Архитектура Древней Греции

Рефераты по культурологии » Архитектура Древней Греции

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический

университет

Кафедра истории культуры и социологии


по культурологии на тему:

«Архитектура Древней Греции»

Выполнила:

Студентка

Зизе Наталья Вячеславовна

Группы – Э155.

Проверил:

Щеглов Владимир Васильевич.

г. Волгоград 2001г.

П Л А Н:

Введение……………………………………………….3

Архитектура (гомеровский период XI – VII вв.)……5

Архитектура (архаика VIII –VI вв.)…………………6

Греческие ордена……..……………………………….8

Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)…10

Архитектура (эпоха эллинизма III – I вв.)…………14

Заключение…………………………………………...15

Список используемой литературы:…………………16

Введение.

Архитектура античной Греции охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э. делится на три периода: архаический классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.)

к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии а в месте с нею – искусство и архитектура.

Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н. э.) — время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

Если говорить о самой архитектура то в Древней Греции она развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые каменные здания укрепления портовые сооружения но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках а в каменных общественных зданиях. Именно здесь и прежде всего в архитектуре храмов сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное в плане строгое и величественное сооружение возвышающееся на трех ступенях цоколя обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей — вот что всплывает в памяти как только мы произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению и по тому месту какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях например в местах считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры мы обратились именно к особенностям ордерных построек пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак запомним сразу — ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре а архитектуре имеющей исключительное значение обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает VIII –I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в так называемый «классический период» и в архаике в принципе об этом периоде и пойдёт речь в данном реферате но сначала обратимся к более ранним временам и посмотрим как же обстоит дело там.

Архитeктура(гомеровский период XI –VIII вв.)

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос немногие остатки древнейших построек терракотовые модели храмов найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ - священных рощ и пещер с примитивными алтарями дается характеристика жилой усадьбы группировавшейся вокруг двора (“ауле”) разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком образуемым выступающими концами продольных стен (“антами”) и столбами между ними.

Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте) что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса ныне Тигани здание в Гермоне).

Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи когда архитектура еще не отделилась от ремесел a представления о красоте- от восхищения мастерством по словам Гомера сияющим подобно солнечному отсвету на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры сколько искусными металлическими деталями и обшивками резьбой по дереву росписями декоративными тканями; путника манят богатый дом искусно орошенный сад прохлада помещений продуманная организация всей усадьбы наполненной творениями человеческих рук.

Архитектура (архаика VIII - VIвв.)

В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-“акрополя” на вершине кoторого находилось святилище с храмом посвященным богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора” - место политических собраний граждан.

В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.

Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий: “булевтерий”– дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со священным очагом общины предназначенный для официальных приемов и торжественных трапез. Рано появились “ста”- портики открытые спереди а часто и с других сторон служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также “лесхи” (своего рода клубы) фонтаны театры стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.

Нaчало поисков более долговечных чем известных прежде более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.

Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции характерными чертами которого является трехчастность (стереобой колонны и антаблемент) четкое разделение частей на несомые и несущие нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях построенных из камня как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в Дельфах) так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире храм Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн первоначально весьма значительных. Вышла из употребления керамическая облицовка бессмысленная в каменных сооружениях но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в Олимпии).

Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида сокровищница афинян в Дельфах храм Аполлона в Коринфе “базилика” и храм Деметры в Пестуме.

Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура заполнявшая поля метол и фронтонов и раскраска фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы триглифы и регулы – в синий нижние поверхности карниза тении под капителями – в красный. Основные “работающие” части здания (архитрав колонна) не окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала архитектуре праздничный мажорный характер.

Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции испытавших воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская совмещенная с потолком глинобитная кровля уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э. возведенных из известняка и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе.

В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля наряду с опорой и акрополем было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах определившиеся в основных чертах в VI в до н. э. важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека который в составе торжественной процессии поднимался по зигзагам освещенной дороги обрамленной сокровищницами и мотивными статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма стоявшего на высокой террасе.

Греческие ордена.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание — стереобат несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент .

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части (см. выше). Ему свойственны колонна рассеченная желобками-каннелюрами сходящимися под острым углом стоящая без базы и завершенная простой капителью архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп.

Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается от дорического стройной колонной стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.

И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек — от небольших галерей жилых зданий до грандиозных портиков храмов.

Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие. Вот некоторые из них.

Коринфский ордер похож на ионический но отличается от него сложной капителью украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах ныне — Вассе в Пелопоннесе сооруженном около 430 года до

н.э. знаменитым зодчим Иктином).

Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в Неандрии в Малой Азии в Ларисе на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну стоящую на базе и завершенную капителью большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению что его источником являются деревянные укрепленные на постаменте столбы которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную

деревянную конструкцию. В форме перекрытий в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В

капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер то есть храм обнесенный со всех сторон

колоннадой внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождение периптера можно проследить начиная от построек близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах» то есть храм где на торцевой стороне выступают концы стен между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и наконец периптер. Разумеется это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных

типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса иначе Фермосе храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны которые со временем заменялись каменными.

Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется с учетом того что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века а если считать те эпохи когда в архитектуре снова возрождался ордер — то и на тысячелетия.

Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)

Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом с формированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всего храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием жилого древнейшего дома — мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейший тип храма — антовый. Он состоял из прямоугольного зала — целлы и входного портика в две колонны расположенные между выступами продольных стен — антами. Развитием храма в антах служит простиль у которого четырёхколонный портик выдвинут по отношению к антам а так же амфипростиль — с двумя торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец в период архаики сформировался – периптер имеющий колоннаду с четырёх сторон.

Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя который создаётся в V - IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие беломраморные здания: Парфенон Пропилеи храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.

Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту что и колонны храма Зевса в Олимпии но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет создатель величественных ворот ведущих на Акрополь — Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон расположенный весьма живописно.

Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.

Страницы: 1 2