На протяжении многих веков миф являлся объектом, привлекающим внимание писателей. Использование мифологических сюжетов - распространенное явление в литературе ХХ века. Заимствование мотивов из мифов помогало авторам придать своим произведениям некие общечеловеческие надвременные черты, донести до читателя свою главную мысль.
За основу сюжета пьесы Е.Л. Шварца «Дракон» взят распространенный в мифологиях многих стран мотив уничтожения дракона главным героем во имя спасения людей. Странствующий рыцарь Ланцелот приходит в город, где знакомится с Котом, который рассказывает ему о несчастье, постигшем его хозяина, архивариуса Шарлеманя. Дело в том, что городом, в который попал Ланцелот, вот уже четыреста лет правит Дракон, и каждый год он берет себе в жены одну из девушек. На этот раз он выбрал Эльзу, дочь Шарлеманя. Странник решает вызвать Дракона на бой, но сначала он знакомится с девушкой и ее отцом, которые пытаются отговорить его рисковать жизнью ради них. То же самое пытается сделать и сам Дракон, неожиданно решивший зайти в гости к архивариусу. Он говорит о том, что город населяют «глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души» /3/, за которые не стоит умирать. Дракон не только распоряжается жизнями - он живет в каждом из них. Его трусость, жестокость, вероломство - в той или иной степени - присутствуют в каждом. И не как злодея, а как благодетеля воспринимают его жители. Они благодарны ему за то, что, «пока он здесь - ни один другой дракон… не осмелится… тронуть» /3/. Однако Ланцелот не отказывается от своего решения и назначает день поединка. Рыцарю на помощь приходят Кот, Осел и несколько мастеров, которые приносят ему ковер-самолет, шапку-невидимку, волшебную арфу и меч (в отличие от других людей, которые не только не помогли, но даже пытались подшутить над героем, вооружив его железным тазом вместо щита и справкой о том, что единственное в городе копье находится в ремонте). Дракон пытается подкупить Эльзу и убедить ее тайком убить Ланцелота, но она уже влюблена в странника и не может причинить ему зло. Во время боя рыцарь убивает противника, но и сам он смертельно ранен. Эльза заперта в доме, и умирающему некому помочь, кроме Осла и Кота, которые увозят его из города. Позже в дом Эльзы возвращается Кот с вестью о смерти Ланцелота. Осел же из-за своего упрямства продолжает идти дальше в горы, таща за собой повозку с телом странника. Тем временем к власти в городе приходит Бургомистр, который объявляет себя победителем Дракона и хочет взять себе в жены Эльзу. В разгар праздника возвращается Ланцелот. Он освобождает героиню и решает исправить испорченные Драконом души людей, «в каждом… убить дракона» /3/. Пьеса кончается словами героя: «И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы…» /3/.
Итак, как уже было сказано, за основу произведения взят мифологический мотив драконоборчества, а также спасения плененной девушки и освобождения людей из-под власти чудовища. Дракон - мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов различных животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера) и крыльев птицы. Дракон может считаться дальнейшим развитием образа змея: основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали мифологического змея. Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал. В данной пьесе дракон предстает перед нами в образе человека, поочередно меняющего головы (а их у него три) и лишь в исключительных случаях, таких как бой с Ланцелотом, принимает свой подлинный облик летающего ящера. В связи с этим можно провести параллель между ним и Кощеем бессмертным, нередко заменяющим змея в народных русских преданиях. Мотив же похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (например, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив реки, без которого не был возможен урожай).
Поскольку дракон обычно соединял в себе две противоположные стихии воды и огня и представлялся летающим огнедышащим существом, то в роли его победителя, как правило, выступал бог-громовержец (Перун у славян, Тор у скандинавов и т.д.). Однако если говорить о Ланцелоте, то прообразом его был, скорее всего, не Перун, а его позднейший «заменитель» Георгий Победоносец, который включил в себя также некоторые черты весенних божеств плодородия Ярилы и Яровита.
