.
ФОЛЬКЛОР
(англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры
народа, его обычаев
, верований, обрядов, различных форм искусств.
С течением времени содержание термина суживалось. Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру
, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции. Коллективная жизнь определяла появление у различных народов однотипных жанров, сюжетов
, таких средств художественной выразительности, как гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения. Роль фольклора была особенно сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие.
Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности
(древнейшие виды фольклора)
Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались только две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.).
Ко времени русской православной гимнографии фольклор имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Исследователи полагают, что догосударственный период (то есть до того как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.
С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.
Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках и в канонических церковных постановлениях. Известны, например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XIв. Якову Черноризцу, где говорится по поводу священников: «Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры и пьют, святые отцы повелевают соблюдать благообразие и принимать предложенное с благословением; когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы, встать (из-за стола), дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть и услышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то время, когда будет большой соблазн».
Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников. «Смеховая» культура всегда была «кривым зеркалом» действительности, абсурдной «дурацкой» жизнью, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия. Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и другой карнавальной атрибутики.
Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор,
свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Обряд был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни.
Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.
Один из самых древних жанров – хороводные песни.
Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после пасхи. Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них:
А мы просто сеяли, сеяли!
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!
А мы просто вытопчем, вытопчем!
Ой, Дид Ладо, вытопчем.
Сохранившиеся до наших дней плясовые песни
сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во садочке» и др.
В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением подблюдных песен –
наступало таинственное время святочных гаданий. Одной из наиболее старых подблюдных песен является «Хлебная Слава», не раз привлекавшая внимание русских композиторов:
А мы эту песню хлебу поем, Слава!
Хлебу поем да хлебу честь воздаем, Слава!
С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных восстаниях.
Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В XVIII в., в период становления профессиональных светских жанров (опера, инструментальная музыка) народное искусство впервые становится предметом изучения и творческого претворения. Просветительское отношение к фольклору ярко выразил замечательный писатель гуманист А.Н.Радищев в проникновенных строках своего «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее... В них найдешь образование души нашего народа». В XIXв. Оценка фольклора как «образования души» русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки до Римского-Корсакова, а сама народная песня – одним из источников формирования национального музыкального мышления.
Другие работы по теме:
Фольклор - Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества или фольклора от английского folk оге народное знание народная мудрость берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать поэтому все свои знания передавали в устных рассказах.
Есенин с. а. - Народно-песенная основа лирики с. есенина
М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. Какой чистый и какой русский поэт так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы черты национального характера.
Музыкальная культура Татарстана
ТЕМА 21. Исторические сведения о древней татарской музыке. Особенности татарских мелодий. Многовековая история татар. Центр татарской культуры – город Казань. Представление о древней музыке из рукописей путешественников. Давнее развитие татарской профессиональной музыки. Многожанровость древней музыки.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Тарас Бульба народный герой
Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. Гоголя. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты украинского казачества. Известный русский критик писал: «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни».
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова
Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
О фольклоре русского народа
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни.
Аветян, Григор Карапетович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Григо́р Карапе́тович Аветя́н (20 января 1870—15 мая 1946) — армянский советский актёр,народный артист Армянской ССР (1935).
Аркадьев, Аркадий Иванович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Фильмография Введение Аркадий Иванович Аркадьев (наст. фамилия Кудерко; 1907 — 1993) — советский актер, театральный режиссер.
Богин, Владимир Георгиевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Богин Владимир Георгиевич — советский и российский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный артист РСФСР (1991)[1], народный артист России (2001)[2].
Адоскин, Анатолий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Роли в кино Список литературы Введение Анатолий Михайлович Адоскин (род. 1927) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист России (1996)[1][2].
Алекперов, Алескер Гаджи Ага оглы
Введение 1 Биография 2 Память 3 Фильмография Список литературы Введение Алескер Гаджи Ага оглы Алекпе́ров (азерб. Ələsgər Hacıağa oğlu Ələkbərov; 15 ноября, (по другим источникам - 25 марта) 1910, Баку — 31 января 1963, Баку, Азербайджанская ССР) — азербайджанский советский актёр, народный артист СССР (1961), народный артист Азербайджанской ССР.
Бобылев, Иван Тимофеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество Список литературы Введение Иван Тимофеевич Бобылев (14 января 1925(19250114), д. Новоселье, Дорогобужский район, Смоленская область, СССР) — советский и российский театральный режиссёр, народный артист СССР (1990)[1], лауреат Государственной премии имени Станиславского.
