смотрят кинофильмы по телевидению.
Почему кино считается синтетическим искусством
Предпосылки рождения и развития кино. Литература, живопись, театр как составляющие кинообраза. Синематограф братьев Люмьер. Появление первых звуковых фильмов. Вклад различных наций в совершенствование кинематографа. Особенности современного киноискусства.
Абрамян, Хорен Бабкенович
Введение 1 Биография 2 Звания и награды 3 Роли в кино 4 Постановки в театре 5 Документальные фильмы Список литературы Введение Хоре́н Бабке́нович Абрамя́н (Абраамян) (1930—2004) — актёр театра и кино, театральный режиссёр, Народный артист СССР (1980)[1].
Аветян, Григор Карапетович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Григо́р Карапе́тович Аветя́н (20 января 1870—15 мая 1946) — армянский советский актёр,народный артист Армянской ССР (1935).
Гусев, Владимир Евгеньевич
Введение 1 Биография 2 Роли в Ярославском камерном театре 3 Фильмография Список литературы Введение Влади́мир Евге́ньевич Гу́сев (род. 9 июля 1958) — российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2010)[1].
Турзо, Дьёрдь
Введение 1 Биография 2 Участие в «деле графини Батори» 3 В искусстве 3.1 Кинематограф Введение Дьёрдь (Юрай) Турзо (1557, замок Льетавский Град у Жилины — 1616, Битча) — венгерский аристократ и государственный деятель. Граф. Палатин Венгрии в 1609—1616 гг.
Мэрион, Фрэнсис
Введение 1 Биография 2 Образ в кино- и телефильмах 3 Галерея Список литературы Введение Фрэнсис Мэрион (англ. Francis Marion [ˈmɛr-iː-ən, ˈmɑːr-iː-ən] [1]) (около 1732 г. — 26 февраля 1795 г.) — участник Войны за независимость США (1775—1783). В период с 1775 г. по июль 1780 г. дослужился от капитана до полковника континентальной армии, а в августе 1781 г. стал бригадным генералом милиции.
Трансаляскинский нефтепровод
Введение 1 История 2 Особенности нефтепровода 3 Появление в кино Введение Трансаляскинский нефтепровод (ТАН) — нефтепровод в США. Пересекает штат Аляска с севера на юг, длина нефтепровода 1288 км.
Бениаминов, Александр Давидович
Введение 1 Биография 1.1 Кинематограф 2 Фильмография Введение Александр Давидович Бениаминов (4 (17) июня 1903, Грозный — 22 марта 1991, Нью-Йорк) — советский актёр театра и кино.
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Байков, Виктор Алексеевич
Виктор Алексеевич Байков (10 ноября 1922 года — 3 июля 1993 года) — актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974). Биография С 1950 года — играет в театре Сатиры.
Беккер, Борис Израилевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ленком 3.2 Фильмография Список литературы Введение Борис Израилевич Беккер (1929—2011) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1993)[1].
Голландская операция 1944
Введение 1 Предпосылки 2 Цели сторон 3 План Операции 3.1 Операция «Маркет» 3.2 Операция «Гарден» 4 Итоги 5 Кинематограф Список литературы Введение Голландская операция (1944) — (кодовое наименование Маркет Гарден англ. Market Garden) военная операция союзников, проводившаяся с 17 сентября по 25 сентября 1944 года на территории Голландии и Германии во время Второй мировой войны.
Борисов, Виктор Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Театр 2.2 Кино Введение Виктор Алексеевич Борисов (род. 26 мая 1953 года) — советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист России.
Василенко, Владимир Павлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Владимир Павлович Василенко (26 октября 1951 года) — советский и российский актёр театра и кино.
Театр Пиквик
План Введение 1 История 2 Стоимость билетов (кино) 3 Интересные факты 4 Смотрите также Введение Театр Пиквик (англ. Pickwick) расположен в городе Парк Ридж (пригород Чикаго), штат Иллинойс.
Бобров, Алексей Николаевич
План Введение 1 Театр 1.1 Тольяттинский ТЮЗ 2 Кино 2.1 Фильмы 2.2 Сериалы Введение Алексей Николаевич Бобров (15 января 1985 года) — российский актёр. В 2009 году окончил РАТИ-ГИТИС (мастер курса — Алексей Бородин). Лауреат Всероссийского конкурса артистов-чтецов им. Я.Смоленского, лауреат конкурса чтецов ГИТИСа.
Балякин, Андрей Борисович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Андрей Борисович Балякин (род. 1959) — советский и российский актёр театра и кино. Начинал путь на сцену как актёр кукольного театра[1].
Болдин, Всеволод Владимирович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Центральный академический театр Российской армии 2.1.2 Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Сорокин, Андрей Викторович
План Введение 1 Биография 2 Театр 2.1 Спектакли, снятые с репертуара 2.2 Роли текущего репертуара 3 Кино 3.1 Актёр 3.2 Продюсер Введение Андрей Викторович Сорокин (20 марта 1953) — российский актёр театра и кино, продюсер.
Аукштыкальнис, Владимир Викторович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Роли в кино Список литературы Введение Владимир Викторович Аукштыкальнис — советский и российский актёр театра и кино.Заслуженный артист РСФСР(1980).
Антонов, Владимир Иванович
План Введение 1 Биография 2 Роли в кино 3 Признание и награды 4 Факты Список литературы Введение Антонов Владимир Иванович — советский и украинский актёр, Народный артист Украины (1991).
Балон, Владимир Яковлевич
План Введение 1 Из спорта в кино 2 Первые роли в кино 3 «Д’Артаньян и три мушкетера» 4 Другие работы в кино 5 Фильмография 6 Источники Введение Владимир Яковлевич Балон (23 февраля, 1931) — актёр, профессиональный спортсмен. Мастер спорта (1956), чемпион мира по фехтованию, постановщик трюков.
Кисленко, Валерий Кириллович
План Введение 1 Биография 2 Роли в театре (текущий репертуар) 3 Роли в кино Введение Валерий Кириллович Кисленко — российский актёр театра и кино. 1. Биография
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Дон Альварадо
(англ. Don Alvarado; 4 ноября 1904 — 31 марта 1967), урожденный Хосе Пейдж (Josй Paige) — американский актер немого кино. Биография Дон Альварадо родился 4 ноября 1904 года в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико, США. В 1922 году переехал в Лос-Анджелес, надеясь пробиться в актеры. Там он познакомился и сдружился с мексиканским актером Луисом Антонио Диамасо де Алонсо — впоследствии он стал знаменит, прославившись под именем Гилберт Роланд.
Хуциев Марлен Мартынович
Марлен Хуциев был ключевой фигурой в кинематографе 60-х годов. Этот изящный человек с негромким, чуть глуховатым голосом ничуть не похож на знаменитых режиссеров, которых не случайно сравнивают с командующими большими соединениями.