В христианских и мусульманских преданиях Георгий Победоносец - воин-мученик, олицетворение животворящей весны, с его именем фольклорная традиция связала культ земледелия и богатую мифологическую топику, к которой и относится мотив драконоборчества. Собственно, именно этого персонажа и описывает Е. Шварц. Ланцелот (имя героя взято автором из легенд средневековой Англии о короле Артуре), он же возродившийся Георгий Победоносец, он же возродившийся Персей приходит в город из пещеры в Черной горе (в славянской мифологии Черная гора связана с темным загробным миром), туда же он удаляется после очередного смертельного ранения (по словам героя, до этого он уже был трижды смертельно ранен). В мифологической традиции пещера как нечто внутреннее и укрытое противостоит миру вне нее, как невидимое видимому, как темное светлому. Пещера включается в комплекс жизнь - смерть - плодородие, сюда может удаляться умирающий и воскресающий бог плодородия, иногда даже бог-громовержец. Гора же - не что иное, как наиболее распространенный вариант мирового древа, часто воспринимающегося как образ мира, модель вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства.
Гора находится в центре мира - там, где проходит его ось. Здесь, в пещере мировой горы, по Шварцу, «лежит книга, исписанная до половины. К ней никто не прикасается, но страница за страницей прибавляется к написанным прежде, прибавляется каждый день. Кто пишет? Мир! Горы, травы, камни, деревья, реки видят, что делают люди. Им известны все преступления преступников, все несчастья страдающих напрасно» /3/. Ланцелот дважды появляется в городе, прочитав в Книге сначала о злодеяниях Дракона, а затем о преступлениях горожан. Странник стремится помочь «бедным убийцам» /3/, и таким образом предстает в роли культурного героя, несущего людям знание о добре и зле, пытающегося научить их любить и жалеть друг друга. В произведении функции Ланцелота тождественны функциям святого Георгия в одной из византийских легенд, где он выступает одновременно «как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обреченной невинности» /2/.
Е. Шварц использовал в своей пьесе не только мифологические, но и сказочные мотивы. К последним относятся, например восходящий к древним тотемистическим культам мотив содействия герою говорящих животных (в данном случае это Кот и Осел), а также мотив использования героем подаренных ему сказочных предметов, таких как ковер-самолет, шапка-невидимка, волшебных меча и арфы.
В рассматриваемом произведении использование сюжетов и героев, заимствованных из ранее существовавших культур, стало орудием художественной организации материала, приемом, помогающим автору донести до читателя главную идею своего произведения, показать глобальность затрагиваемых проблем нравственности и духовности.
Литература
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1865, т. I.
2. Мифы народов мира. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997, т. I, с. 394.
3. Шварц Е.Л. Избранное. - СПб: Кристалл, 1998, сс. 244-245, 266, 269, 313-314.
Другие работы по теме:
Миф и литература
Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов.
Преобразование Фурье
Kalmiik-forever Глава I Преобразование Фурье. §1. Класс Шварца. Преобразование Фурье отображает класс Шварца на себя. Определение . Следующее множество комплекснозначных функций действительного переменного называется классом Шварца.
Дикие лебеди
В сказке Г. К. Андерсена «Дикие лебеди» повествуется о прекрасной любви сестры и братьев. Хорошо жилось детям, пока в их доме не появилась мачеха, превратившая мальчиков в диких лебедей, а Эльзу — в уродину, которую не узнал даже родной отец.
Добро и зло в пьесе Маршака Двенадцать месяцев
Известный русский поэт Самуил Яковлевич Маршак написал много произведений для детей. Его перу принадлежит обработка сказки известной чешской писательницы Божены Немцовой «Двенадцать месяцев». В этом произведении, как и в любой другой сказке, соревнуются добро со злом. В оскорбленной падчерице изображено добро, чуткость, а мачеха и ее дочь является воплощением зла и зависти.
Гуси-лебеди
«Гуси-лебеди» — волшебная сказка о смелой девочке, которая спасла своего братца. Но это произошло в самом конце сказки. А в начале её девочка ослушалась отца с матерью, строго-настрого запрещавших ей уходить со двора и просивших её беречь братца. Как-то она заигралась с подружками — и братца унесли гуси-лебеди.
О крашенном лисе и не только..
Желая порадовать и развлечь собственных детей, Иван Франко в свое время попробовал себя и в роли сказочника. Особенно много у него сказок о животных. Франко знал, что дети «любят зверей, особенно когда те звере в басне начинают говорить, думать и вести себя как люди». В сказке «Крашенный Лис» он рассказал о герое, который волею случая приобрел необычный вид и объявил себя посланцем святого Николая на земле.
Первая охота
В этой сказке В. В. Бианки рассказывается о защитных приспособлениях животных. В основе сюжета — первая охота неопытного самонадеянного щенка. Щенок один отправляется в лес. Там он видит вполне реальных жуков, гусениц, бабочек, ящериц, птиц. Как и положено в сказке, все они разговаривают, но внешность и поведение их правдоподобны.
