Архитектура Византии

Рефераты по культурологии » Архитектура Византии

В конце IV столетия после раз­деления Римской империи и перено­са императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической эконо­мической и общественной жизни пере­ходит в восточную часть. С этого вре­мени начинается эпоха византийского государства центром которого стала его новая столица — Константино­поль. История архитектуры Визан­тии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII вв.) средне-византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Време­нем высшего расцвета был первый период особенно время царствова­ния Юстиниана (20—60 гг. VI в.) ког­да Византия превратилась в могуще­ственную державу покорившую по­мимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии южного Средиземно­морья Италии и Адриатики.

Продолжая античные традиции Византия наследовала также культур­ные достижения завоеванных наро­дов. Глубокий синтез античных и вос­точных элементов составляет характер­ную черту византийской культуры.

Господство христианской идеоло­гии сказалось на развитии домини­рующих типов монументального ка­менного строительства. Поиски компо­зиции церкви в соответствии с наз­начением здания сочетались с зада­чей утверждения императорского могущества. Это обусловило извест­ное единство поисков и относитель­ную общность развития типов куль­товых зданий несмотря на региональ­ные различия в которых проявля­лись особенности и традиции отдель­ных народов.

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества явля­ется развитие купольных композиций храмов выразившееся в появлении новых типов структур — купольной базилики центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наи­более своеобразны загородные монас­тыри обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты внутри которых помимо жи­лых и хозяйственных построек мо­нахов сооружалась обширная трапез­ная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные соору­жения располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.

Архитектура Византии наследо­вала от Рима его достижения в об­ласти арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесано­го камня и также из кирпича с ка­менными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводча­тые иногда сочетавшиеся с деревян­ными конструкциями. Наряду с купо­лами и цилиндрическими сводами были широко распространены крес­товые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко ис­пользовался восточный прием — тромпы.

Наиболее существенным конст­руктивным достижением византий­ской архитектуры является разработ­ка системы опирания купола на от­дельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосред­ственно на паруса и подпружные ар­ки; позднее между куполом и опо­рной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного прост­ранства.

Эта конструктивная система поз­волила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более рас­ширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукупола­ми создающими вместе с куполом единое пространство иногда дости­гавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений ви­зантийской архитектуры. Использование пространственных форм обладающих в силу геомет­рического строения жесткостью и ус­тойчивостью позволило свести до ми­нимума массивность опорных конст­рукций рационально распределить в них строительные материалы полу­чить значительную экономию в тру­довых и материальных затратах.

Основными строительными ма­териалами был плоский кирпич — плинфа толщиной около 5 см укла­дываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35 5Х Х35 5Х5 1 см. В восточных областях империи богатых карьерами извест­няков и туфа применялась кладка из тесаных камней на растворе (Си­рия Закавказье).

В растворе использовали известь к которой примешивали мелко ис­толченный кирпич — цемянку для придания раствору большей проч­ности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизон­тальными слоями толщиной в несколь­ко сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов плин­фы уложенных на толстом слое раст­вора чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукату­рилась.

Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю—без применения дорого­стоящих лесов. При возведении ку­полов кладка велась отдельными коль­цами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопре­дельных стран конструкция византий­ских сводов из кирпича резко отли­чается от конструкции римских сво­дов возводимых по деревянным кру­жалам.

Для облегчения веса в клад­ку сводов вводились пористые ка­менные породы в частности пемза. Купола и своды покрывались чере­пицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто при­менялись металлические и деревянные затяжки которые иногда остав­лялись и в уже возведенном зда­нии. В куполах закладывали растяж­ные кольца изготовленные из дубо­вых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму появившуюся в результате отказа от эллиптичес­кого очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису легко очерчиваемому с помощью короба.

Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональ­ных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи где преобладал в кладке естествен­ный камень своды и купола возводи­лись по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на раст­воре.

Среди сводчатых форм выпол­ненных из камня следует отметить сомкнутые и крестовые своды а так­же появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очер­танием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождал­ся развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен напи­санный на рубеже VI—VII вв. ориги­нальный труд епископа Исидора “20 книг начал т. е. истинных знаний” в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд в большой мере основы­вающийся на Витрувии отражает также потребности византийского времени.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не до­шедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского “О конструировании сводов”. Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата “О парадоксах механики”.

Художественное осмысление но­вых конструктивных систем в визан­тийском зодчестве шло при воздей­ствии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием гречес­ких традиций. Выявление в компози­ции конструктивной формы свойст­венное древнегреческому зодчест­ву стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях подготовленных ги­гантским развитием сводчато-куполь­ных форм при доминирующем зна­чении внутреннего пространства. Ос­новными средствами выразительнос­ти служили сами конструктивные элементы — купола своды аркады ясно читаемые в интерьере с под­черкнуто выявленными поверхностя­ми без лишней пластики и деко­ративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко приме­нялась мозаичная живопись распола­гавшаяся обычно на изогнутых поверх­ностях стен в куполах и сводах. Рез­ная скульптурная обработка стен вос­принимается как легкий рельефный рисунок не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада.

Аркада на колоннах появившая­ся еще в период Римской империи стала в византийской архитектуре гос­подствующим мотивом. Форма арка­ды — конструктивна. От римского ор­дера осталась лишь его несущая часть—колонна воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и фор­ма капители передающей сосредо­точенные усилия от арки с прямо­угольным основанием на круглую колонну. Более массивная чем в римских колоннах она получает фор­му опрокинутого полушара с усечен­ными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде лег­кого геометрического узора форма и пластика — варьировались. Ствол колонны часто делался монолитным в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые проклад­ки. Все элементы системы отличались целесообразностью.

В ранневизантийских храмах на­ходит применение тип базилики — удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом отделенным от малых нефов арка­дой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики строившиеся в вос­точных районах—в Сирии Малой Азии Закавказье.

Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих облас­тях купольные сооружения (церковь в Эсре 510—515 гг. церковь “вне стен” в Русафе в Месопотамии 569— 586 гг.). Особое значение приобрета­ет купол на четырех или восьми опо­рах (купол на «барабане»). Одним из ранних примеров это­го типа в Сирии может служить цер­ковь в Босре (513 г.) в которой купол опирался на четыре опоры.

Церкви в Эсре Юж. Сирия 515 г. Сергия и Вакха в Константинополе ок. 526—527 г. Сан-Витале в Равенне 526—547 г. представляют собой центрическую композицию на вось­ми устоях основа которой — сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в ос­новном конструктивными элементами:

куполом полукружными арками диагональными экседрами устоями арками на колоннах и т. п.

При господстве купола в компо­зиции большое значение имеют диа­гональные ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали прост­ранственные устои воспринимающие распор купола в диагональном на­правлении. В этой развитой структу­ре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соот­ветствии с особенностями христиан­ского ритуала происходившего глав­ным образом в центре храма под куполом — символом небосвода.

Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекто­рами Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг. в прав­ление императора Юстиниана.

Это наиболее грандиозное и самое вы­дающееся произведение византий­ского зодчества.

Собор Софии был главным зда­нием Византийской империи и прид­ворным храмом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место.

Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности струк­туры выдающихся римских соору­жений — базилики Константина и Пан­теона. Однако общие размеры собо­ра Софии значительно превышают их а конструктивная основа значи­тельно отличается от прототипов.

Храм представляет в плане прямо­угольник со сторонами 74 8Х69 7 м. Центральное пространство формиру­ется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м связанными между со­бой подпружными арками и паруса­ми на которые опирается централь­ный купол диаметром 31 ми тол­щиной в замке 0 6 м. Несущая кон­струкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер опира­ющихся на круговое кольцо сече­нием 2 1Х0 8 м выполненное из проч­ного камня. Кольцо снаружи подкреп­лено сорока небольшими контрфор­сами. В целях максимального облег­чения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладыва­лись из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра имею­щие в основании сечение 70Х15 см с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезнове­ния на расстоянии 5 7 м от оси. Тон­кие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4 6 м и шириной 1 5 м. Паруса заклю­ченные между подпружными арка­ми выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены из квадров известняка на известковом раст­воре с прокладками из свинца в верх­ней части. Они соединены арками с пилонами воспринимающими рас­пор купола в поперечном направле­нии. Распор купола в продольном направлении воспринимается гранди­озными полукуполами глубиной около 14 м подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Соз­дана четко взаимодействующая сис­тема купольного и полукупольных пространств сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2 ). Сравнительно тонкие кирпичные “оболочки” этих форм обладают прекрасной простран­ственной жесткостью. Объемы каж­дого из малых полукуполов служат своеобразными “контрфорсами” по отношению к объемам больших полу­куполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.

Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса отделенных от главного нефа аркадами на колон­нах. Сравнительно тонкие стены хра­ма (1 1—1 5 м) выложены из кирпи­ча с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свин­цовыми листами.

Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако не­смотря на грандиозные размеры ар­хитектурные формы не подавляют человека.

Важнейшей особенностью интерье­ра является его тектоническая яс­ность подчеркнутая всем строем членений отделкой и освещением. Пространственная пластичная и урав­новешенная конструкция—основа вы­разительности. Система сферичес­ких поверхностей — купол паруса по­лукупола и конхи экседр — акценти­рованы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало зна­чение сферических форм особенно купола. Этой цели служат многочис­ленные проемы устроенные в нижней части купола и полукуполов а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков кото­рая достигает своей кульминации в обильном освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый све­том купол как бы парит над всем инте­рьером подчеркивая его воздушность и пространственность.

В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на ко­лоннах. Они не противопоставляются стене а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис слож­ную базу с классическими профиля­ми и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструк­тивных форм. Вместе с тем они вы­полняют существенную роль в масш­табности интерьера связывая гран­диозные формы с размерами чело­века.

Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достига­ло размеров и великолепия этого храма его композиция являлась об­разцом которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.

В градостроительстве к 6 в. складывались средневековые черты. В городах Балканского полуострова появился укреплённый Верх город близ которого разрастались жилые кварталы. Города Сирии часто строились по нерегулируемому плану отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутренним двором в ряде районов Византии долго сохранял связь с античным зодчеством. В Константинополе сооружались многоэтажные дома нередко с аркадами на фасадах.

Переход от античности к "средним" векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинают играть виды искусства связанные с церковными и государственными нуждами — стенные росписи иконопись и книжная миниатюра (преимущественно культового характера). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением искусство изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусторонний мир. В связи с этим разрушается антический пластический метод вырабатывается средневековая условность искусства которое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения а преимущественно с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений. Условные изображения наделяются устойчивым эмоционально-духовным смыслом (мозаики с изображением имп. Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне ок. 547;

мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре 6 в. а также более непосредственные и свежие по мировосприятию мозаики 7 в.— в церквах Успения в Никее ныне Иэник и св. Димитрия в Салониках).

Постепенный процесс феодализации острая социальная борьба и народные движения в 7—начале 9 вв. вызвали существенный перелом в художественной культуре Византии.

В середине 9—12 вв. в период расцвета искусства Византии тип храма с куполом на «барабане» утвердился окончательно. Он представляет собой систему надёжно связанных друг с другом пространственных ячеек выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой и нарядными керамическими вставками. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церкви монастыря Липса и Мирелейон — обе 10 в. монастырь Пантократора 12 в. — все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках 1028 и др.). На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас 11 в. и др.). В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном восточном и южном концах креста).

В 9—10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками расположенными в строгом иерархическом порядке и подчинёнными композиции храма. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда в которую включаются и иконы размещённые на иконостасе. Скульптура 9—12 вв. представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой отличающейся богатством орнаментов как античного так и восточного происхождения (алтарные преграды капители покрытые нарядным кружевом узоров).

После нашествия крестоносцев в 1204 византийская культура вновь возрождается в отвоёванном в 1261 Константинополе и связанных с ним государствах на территории Греции и Малой Азии.

Страницы: 1 2