Буддийская скульптура в Корее

Рефераты по культурологии » Буддийская скульптура в Корее

Реферат

Буддийская скульптура в Корее

Астрелиной Инны гр. 783
Введение

Памятники буддийской скульптуры есть во всех странах где распространен буддизм – так как отправление буддийских культов требовало скульптурного изображения будд бодхисаттв и других представителей пантеона. Наиболее известные памятники расположены в Индии Китае Корее Японии Таиланде Лаосе.

Буддизм оказал огромное влияние на развитие искусства (скульптуры в частности) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако буддизм же в определенной мере сковывал это развитие так как ваятели при изображении и будд и бодхисаттв вынуждены были считаться с весьма строгими предписаниями относительно того как в каких позах при каком расположении рук ног туловища и каким именно образом они должны быть изображены. Эстети­ческие требования и замыслы скульпторов должны были строго согласовываться со сложившимися правилами дог­матики.

Иконография буддизма была разработана в основном в первые века н. э. Прежде чем достигнуть Северного Китая и Кореи она прошла сложный путь становления в Индии и Центральной Азии.

Традиционные буддийские атрибуты символика канонические образы позы и условные жесты рук (мудра) были установлены в IV – V веках. Каждая черточка и каждая линия были наделены глубочайшим смыслом. Каждому будде и бодхисаттве были присущи свои специфические мудра которые позволяли отличить их друг от друга. А при изображении Будды ваятель должен был учитывать 32 основные черты - локшаны «признаки большой красоты» которые по легенде Будда получил при рождении (длинные уши три складки на шее урна - точка на лбу ушниша - возвышение на голове и ряд других символизировавших различные качества и достоинства Будды) и 80 вторичных (мудра в это число не входят).

Примечательно что и в Корее и в Китае и в Японии ваятелей считали скорее ремесленниками чем художниками. Ваяние не считалось искусством как например живопись или каллиграфия[1] . Между тем «ремесленникам» удавалось не отступая от застывших канонов создать высокохудожественные выразительные произведения и придать им особенности национального искусства. В буддийской скульптуре средневековой Кореи такими особенностями можно считать более плавную мягкую и пластичную (по сравнению с китайскими скульптурами) манеру движения обобщенную трактовку образа отображение местного типа лиц[2] .

Скульптура в Корее имеет давнюю историю развития. Самыми ранними из дошедших до нас ее образцов являются фигуры вырезанные в скале утеса Пангудэ на берегу реки в провинции Кенсанпукто а также глиняные каменные и костяные фигурки людей и животных найденные при раскопках стоянок эпохи неолита. Похожие фигурки из бронзы глины и обожженной глины в больших количествах создавались в бронзовом веке.[3]

Однако только в эпоху Трех государств (IV - VII в.) с утверждением буддизма скульптура сделала качественный и количественный рывок в своем развитии.[4] Каждое из Трех государств — Когурё Пэкче и Силла — активно поддержало новую религию и местные мастера направили все свое умение на создание буддийских скульптур и пагод.

Кроме культовой скульптуры в средневековой Корее было развито оформление статуями погребений знати (на этом вопросе я в данной работе останавливаться не буду). Буддийская скульптура исполнялась в основном из камня бронзы и дерева (в отличие от Японии где преобладающая часть скульптур выполнялась из дерева) статуй из глины создавалось меньше.

Буддийская скульптура Когурё

В конце IV века буддизм получил уже значительное распространение в государстве Когурё. В Пхеньяне - центре новой религии - впервые в 375 году возникли буддийские храмы монастыри Чхомунса Ибулланса и другие. Появились и первые буддийские статуи из глины бронзы и камня. До нашего времени их сохранилось очень мало но очевидно что первыми образцами для мастеров Когурё были буддийские статуи китайских скульпторов периода Северной Вэй (386-535) привозившиеся паломниками-монахами. Известно например что в 372 году из Китая прибыл монах Сундо привезший статую Будды.

Развитие культурных связей с Китаем в V-VI веках позволило отдельным когурёским мастерам изучать буддийскую скульптуру в известных пещерных храмах Юньгана Лунмэня и Дуньхуана.

Наиболее ранней буддийской статуей Кореи считается довольно примитивная бронзо­вая фигурка Соккамони (Шакьямуни) из Кирёна на юго-востоке страны случайно открытая в 1963 году[5] . В надписи на ее нимбе указан 539 год.

В Историческом музее Пхеньяна на­ходится фигурка Будды V-VI веков вылепленная из серой глины. Она очень схожа с вэйскими статуями V века. Несколько обобщенные черты лица отличаются осо­бой пластической завершенностью а плотно сомкнутые глаза с тя­желыми веками сообщают лицу спокойствие и глубокую отрешен­ность от жизни. Там же находится и вторая небольшая глиняная статуя Будды стоящего на лотосовом пьедестале с поднятой рукой в условном жесте абхая-мудра (жест ободрения).

В частной коллекции хранится небольшая алтарная статуэтка VI века будды Амитабхи из позолоченной бронзы. Будда Амитабха представлен на фоне большого ореола с развевающимисяязыками пламени во фронтальном по­ложении с большим круглым нимбом со сложенными в жестах мудра руками. Трактовка одежды с ниспадающими складками остро­конечная форма ореола и застывшая улыбка на лице божества - все это очень напоминает раннюю китайскую буддийскую скульп­туру периода Северная Вэй но дата 571 год и имена жертвователей сохранившиеся на задней стороне ореола свидетельствуют о ее корейском происхождении.

Эти наиболее ранние корейские буддийские статуи VI ве­ка близки к изображениям божеств в пещерном храме Юнь­гана на северо-востоке Китая но отличаются большей мягкостью и пластичностью.

Буддийская скульптура Пэкче

Немногие сохранившиеся в Корее и Японии статуи буддийских божеств из бронзы дерева и камня свидетельст­вуют о своеобразии скульпторов Пэкче. Наиболее ранние из них показывают усвоение мастерами китайского стиля периода правления Северной Вэй с его суровой лапидарностью и отвле­ченностью архаичных образов. Позднее в VI веке после установив­шихся связей Пэкче с государством Лян (502—556) существовавшим на юге Китая где сложилась своя школа пластики сдержанность и суровость образов постепенно исчезают изображения божеств получают мягкость и пластичность; скульптура Пэкче становится более жизненной.

Моделями для мастеров Пэкче часто служили статуэтки привозимые монахами-паломниками из Китая или статуи божеств из Когурё. Как и в Китае буддийские божества изображались обычно изолированно сидящими на «лотосовых» тронах или стоящими в спо­койных торжественных позах облаченными в длинные одежды.Ниспадающие складки скрывали плоские фигуры лишенные порой трехмерной объемности.

Буддийская скульптура в Пэкче особенно бурно развивалась после перенесения столицы в Сабисон в 538 году когда началось строи­тельство буддийских храмов с большим количеством статуй.

Один из памятников искусства Пэкче – сравнительно небольшая ста­туя Будды стоящего в длинном до земли плаще высеченная из монолитного камня. Скульптор следуя канону «тридцати двух локшан» стремился передать величие божества его внутреннее спокойствие отрешенность от окружающей жизни. Широкое полное лицо Будды осве­щенное наивно выраженной архаической улыбкой названной в Ко­рее улыбкой Пэкче при всей бесстрастности не лишено жизненности и указывает на то что даже в раннем произве­дении китайский прообраз был интерпретирован скульпто­ром Пэкче по-своему. В рисунке складок одежды можно проследить влияние гандхарского искусства разви­вавшегося в первые века н. э. на севере Индии и впитавшего в себя традиции поздней эллинистической скульптуры. Это влияние претворенное в ранних буддийских статуях Китая достигло Кореи а через нее позднее и Японии.

Известна вторая обнаруженная у деревни Кунсури около Пуё каменная статуя Будды из стеатита сидящего в размышлении со сло­женными руками с удивительно хорошо переданным состоянием внутреннего покоя. Интересно исполнение пьедестала задрапированного пышными складками ткани. Он подчеркивает значимость образа создавая торжественность. Этот декоративный прием был широко использован японскими скульпторами VII—VIII веков.

В Пэкче получила развитие и бронзовая пластика. Представ­ление о ней дает небольшая статуэтка бодхисаттвы Кваным (Авалокитешвары) VI века из позолоченной бронзы открытая в районе Пуё и хранящаяся в Нацио­нальном музее в Сеуле. В ней ощуща­ется отход от прежней строгой скованности буддийских статуй. Жесты рук более свободны а мужественные черты лица оживлен­ные улыбкой переданы более жизненно.

Очень пластична и вторая известная статуя Ква­ным. В ней тоже сохраняется архаическая наивность образа проступающая в традиционной улыбке и в фронтальности стоящей фигуры но вместе с тем улыбающееся лицо божества выполнено более правдиво и ближе к реальному образу живого человека. Новые средства скульптурной выразительности позволяют отнести статую к позднему периоду Пэкче к началу VII века когда мастерство скульпторов достигло большей зрелости что дало им возможность отойти в своем творчестве от строгой каноничности более ранних статуй.

Скульптура Пэкче значительно повлияла на становление буддийской скульптуры в Японии. В 577 году зодчие и скульпторы Пэкче были посланы в Японию для строительства буддийских храмов и создания статуй. Их творения сохранились до наших дней в храмовом ансамбле Хорюдзи близ Нара.

Одно из них – статуя Авалокитешвары известная как Гюсэ Каннон - было исполнено пэкчесцами в конце VI века из камфорного дерева.[6] (По другим данным это творение японских мастеров хоть и сделанное несомненно под влиянием корейских образцов[7] ).

Другое пользуется мировой известностью. Это также статуя Авалокитешвары известная под названием Кудара Каннон - Каннон из Пэкче. Величественная статуя сохраняет следы слабой раскраски зеле­новатого тона. Ее удлиненные пропорции создают впечатление чего-то устремленного ввысь. Но главное в ней - это руки длинные с тонкими длинными пальцами правая протянута в жесте дающего благо левая опущена вниз два пальца слегка сжимают узкое горлышко сосуда с божественным нектаром. Эти руки исполненные неземной грации завораживают трудно отвести от них взгляд. Руки Кудара Каннон - излюбленный объект японских мастеров художественной фотографии.

В Японию ввозились и уже готовые статуи. Так в японских хрониках сохранились сведе­ния что в 583 году некто Саёки-но Мурадзи привез из Пэкче в Япо­нию каменную статую божества[8] .

Буддийская скульптура Силла

После утверждения в стране буддизма скульптура раннего Силла развивалась под значительным влиянием искусства северного Китая проникавшим через Когурё и Пэкче. Традиции сложив­шиеся в этих государствах также были восприняты скульпторами Силла.

Немногие сохранившиеся сведения сообщают что уже в 574 году в Силла для монастыря Хваннёнса была исполнена большая (около 5 м) брон­зовая статуя Будды. Ее размер указывает на высокую технику литья существовавшую в то время. К VI веку относится появление в Корее статуй Мирык (Майтрейи - будды будущего) сидящего в глубоком размышлении с полускрещенными ногами. Согласно канону правая нога божества покоится на колене опущенной левой а правая рука касается щеки.

Образ «созерцающего Майтрейи» впервые сложился в Китае где получил широкое распространение во второй половине VI века и был воспринят корейскими мастерами. Существует предположение что первые статуи этого вида появились в Андоне (провинция Сев. Кёнсан) позднее в VII—VIII веках они стали изготовляться в раз­личных районах Корейского полуострова. В 587 году изображения «созерцающего Мирык» были посланы в Японию.

В Музее дворца Токсугун в Сеуле хранится несколько бронзовых статуэток «созерцающий Мирык» относящихся к периоду раннего Силла. Одна из них VI века (высотой 28 6 см) останавливает внимание своей необычной трактовкой образа Мирык и близка к суровой китайской пластике периода Северная Вэй. Тонкий вытянутый торс сидящего божества почти лишен телесности что подчеркивается и длинными прямыми руками кото­рые не имеют мускулов и кажутся безжизненными лицо с полузакрытыми глазами замкнуто и отрешенно что отвечает общему замыслу. Близка по стилю и вторая (высотой 20 25 см} бронзовая статуэтка Мирык (VI—начало VII века) также из Музея дворца Токсугун. Хотя фигура и лицо божества исполнены более мягко и пластично но все же ощущается стремление к предельной строгости и лаконичности. В отличие от первой фигуры Мирык изображен в короне украшенной тонким гравированным узором.

Наиболее значительным и выдающимся произведением ранней скульптуры Силла по праву признана бронзовая позолоченная ста­туя «созерцающего Майтрейи» (высотой 90 8 см) начала VII века также из Музея дворца Токсугун.

В статуе ясно ощущается уже возникший в это время интерес к физической красоте человеческого тела к передаче движения. Заметно возрастает владение мастеров скульптурным объемом и линией как средствами выразительности. Обнаженный торс пока­занный в легком развороте решен хотя и несколько обобщенно но более мягко и пластично по сравнению со статуями VI века. Можно предполагать что статуя Мирык была вылеп­лена скульптором с натуры. Спокойное женственное полное лицо божества отрешен­о от всего окружающего и в отличие от более ранних образов напоминает корейские лица с мягким округлым овалом. Характерная для статуй V-VI веков архаичная улыбка исчезает и как и в других буддийских изображениях этого времени здесь уже можно видеть стремление скульптора к раскрытию глубокой содержательности образа.

Этот выдающийся памятник ранней пластики Кореи послужил моделью для ряда известных статуй «созерцающего Майтрейи». Одна из них носящая название «Бодхисаттва Майтрейя с высоким венцом» (япон. Кокав Мироку-босацу) вырезанная из сосны в начале VII века находится в монастыре Корюдзи в Японии. Однако существует предположение что она была выполнена корейским мастером так как японские статуи того времени обычно исполнялись из камфарного дерева.

Еще одним уникальным памятником бронзовой скульптуры является ларец-сирара VII в. с литыми фигурками четырех духов-хранителей стран света найденный в 1996 г. при реставрации пагоды на территории монастыря Камынса близ Кёнджу (см. рисунок 1 ).

В V-VII веках в Силла наряду с бронзовой скульптурой сущест­вовала и каменная. В окрестностях Кёнджу в середине VII века было высечено из гранита горельефное изображение буд­дийской триады будды Амитабхи. Стремясь передать могу­щество и силу божеств скульптор создал монументальные объем­ные фигуры но вместе с тем они лишены выразительности и пла­стичности круглой бронзовой скульптуры этого же времени.

Рель­ефы на скалах продолжали высекать и в последующие века несмотря на то что твердые гранитные скалы Кореи для этого малопригодны. В этих рельефах нашла свое отражение скульптура буддийских пещерных храмов Китая сведения о которой проникали в Силла через Когурё и Пэкче.

Буддийская скульптура объединенного Силла

"Золотой век" буддийской скульптуры приходится на два столетия последовавшие за объединением в 668 г. Корейского полуострова государством Силла. Буддизм который в то время был официально признан государствен­ной религией способствовал развитию культового искусства а объединение отдельных корейских госу­дарств привело к обра­зованию единого культурного комплекса.

Лучшие образцы буддийской скульптуры этого периода представлены в пещерном храме Соккурам («Холм с каменной пещерой») к юго-восто­ку от Кёнджу в уезде Вольсон.

Соккурам

Соккурам (национальное сокровище Южной Кореи № 24) считается самым вели­чественным памятником архитектуры и скульптуры Силла. Он являлся частью ныне разрушенного храмового ансамбля Сокпульса («Храм каменного Будды») на вершине горы Тхохамсан и строился в 742—764 гг. Храм строился по инициативе силлаского премьер-министра Ким Дэсона. Считается что его созданию способствовала влиятельная в это время буддийская секта хваом исповедовавшая учение будды Вайрочаны.

Соккурам был сооружен из гранитных блоков на склоне горы а после окончания строительства засыпан сверху землей. Это единственный в мире искусственный буддийский пещерный храм. Он был случайно открыт в 1913 году и хорошо сохранился до настоящего времени. Храм состоит из главного купольного зала небольшого квадратного аванзала и соединяющего их коридора (план представлен на рисунке 2 ).

Стены залов и коридора украшены горельефами высеченными на отдельных гранитных плитах достигающих 1 92 м в высоту и вставленных в стены. Традиция приписывает эти горельефы скульптору Кан Гонмаэлю. Рельефы изображающие буд­дийские божества созданы в едином стиле и образуя много­фигурный фриз покрывающий всю плоскость стен гармо­нично сочетаются с общим архитектурным обликом храма (см. изображение храма в разрезе на рис. 3 ).

Аванзал храма украшен рельефами на которых изображены восемь небесных вое­вод и духов-драконов ( паривара; кор. Чхоллёнпхальбу синджан). Они показаны стоящими фронтально в спокойных позах в доспехах и накинутых поверх плащах вооруженные копьями и мечами. Лица воинов передают индивидуальные особенности каждого (голов­ные уборы и прически показывают их принадлежность к различным странам). Все они изображены стоящими на облаках и хотя считаются покровителями буддизма не имеют нимбов.

В этом же зале расположены рельефы с фигурами храни­телей врат (дварапала кор. инван) изображенных стоящими в угро­жающих воинственных позах (рис. 4 ).

В коридоре с двух сторон расположено по два рельефа хранителей четырех стран света ( локапалы или махараджи; кор.

Страницы: 1 2