Стойкий оловянный солдатик
В этой сказке Г. К. Андерсена повествуется об оловянном солдатике-неудачнике. У него только одна нога: «…его отливали последним, и на вторую ногу олова не хватило». Впрочем, он и на одной ноге стоял твёрдо. Твёрдость стала чертой его характера. Он смело отправляется в опасное плавание на бумажной лодочке, хладнокровно выдерживает натиск крысы, путешествует в животе рыбы.
Сладкая каша
В этой сказке братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествуется о том, как одной девочке достался чудесный горшочек. Стоило ему только сказать: «Раз, два, три, горшочек, вари!» — и вкусная каша готова. Зажили безбедно мать с дочерью. Однажды девочка ушла из дома, а мать велела горшочку варить, но как остановить его — забыла.
Зачем ведьме помело
А и в самом деле, зачем? И чему как ведьма - так и помело? А как добрая фея - так хорошенькая волшебная палочка? И зачем нужно столько всего выгадывать в сказках: и ковры-самолеты, и сапоги-скороходы, и волшебные цветы, и живую и мертвую воду, и меч-голова-с-плеч. Всего и не пересчитаешь! Разве нельзя было обойтись без всех этих предметов?
Если в сердце попадают осколки зеркала тролля
(По сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Сказка о Снежной королеве — моя любимая сказка Г. Х. Андерсена. Я читала ее многократно, и каждый раз приключения маленькой Герди принуждали волноваться. Но больше всего я сочувствовала Каю, в сердце которого угодил осколок зеркала тролля.
Кто сильнее снежной королевы
(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») В сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева — величественная и могучая. Она может засыпать мир снегом, заморозить все вокруг, но страшнее всего — сделать сердце человека ледяным и жестоким. На вид королева очень красива («Глаза ее сияли, как звезды…»).
Чёрная курица, или Подземные жители
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.
Снежная королева
В этой сказке Г. К. Андерсен поведал необыкновенную историю преданных друг другу и однажды разлучённых Кая и Герды. Это произошло потому, что осколок волшебного кривого зеркала, обладавшего свойством превращать доброе в злое, попал Каю сначала в глаз, а затем в сердце. Мальчик стал чёрствым и бездушным эгоистом.
Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина
Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в последнее десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е годы 19-го века — время «затихания» реформаторских настроений дворянства, торжества консерватизма.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие.
Дитя Марии
Автор: Гримм. Бедный дровосек отдал единственную дочь деве Марии. Девочка зажила как в сказке. Когда ей исполнилось 14 лет, Мария дала ей ключи от 13 дверей, последнюю из которых нельзя было открывать. В 12 комнатах девочка увидела сияющих апостолов. Когда из любопытства, не обращая внимания на протесты ангелов, открыла 13-ю, увидела Троицу.
Образ Ивана в сказке Конек Горбунок
Автор: Ершов П. Одним из главных героев в сказке «Конек – Горбунок» Петра Павловича Ершова является Иван, - младший сын престарелого крестьянина. Как это часто бывает в русских народных сказках:
Дракон 2
Дракон Автор: Брэдбери Р. Дракон Ничто не шелохнется на бескрайней болотистой равнине, лишь дыхание ночи колышет невысокую траву. Уже долгие годы ни одна птица не пролетала под огромным слепым щитом небосвода. Когда-то, давным-давно, тут притворялись живыми мелкие камешки – они крошились и рассыпались в пыль.
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит взрослый: как ни старайся уловить мысль, а все не получается.
Щелкунчик и Мышиный король
«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана — это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле...
Шварц ЕЛ
Шварц Евгений Львович (1896 - 1958), прозаик, драматург. Родился 9 октября (21 н.с.) в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914 - 16). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи.
Хуан-ди
Как многие мифологические персонажи Китая, это божество имеет несколько разных обличий, подчас не связанных между собой.
Большой морской дракон
Научная классификация Латинское название Trachinus draco Linnaeus, 1758 Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Большой морской дракон
Экзотический эротизм
— художественное направление преимущественно XIX века, акцентирующее внимание на красоте женщины в экзотическом (восточном) обрамлении. Предшествующие направления эротизма использовали преимущественно античные, мифологические и библейские сюжеты, в которых подчёркивалась либо чистота и целомудренность (неоклассический эротизм) либо давался отстранённый, «холодный» взгляд на страсти, присутствующие в античных сюжетах.
Шварц Е.Л.
Родился 9 октября (21 н.с.) в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914 - 16). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи.