Античная культура

Рефераты по культурологии » Античная культура

«Античная культура»

I. Древняя Греция.............................................................................................................................................................. 1

1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры....................................... 1

2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов. 1

а) крито-микенская культура;............................................................................................................................................. 1

б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);............................................................................................................................. 1

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);............................................................................................................................. 1

г) эпоха классики (V в. до н.э.);............................................................................................................................................. 1

д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.)................................................................................................................................. 1

3. Афины........................................................................................................................................................................................ 1

а) возникновение государства;............................................................................................................................................ 1

б) реформы Солона и Клисфена;......................................................................................................................................... 1

в) демократия в V в до н.э.;................................................................................................................................................... 1

г) основные черты афинского права;................................................................................................................................. 1

д) воспитание и образование............................................................................................................................................... 1

4. Спарта....................................................................................................................................................................................... 1

а) особенности общественного строя;............................................................................................................................. 1

б) организация власти;.......................................................................................................................................................... 1

в) воспитание и образование............................................................................................................................................... 1

5. Миф и религия в культурной жизни греков.............................................................................................................. 1

6. Литература.............................................................................................................................................................................. 1

а) Гомер;..................................................................................................................................................................................... 1

б) древнегреческая драматургия;....................................................................................................................................... 1

в) древнегреческая лирика..................................................................................................................................................... 1

7. Искусство................................................................................................................................................................................ 1

а) искусство Трои Крита и Микен;................................................................................................................................... 1

б) искусство геометрического орнамента;..................................................................................................................... 1

в) искусство эпохи архаики;................................................................................................................................................ 1

г) искусство классики;........................................................................................................................................................... 1

д) искусство эпохи эллинизма.............................................................................................................................................. 1

II. Древний Рим......................................................................................................................................................................... 1

1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры социальная стратификация от республики – к империи)........................................................................................................................................................ 1

2. Возникновение и распространение христианства.............................................................................................. 1

3. Поэзия........................................................................................................................................................................................ 1

4. Театр........................................................................................................................................................................................... 1

5. Искусство Древнего Рима................................................................................................................................................ 1

III. Общецивилизационное значение культуры...................................................................................... 1

I. Древняя Греция.

1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература и искусство и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы что говорит об её специфике – специфике культуры обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность космологизм (космоцентризм) рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

1. античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал как фаталистический но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало как внеличностный и одновременно чувственный одушевлённый разумный;

2. античный пантеизм в котором космос мыслился как абсолютное божество в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны космос – дом в котором живёт человек а боги антропоморфны вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей героев.

3. Человек не случайно похож на богов.

Главная черта античной культуры состоит в том что она вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.

а) крито-микенская культура;

У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи (2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей мощных архитектурных комплексов содержавших обширные кладовые помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической военной и религиозной жизни центр социальной системы. «Дворец держал на строжайшем учёте реальные и запланированные поступления (в основном продукции ремесла и сельского хозяйства) дворец ведал организацией рабочей силы военного дела выдачей продовольствия лицам выполняющим какую-либо работу…» Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских облагаемых государством трудовыми повинностями и податями так же как и всё население посёлков подвластных дворцу. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ которые например проводились в связи с ирригационным земледелием в Египте ни в централизованном государстве монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов которые руководили прежде всего отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия металла и готового оружия необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец что в совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма правления при которой политическая власть принадлежит жрецам духовенству. Царь-жрец сам отправлял сложные религиозные обряды являясь верховным жрецом среди жрецов главных храмов. Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении “священного порядка в природе” с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы её порядок. Человек в такой социальной системе ещё не освободился от религиозного (политеистического) мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно-идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы зависимость от богов).

б) гомеровская эпоха ( XI-IX вв. до н.э.);

В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в отсутствие “басилея”. ” В основе предводительства лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е. способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и даже без угрозы её применения) а престиж который может быть легко утрачен оспорен другим лицом или лицами короче не является чем-либо постоянным”(А.М.Хазанов). Проявления социальной неустойчивости – соревновательность “агонистика”.

Основная ценность – воинская доблесть (“арете”) её достижение регламентируется “героическим кодексом” достижение славы. Плоды доблести – честь (“тиме”) которая имеет не только духовный но и материальный смысл: это честь владения определёнными благами это почёт и уважение связанные с высоким общественным положением и вытекающие отсюда материальные выгоды.

Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” (“айдос”) – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);

Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни” с присущими ей порядком свободой и справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего так и внешнеполитического значения. Прежде всего бросается в глаза важность и значимость вопросов решаемых в общественной сфере по отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных представлений; распределение пошлин среди торговых ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам;организация общественных работ и т.д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные. Они основываются на том что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина пользующийся правами гражданства. Предполагается что он – хозяин дома ойкоса – частного хозяйства. Он одновременно выступает и как организатор хозяйства (“ойконом”) и как гражданин (“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела домашние хорошим гражданином считается не только тот кто отличается активностью но и тот кто сумел сохранить отцовское наследство не отличается мотовством и расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший гражданин и наоборот плохой ойконом не может быть хорошим политиком. Управление домом и участие в общественных делах расценивается как однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции между рабами обеспечить целостность технологического процесса. В соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы привлечённые к управлению трудом (управляющий ключница) рабы-искусники рабы – исполнители чёрной работы.

Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Сама обработка земли не вызывает затруднений с ведением частного хозяйства. Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны от соседних общин. Община организованная как государство оказывается предпосылкой присвоения земли условием ведения частного хозяйства:”Община (как государство) – отношение между свободными и равными частными собственниками их объединение против внешнего мира и в то же время их гарантия”(Маркс К. Энгельс Ф.). При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.

Таким образом участие в гражданских делах личная политическая активность граждан полиса является исторически необходимой формой их жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни обеспечивающей их существование (экономическую и военную безопасность). Естественно что разветвлённая многоаспектная государственная жизнь требовала определённой подготовки граждан причём не только навыков грамотности (письма) не только военных навыков или ораторской подготовки но и сформировавшихся личностей. Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Прежде всего можно зафиксировать изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Не шли на распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев. “Военные добродетели” получили некоторые ограничения (прежде всего с экономической стороны). Уже Солон выполнение воинских обязанностей ставит в зависимость от денежного дохода граждан. Так что не военные доблести влияли на материальное положение а сами оказывались зависимыми от него. Важным компонентом добродетелей становятся добродетели разума умеренности и рассудительности. Сила перестаёт быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать убедить. И разумеется среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость.

Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать победу но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы (народное собрание принимало по этому поводу специальное решение) так и в любом небольшом скажем спортивном состязании. Кроме того слава перестаёт быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-олимпиоников её добиваются поэты драматурги философы.

Главное в том что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов и прежде всего народного собрания.

Жизнь в полисе воспитывала человека приучала его к ответственности готовности принять новое решение свободное от механического следования догматическим образцам.

г) эпоха классики ( V в. до н.э.);

Эпоха классики – кратковременный взлёт греческого гения во всех областях культуры: искусстве архитектуре литературе философии и науке.

д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).

3. Афины.

а) возникновение государства;

Территорию Аттики (область Греции где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце 2 тысячелетия до н.э. четыре племени каждое из которых имело своё народное собрание совет старейшин и выборного вождя – базилевса. VIII в. до н.э. – объединение племён в афинский полис. Возникали конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией. Возникла необходимость во власти способной стать с одной стороны средством соглашения и примирения с другой – силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением неравенства между свободными их разделением на эвпатридов – благородных геоморов – земледельцев и демиургов – ремесленников. К эвпатридам перешло право на занятие общественных должностей. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками составлявшими большинство свободных отстранялись от управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании. Эвпатриды ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к новым выборным из эвпатридов должностным лицам – архонтам. В VIII в. до н.э. возник ареопаг заменив совет старейшин.

б) реформы Солона и Клисфена;

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы часть эвпатридов беднеет а геоморов – превращается в батраков обрабатывающих чужую землю получая за это 1/6 часть урожая или попадает в долговую кабалу теряет свободу и продаётся в рабство за границу. Растет роль богатой торгово-ремесленной верхушки по-прежнему отстраненной от власти. Растёт и число бедняков-фетов (батраков). Всё неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает комплекс противоречий – между богатыми и обедневшими эвпатридами всё ещё удерживающими власть и богачами из землевладельцев торговцев и ремесленников стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как пртоиворечия между аристократией и народом (демосом) возглавляемым богачами. Для смягчения этих противоречий и сплачения всех свободных в единый господствующий класс требовались преобразования. Начало им положил Солон избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом он разбогател на торговле и пользовался доверием среди населения. Целью реформ было примирение интересов группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный половинчатый характер. Прежде всего Солон провел сисахфию – долговую реформу. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне попавшие в рабство за долги освобождались а проданные за долги за границу - выкупались. Долговое рабство отменялось. Сисахвия посягала на интересы знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты – не произвёл переделы земли хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажк земли и дробление земельных владений он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты. С именем Солона связанна также цензовая реформа которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граздан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были отнесены к первому разряду менее богатые – ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные права: общественные должности могли занимать только граждане первых трёх разрядов а должность архонта (и следовательно члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки входившие в четвертый разряд этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании. Одновременно Солон сделал уступки и бедноте и эвпатридам интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа – гелиэи в которую мог быть избран любой гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учреждён новый орган управления – Совет четырёхсот избиравшийся из граждан первых трёх разрядов по 100 человек от каждого племени. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата а затем его сыновей которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать но под контролем тирана. Тираном считался незаконный правитель не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений давал средства существования бедноте. Однако эти мероприятия требовали всё возрастающих денежных средств пополнение которых возлагалось на богатых афинян что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты опасавшейся усиления Афин тирания была свергнута.

Страницы: 1 2 3 4 5 6