Алавиты

СИРИЙСКИЕ АЛАВИТЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

После краха Османской империи в 1918 г. Сирия попала под контроль Франции. Столкнувшись с мощным противодействием иностранному господству со стороны сирийских суннитов-националистов французы сделали политическую ставку на конфессиональные меньшинства чтобы локализовать разворачивающееся в стране национально-патриотическое движение. В этих целях французские власти стали уделять больше внимания нусайритам допуская возможность превратить алавитский район в главную базу своей колониальной политики. Параллельно в нусайритскую зону обитания было направлено значительное количество французских миссионеров-проповедников с задачей убедить нусайритов в их религиозной исключительности и возбудить у них сепаратистские настроения. Опираясь на элементы христианства в нусайризме миссионеры доказывали что алавиты - потомки крестоносцев а их мировоззрение базируется на христианстве. Но несмотря на стремление Франции завоевать симпатии алавитов их отношения поначалу не сложились. Многие алавитские лидеры не доверяли французской администрации . Кроме того развернувшаяся по всей территории Сирии партизанская война против французских оккупантов также оказала влияние на алавитов удерживая их от активных контактов с французской стороной.

Более того политические отношения между французской администрацией и алавитами резко омрачились в ходе вооруженного противостояния центром которого стала Латакия и прилежащие районы. В мае 1919 г. крупные беспорядки охватили территорию Ансарийских гор. Крестьянские волнения были вызваны земельной тяжбой между алавитскими крестьянами и группой исмаилитских феодалов поддерживаемых Францией. Алавитские феллахи защищали свои земли с оружием в руках. Французы были вынуждены заключить в 1919 г. перемирие и частично удовлетворили требования алавитов. Но осенью того же года Франция получив возможность перебросить в Сирию новые войска возобновила борьбу с алавитами. Горцы оказали упорное сопротивление и военные действия продолжались в течение трех лет. В 1921 г. восстание закончилось компромиссом главным образом вследствие того что французы вознамерились использовать алавитский сепаратизм в своих политических целях для закрепления собственного господства в Сирии.

Франция стремилась расчлененить страны на отдельные карликовые государственные образования: Ливан Дамаск Халеб.. 31 августа 1920 г. была создана "автономная территория алвитов". 12 июня 1922 г. это территориально-административное образование было переименовано в "Государство алавитов". Французский администратор был переименован в губернатора были созданы ведомства финансов общественных работ здравоохранения юстиции возглавленные французскими советниками Однако французской администрации пришлось столкнуться с необходимостью насаждать свое присутствие военной силой поскольку расчет на мирное внедрение в подмандатную страну на первом же этапе его осуществления оказался подорванным. "Умиротворение" же силой оружия - чрезвычайно затратная акция реализация которой для послевоенной Франции была затруднена по экономическим соображениям в первую очередь. Достижение имперских целей в кратчайшие сроки требовало применения разных методов. Поддержка сепаратизма поощрение центробежных устремлений сулили французской администрации реализацию ее интересов уже в ближайшей перспективе.

Именно колониальные интересы Франции заставили ее отказаться в итоге от военных путей разрешения проблем своего пребывания в Сирии и перейти к активному манипулированию политическими рычагами используя к своей выгоде противоречивость и сложности межконфесиональных связей и особенно эксплуатируя ситуацию с алавитами которые оставались неординарным конфессиональным образованием на этно-политической карте Сирии.

Политика дезинтеграции страны углубившая экономический кризис и приведшая Сирию на грань катастрофы в конце концов завела в тупик и французские власти. В 1922 г. после крупных волнений охвативших всю страну им пришлось провозгласить образование "Федерации автономных государств в Сирии" в составе трех государств: Дамаска Халеба и алавитского образования. Однако федерация не была идентична единству Сирии. Она должна была также подчиняться французским властям как и местные марионеточные правительства. Во главе федерации стоял президент избираемый на один год и федеральный совет. При президенте были образованы три федеральные дирекции: финансов общественных работ и гражданских дел.

По существу и это изобретение французской администрации оказалось недолговечным.

Уже 5 декабря 1924 г. федерация была ликвидирована и Сирия объявлена единым государством в которое вошли Дамаск Халеб и государство алавитов.

Это последнее просуществовало в рамках французского мандата с 1922 г. по 1936 г. хотя алавиты добивались полной самостоятельности. Алавитское государство включало два бывших санджака - Латакийский (области Латакия Джебле Банияс Масьяф Хафера) и Туртусский (области Тартус Сафита Телль-Калях) имело собственный флаг в виде полотнища белого цвета с желтым солнцем в средней части и четырьмя красными углами. Население алавитского государства насчитывало 278 тыс. чел. (176 тыс. алавитов 52 тыс. суннитов 44 5 тыс. христиан 4 5 тыс. исмаилитов). С 1930 г. Алавитское государство имело и свою конституцию. Но несмотря на обладание собственной государственностью алавиты оставались экономически и социально ниже суннитов и эти закрепленные традицией отношения нельзя было изменить простыми административными мерами. Объективно перенаселенный алавитский район с бедной каменистой почвой и низким уровнем развития производительных сил оставался одним из наиболее отсталых в Сирии. Эта отсталость зафиксирована и в социальных показателях. В годы французского мандата около 61% всех алавитов страдали трахомой что выделялось даже на общем невысоком с медицинской точки зрения фоне. Эпидемии нехватка витаминов постоянное недоедание явились причиной высокой детской смертности. Образовательный уровень алавитов также был весьма низким. Из общего числа студентов посещавших в 1936 г. государственные школы в Латакии только 27% были алавитами хотя алавиты составляли более 60% населения провинции.

Неравноправное положение алавитов особенно ярко проявлялось в сфере юридического обеспечения функционирования их общины. Везде на территории Сирии действовали суннитские законы и суннитские суды.

Для придания определенного статуса алавитскому сообществу необходимо было чтобы у него существовала собственная официальная судебная система суды и судьи. Добиваясь расположения алавитов и стремясь обеспечить прочное положение общины в своих интересах французская администрация в ряде случаев удовлетворяла запросы алавитского населения. Поэтому уже в 1922 г. французы одобрили учреждение отдельных религиозных судов для алавитов (махалим шар ила алавита). Таким образом алавиты освободились от подчинения суннитским судам но тем не менее так и не получили возможности отправления правосудия исключительно по своим собственным законам.

Общая ситуация на Западе в преддверии второй мировой войны а главное - изменения в самой Франции что было связано с приходом к власти левого правительства существенно модифицировала на коротком историческом отрезке подходы Франции к заморским территориям особенно к Сирии которая формально не была в колониальной зависимости. а имела статус подмандатной территории что предполагало за ней большие права.

В 1936 г. французы приняли решение присоединить Алавитское государство к Сирии. Алавитские шейхи выступили против этого и направили протест премьер-министру Франции. В нем отмечалось что алавитский народ сохранявший свою самостоятельность на протяжении многих лет отличается своей религией обычаями и укладом жизни от суннитов. Кроме того предоставление Сирии независимости хотя и является положительным моментом будет означать установление господства суннитских кланов над алавитскими. В связи с этим алавиты не могут согласиться на требование французов о присоединении к Сирии. Это послание подписали видные алавитские шейхи - Сулейман Муршид Мухаммед Сулейман Ахмед и др.

Однако 5 декабря 1936 г. Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом N 274 французских властей.

В 1936 г. Франция признала суверенитет Сирии. Между Парижем и Дамаском был подписан договор об образовании независимой Сирии. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946 г. Но такой урезанный суверенитет не устроил алавитов и поэтому сепаратистское движение среди них продолжалось. Однако алавитские руководители начали действовать исходя из новых условий то есть принимая во внимание неизбежность существования алавитской общины в рамках единой Сирии а в дальнейшем и в ожидании ликвидации французского мандата.

Примерно с 30-х годов еще до подписания указанного договора по инициативе алавитских шейхов осознававших несбыточность надежд алавитской общины на самостоятельность начинается новая реформация нусайризма которая как и у части других сектантских движений преследовала цель приспособить свое вероучение к новым условиям и сохранить самобытность общины.

Одним из направлений в усилиях алавитов на этом поприще стало их стремление заручиться поддержкой суннитов и таким образом гарантировать сохранение своей самобытности в рамках единого государства. Сунниты со своей стороны стремились интегрировать алавитские районы и в результате интересы алавитов и суннитов совпали в том чтобы признать алавитов как полноценных мусульман.

Алавиты начали активнее изучать Коран отправлять присущие "умеренным" шиитам мусульманские культовые обряды а также вести дела по бракам разводам наследству и т. п.

В июле 1936 г. нусайритские священнослужители обнародовали воззвание в котором подчеркивалось следующее: "в опровержение имеющих место рассуждений о том что алавиты - не мусульмане мы обменившись мнениями и рассмотрев основополагающие исторические и теологические труды заявляем:

1. Всякий алавит является мусульманином а алавиты - мусульмане веруют в Аллаха Мухамада и признают пять заповедей ислама.

2. Тот кто признает ислам но отвергает Благородный Коран в качестве его священной книги а Мухаммада благословит его Аллах и да приветствует - как его пророка с точки зрения Шариата не является алавитом" .

Для того чтобы обеспечить познание догматов веры и обучение теологическим дисциплинам в нормальной обстановке способствующей обретению знаний по предложению шейха Хабиба было учреждено местное общество "Джафари" где велось преподавание разных предметов включая шиитскую юриспруденцию по канонам 12-го имама. В нем алавитские шейхи могли получать соответствующее шиитское образование. Общество обосновалось в Латакии и имело отделения в Тартусе Джабле и Баниясе. Общество "Джафари" в 1952 г. было признано властями Сирии. После этого школа шиизма 12-го имама стала считаться равной в ряду признанных юридических школ и ее практика стала использоваться в мусульманском праве.

Акт признания состоялся в июле 1973 г. Однако этот факт носил скорее политически а не теологический оттенок. Как считают наиболее ортодоксальные суннитские и шиитские авторитеты сирийские алавиты не стали в результате этого правоверными шиитами тем более что остается неизвестной сущность алавитских доктрин и степень изменений которым они подверглись если подобное вообще имело место.

Однако политические события имевшие место в 70-е годы на Ближнем Востоке не могли не оказать влияние на алавитское религиозное сообщество. Иранская революция (1978-1979 гг.) способствовала проведению религиозной реформы внутри алавитской общины. В августе 1980 г. Президент Сирии Х.Асад встретился с алавитскими общинными лидерами и религиозными шейхами в Кардахе где призвал религиозных шейхов провести модернизацию и реформы а также укрепить связи с основными центрами шиизма 12-го имама. Совещание в Кардахе шло за закрытыми дверями но последующие события свидетельствовали что сирийскому руководству удалось заставить алавитских религиозных шейхов пойти на определенный компромисс и внести свой вклад в дело дискредитации суннитского аргумента против алавитского меньшинства.

В целом же несмотря на специфичность нусайризма суннитская среда не помешала алавитам занять верхние ступени в структурах власти вплоть до президентского кресла. Несомненно что алавитская община обладает мощным кумулятивным эффектом и смогла преодолеть исторически складывавшуюся неприязнь в местном обществе добившись ошеломляющего политического успеха так и не получив с догматической точки зрения признания со стороны шиитского духовенства. Очевидно что возвышению алавитов способствовали объективные исторические условия обусловленные втянутостью Сирии в современные международные отношения приверженностью светскому началу в политике бурными событиями межвоенной и послевоенной истории когда на авансцену политической жизни выдвигались наиболее динамичные и активные силы. Энергичной и жизнеспособной политической силой в Сирии оказались алавиты сумевшие увлечь своими политическими лозунгами массы населения возглавить национально-освободительное движение добиться революционно-демократических преобразований под своими знаменами.