Абелян, Ованес Артемьевич
Введение 1 Биография 2 Память 3 Роли Список литературы Введение Иван (Ованес) Артемьевич Абелян (арм. Հովհաննես Աբելյան) (4 ноября 1865, Шемаха Бакинской губернии — 1 августа 1936, Ереван) — известный армянский актёр, народный артист Азербайджанской ССР, народный артист Армянской ССР[1].
Щукин, Анатолий Васильевич актёр
Анатолий Васильевич Щукин родился 6 апреля 1923 года в г. Минусинске. Русский, советский актёр. С 1960 года - заслуженный артист РСФСР . Народный артист Республики Хакасия. С 1940 года - актёр Хакасского областного драмматического театра им. Лермонтова в Абакане Роли: Олька ("Акун" Кокова), Павел ("Птица счастья" Кичакова), Кудряш, Дульчин ("Гроза", "Последняя жертва"), Яго, Фердинанд; Ильяс ("Тополёк мой в красной косынке" Айтматова), Мартьянов ("Совесть" по Павловой) и ДР
Аникеев, Серафим Михайлович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёрские роли 2.2 Актёр озвучания мультфильмов 3 Признание и награды Введение Аникеев Серафим Михайлович (7 марта 1904, Воронеж — 26 августа 1962, Москва) — советский артист оперетты, директор Московского театра оперетты (1943—1946), лауреат Сталинской премии второй степени (1950), народный артист РСФСР (1959).
Алексеев, Борис Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Работы 3 Награды и звания Список литературы Введение Алексеев Борис Алексеевич (27 апреля 1911, Байсубаково, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 3 мая 1973, Чебоксары) — чувашский советский актёр, народный артист СССР (1969).
Григорьев, Пётр Григорьевич актёр
Пётр Григорьевич Григорьев (также известный как Григорьев 2-й ; 1807—1854) — русский актёр и драматург. В 1829 г. окончил Петербургское театральное училище. В 1831 году был принят актёром в Александринский театр. Исполнял характерные и бытовые роли. По свидетельству Театральной энциклопедии, обладал даром комедийной импровизации.
Алексеев, Валерий Иванович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды 4 Семья Список литературы Введение Валерий Иванович Алексеев (род. в 1948, г. Усолье-Сибирское, Иркутская область) — актёр Омского театра драмы, Народный артист России.
Абжалилов, Халил Галеевич
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Роли в театре Список литературы Введение Халил Галеевич Абжали́лов (тат. Xəlil Ğali uğlı Əbcəlilev, Хәлил Гали улы Әбҗелилев) (17 (29) сентября 1896, с. Мустафино Оренбургской губернии, (ныне - Шарлыкский район Оренбургской области) — 18 марта 1963, Казань) — советский татарский актёр.
Архипов, Абрам Ефимович
Введение 1 Биография 2 Выставки 3 Галерея 4 Библиография Список литературы Введение Абра́м Архи́пов (15 (27) августа 1862 года — 25 сентября 1930 года) — русский живописец, передвижник.
Антадзе, Додо Константинович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Постановки в театре Список литературы Введение Додо Константинович Антадзе (груз. დოდო კონსტანტინეს ძე ანთელავა; Додо (Исаак) Константинович Антадзе; 1900—1978) — советский актёр, театральный режиссёр, народный артист СССР (1971).[1]
Русский народный календарь
План Введение 1 Описание 2 Предметы для отслеживания Список литературы Введение Русский народный календарь — циклическое собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом[1].
Бабаев, Мирза Абдулджаббар оглы
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Фильмография Список литературы Введение Мирза́ Абдулджабба́р оглы́ Баба́ев (азерб. Mirzə Əbdьlcabbar oğlu Babayev; 16 июля 1913 — 14 января 2003) — азербайджанский советский киноактёр и певец, Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1956), Народный артист Азербайджана (1992).
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Бакштаев, Леонид Георгиевич
Леони́д Гео́ргиевич Бакшта́ев (1934—1995) — советский актёр театра и кино, народный артист Украинской ССР. Биография Леонид Бакштаев родился в селе Добрынь Гомельской области.
Арен, Рейно
Рейно Арен (эст. Reino Aren; 25 декабря 1927, Тарту, Эстония — 16 мая 1990, Таллин, Эстонская ССР) — советский актёр. Народный артист Эстонской ССР (1982).
Волков, Александр Николаевич художник
Во́лков Алекса́ндр Никола́евич (19(31).08.1886, Фергана, −17.12. 1957, Ташкент), русский, советский художник, один из основоположников современного искусства Средней Азии. Народный художник Узбекской ССР.
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Любовь к человеку в лирике Н А Некрасова
Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет?. Н. А. Некрасов Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Ботлихцы
Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к андийским народам.