«Поскольку
назначение комедии состоит в том,
чтобы
развлекать людей, исправляя их,
я рассудил,
что по роду своих занятий
я не могу
делать ничего более достойного,
чем бичевать
пороки моего века...»
Ж.-Б. Поклен
Комедия «Le bougeois gentilhomme» («Мещанин во дворянстве») является
одним из поздних произведений Мольера: она была написана в 1670 году. Основной темой комедии является попытка буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к
«высшему кругу». Герой комедии, господин Журден, преклоняется перед
дворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей
музыки, танцев, фехтования и философии и не хочет признаваться, что его отец
был купцом. Журден заводит дружбу с дворянами, пытаясь разыгрывать роль
галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье:
свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она
любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.
Комизм главного героя заключается в его невежестве и
неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа,
которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные
рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже
сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих
перьях. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и здравый смысл
его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов,
грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало
проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной
служанкой.
Веселая, смешливая Николь также критически, как и
Дорина в «Тартюфе», относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже
стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль
играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта,
жениха Люсиль.Они вносят в комедию жизнерадостный тон. У
Ковьеля в переизбытке талант и остроумие импровизатора, блистательный талант
превращать жизнь в театр, сочинять рядом с обычной жизнью вторую, карнавальную
жизнь. Именно Ковьель, подглядев в Журдене страсть изображать знатное
лицо, придумал забавный маскарад с турецким Мамамуши, в результате чего
развязка комедии получила благополучный финал, а само действие комедии-балета
переходит в карнавальное веселье. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля
Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве
развязки намечаются две свадьбы.
Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в ней
сохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места
(дом г-на Журдена), времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (вся
пьеса построена вокруг одной главной идеи). В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая
черта в сатирическом преувеличении.
В комедии имеются и черты классической комедии Иатлии – комедии дель
арте. Недаром одного из героев, аналогичного Фигаро – слуга Ковьель – в одной из постановок пьесы был наряжен в традиционную
куртку слуги из комедии дель арте и действовал как бы в двух планах — бытовом и
театральном. Помимо этого, маску, по сути, носит еще один герой комедии – сам
господин Журден. Мольер любил извлекать комический эффект из
несовпадения маски и человеческого лица, к которому она примеривается. У
Журдена маска дворянина и сущность мещанина, несмотря на все усилия героя,
никак не совпадают.
Вместе с тем, в пьесе проявляются и отступления от типичной классицистической
комедии. Так, не до конца выдержано единство действия – в пьесу введена
побочная линия любви слуг, а язык приближается к народному. Но, разумеется,
главное отличие – это наличие балетных номеров, столь органично вплетенных в
сюжет, что сам Мольер назвал свою пьесу
комедией-балетом, где каждый балетный номер – органическая часть
развивающегося комедийного действия.
Балетные выходы не только не ослабляют
реалистичности сюжета а, наоборот, сатирически оттеняют характеры и действие
пьесы. «Мещанин во
дворянстве» написан автором именно как комедия-балет и требует облегченного
жанрового решения, поэтому сложно найти равновесие между сатирой и легкостью, и
многие попытки ее поставить приводили либо к пережиму в сатирических красках,
либо поверхностности. Тем не менее, яркость и необычность произведения делает
его одним из самых популярных на мировой сцене.
Все герои данной мольеровской пьесы, в
силу жанра, наделены артистизмом. Танцевальному ритму подчинена, например,
сцена ссоры и примирения Клеонта и Люсиль, оттеняющим фоном которой служат
репризы слуг Ковьель и Николь, повторяющих слова своих господ в другом речевом
стиле – бытовом. В такт тексту герои, то в гневе удаляются друг от друга, то
устремляются один за другим, то кружат, убегая, то, наоборот, приближаются.
Пьеса сама диктует героям своеобразный танец.
Господин Журден предстает перед нами
ребенком, у которого горят глаза от возможности узнать что-либо новое,
приходящего в истинный восторг от окружающих новшеств, например, от того, что
теперь он знает, что всю жизнь говорил прозой. И его страсть к дворянству
предстает не как расчет практичного буржуа, а как безобидная влюбленность простака
во все блестящее и броское. Приверженность Журдена к «наукам» тешит его
самолюбие, дает возможность выйти за пределы мещанского быта и побыть среди
знатных особ.
У этого простодушного человека
действительно была фантазия. Поэтому господин Журден, почтенный буржуа и глава
семейства, с такой легкостью вступает в последний, буффонадный акт комедии и
так свободно действует в причудливом маскараде посвящения его в сан Мамамуши.
Герой легко перешагнул грань, отделяющую реальное действие от условного
маскарада, и тем самым жанровое единство спектакля достигалось в полной мере.
Герои пьесы наделены столь характерными
чертами, что без труда могут быть отнесены к героям, наделенным отрицательными
чертами и описанным сатирически, или положительным, которые сами остроумны.
Так, сатирически описаны учителя, на
первый взгляд искренне преданные своему делу: учитель фехтования Анри Роллан,
наделенный воинской отвагой, достаточной для сокрушения целой армии врагов;
учитель философии Жорж Шамар, мудрец и стоик, бесстрашно бросающийся в атаку на
своих соперников, отстаивая философию, учителя изящных искусств — Робер Манюэль
и Жак Шарон. В итоге же выясняется, что вся преданность – это жажда получить с
нерадивого и неспособного ни к чему ученика несколько лишних монет, отсуда и
лицемерные похвалы Журдену, и яростная защита собственной профессии, во многом
за счет принижения чужой.
Жестко сатирически описаны черты Доранта и
Доримены. Автор противопоставляет простодушного, но искреннего и порядочного,
Журдена, тем, на кого он столь страстно желает походить: высшее общество,
изысканное внешне, но беспринципное, жадное, лживое, не гнушающееся низкой
лестью и прямой ложью, чтобы получить деньги. На примере этих господ Мольер
осуждает Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерю
здравого смысла, за его разрыв с тем социальным массивом, который будет
формироваться в знаменитое французское «третье сословие».
Остроумны реплики, которыми обмениваются участники
спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик
вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.
Мольеровское изображение буржуа получило свое дальнейшее развитие в той
глубокой и полной обрисовке буржуазных типов, которую можно встретить у
реалистов XIX века, особенно у Бальзака.
Будучи пьесой необычного жанра, несмотря на кажущуюся
накатанность, пьеса трудна в постановке. Переведенная в план бытовой и
психологической комедии, она не выдержит сравнения с пьесами, написанными на
сходные темы драматургами-реалистами, будь то Бальзак или Островский. При
попытке усилить сатиру теряются бесподобные интонации Мольера-комедиографа.
Мольер начинал как импровизатор, и сама пьеса-балет оказывается скорее летящей
импровизацией, чем грозным обличением, наподобие «Тартюфа». Таким образом,
только через раскрытие мольеровского стиля преподнесения жанра может быть
полностью раскрыта мольеровская сатира.
Другие работы по теме:
Мольер - Почему смешон господин журден
Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество лицемерие тупость и легкомыслие дворянскую спесь и чванливость французских буржуа.
работа
Вопрос: Здраствуйте, скажите, есть ли в вашей библиотеки книги издательства "Детская литература" (особенно за советский период)? Не мог ли бы предоставить список изданий, имеющихся у вас в наличии? Книги мне очень необходимы для анализа. Большое спасибо
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Анализ финала третьего действия пьесы Горького На дне
В центре пьесы М.Горького «На дне» – не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке. Ядром этого спора является проблема правды и лжи. Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение развенчивает философию Луки. В начале пьесы мы видим, что почти все герои одержимы своей мечтой.
Над чем смеется Мольер в комедии Мещанин во дворянстве
«Мещанин во дворянстве» — не единственная пьеса Мольера, в которой он высмеивает дворянство. Начиная с первых своих произведений, Мольер опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествия вместе с бродячим театром.
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования.
Брехт Бертольд
(10.02.1898 - 14.08.1956) Немецкий драматург и поэт. Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917–1921 изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917–1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им.
Рецензия на книгу Мольера Мещанин во дворянстве
Автор: Зарубежная литература Книга Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» вышла в Москве в 1977 году в издательстве «Лениздат». Читая книгу, некоторые места я перечитывала несколько раз, а в общем все было понятно. «Мещанин…» - комедия-балет. Я считаю, что главная мысль в ней – глупость сумасброда господина Журдена.
Голубая жизнь
Автор: Горький Максим. Мещанин Константин Миронов живет в глухом провинциальном городе. Когда он был ребенком, его родители пили и часто скандалили. В то же время мать была религиозным человеком и ходила на богомолье в монастырь. Отец слыл чудаком. Например, он развлекался тем, что приделывал к дверям деревянные дудки с резиновыми мячами, которые противно свистели, когда отворялась дверь.
Анализ комедии В. Шекспира Много шума из ничего
Анализ комедии В. Шекспира “ Много шума из ничего” Годы создания комедии «Много шума из ничего» - с 1598 по 1599. В данной комедии есть две сюжетные линии: комическая и любовная. Любовную линию образуют Бенедикт и Беатриче, Клавдио и Геро. Комическую линию образуют Маргарита, Урсула, Леонато, Клавдио и Дон Хуан.
"Вишневый сад": анализ чеховской пьесы
Вспомним чеховские рассказы. Лирический настрой, пронзительная грусть и смех... Таковы и его пьесы — пьесы необычные, а тем более казавшиеся странными чеховским современникам.
Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер)
Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.
Пьеса «Мещане»
Пьеса Алексея Максимовича Горького “Мещане” — не просто дебют писателя в драматургии,— ею открывается новая общественно-политическая линия”,— писал видный режиссер К. С. Станиславский.
Герои и смысл пьесы М. Горький На дне
Автор: Горький М. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу «На дне» можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?..
Рецензия на пьесу «Свои люди – сочтёмся!» А.С. Островского
В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве.
Б. Шоу “Пигмалион”
Суть пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион”. Выводы читателя по прочтении пьесы.
Идейное и художественно свообразие пьесы Вишнёвый сад
Идейное и художественно свообразие пьесы "Вишнёвый сад" Автор: Чехов А.П. Значительные в жизни каждого человека события обнаруживаются в скромных будничных обыденных проявлениях.Чехов искуственно привлекает наше внимание к ним.Поэтому наше внимание из текста уходит в подтекст.
Крутицкий, Антон Михайлович
Анто́н Миха́йлович Крути́цкий (1754—1803) — актёр и певец. Сын сержанта гарнизонной службы, воспитанник московского сиротского дома.
Горин-Горяйнов, Борис Анатольевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Александринский театр 3.2 Фильмография 3.3 Библиография Список литературы
Рыкалова, Аграфена Гавриловна
Аграфена Гавриловна Рыкалова (1805 — 28 мая 1840, Москва) — артистка Московских Императорских Театров (Малый театр), жена Василия Васильевича Рыкалова, урождённая Степанова, сестра известного комика Петра Гавриловича Степанова, с которым была всю жизнь очень дружна — именно он подготовил «в артистки» её дочь, свою племянницу Надежду.
Коклен, Бенуа-Констан
Коклен-старший фр. Benoit-Constant Coquelin Бенуа-Констан Коклен Коклен-старший (фр. Benoit-Constant Coquelin; род. 23 января 1841, Булонь-сюр-Мер — ум. 27 января 1909, Сюлли-Пон-о-Дам, Иль-де-Франс) — французский актёр и теоретик театра.
Самари, Жанна
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Некоторые роли в театре Список литературы Введение Жанна Самари (фр. Lйontine Pauline Jeanne Samary) (4 марта 1857, Нёйи-сюр-Сен — 18 сентября 1890, Париж) — французская актриса. Модель многих полотен Ренуара.
Абт, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абт (нем. Karl Friedrich Abt; 1733, Ульм — 20 ноября 1783, Бремен), один из знаменитейших актёров Германии в конце XVIII в. Уже 25-ти лет от роду странствовал с собственной труппой по Германии. В 1775 г., потерпев неудачу в Голландии, где пьесы Шекспира, Лессинга и т. п. не пришлись ещё по вкусу публике, он поступил на сцену в Готе, где играл в первых произведениях Шиллера и Гёте.
Бертольд Брехт
Немецкий писатель Бертольт Брехт - драматург, теоретик театра, режиссер, прозаик и поэт - занимает важное место в истории литературы XX в. Его пьесы постоянно ставятся на сценах театров разных стран
Джон Джеймс Осборн
Osborne, John James (1929–1994), английский драматург. Родился 12 декабря 1929 в Лондоне. В молодости работал актером, в свободное время писал стихи и пьесы. Известность пришла к нему в 1956 после премьеры на сцене театра «Ройял Корт» Оглянись во гневе.
Крон А.А.
Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович (1909 - 1983). Русский советский писатель, драматург.
Остер Г.Б.
Остер Григорий Бенционович (р. 1947), детский писатель. Родился 27 ноября в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966, в течение трех лет служил на Северном флоте.
Шварц Е.Л.
Родился 9 октября (21 н.с.) в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914 - 16). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи.