Творческая
работа
по русской
литературе третьей трети XIX
века
Философская
лирика В.С. Соловьева
Смоленцевой
Ксении (3 курс РА-ОД)
Владимир Соловьев -
поэт, публицист, критик и философ, сын известного русского историка, профессора
Московского университета Сергея Михайловича Соловьева, своим творчеством оказал
сильнейшее влияние на формирование философских и эстетических взглядов
«младосимволистов», определил поэтическую образность первых книг тех же Андрея
Белого, Александра Блока.
Помимо знаменитейших
философских работ («Общий смысл искусства», «Смысл любви», «Чтения о
Богочеловечестве» и др.) Соловьев оставил значительное стихотворное наследие.
Особую известность приобрели стихотворения «Софийного» цикла. В
известный период поэт-философ начинает увлекаться идеей Софии на почве изучения
мистических учений". София - как видение предстаёт перед поэтом. Она - и
природа (небесная лазурь), и - лик любимой женщины одновременно. Иногда это
только улыбка или только глаз. Ей Владимир Соловьёв посвятил стихотворения «Вся
в лазури сегодня явилась...»; «У царицы моей есть высокий дворец...»; «Око
вечности», поэму «Три свидания».
В «маленькой
автобиографии", поэме «Три свидания», которую так часто цитировали
поэты-символисты, Соловьев утверждал божественное единство Вселенной. И в этой
поэме, прежде всего, отразились его глубинные переживания, связанные с
постижением "Души мира", "Вечной Женственности", "Подруги
вечной". В поэме речь идет о трех встречах, свиданиях с той, которую он
называет здесь Подругой вечной, и обращением к которой начинается и завершается
поэма. Первая встреча поэта-философа произошла еще в детстве, 36 лет назад: Мне
девять лет, она…ей - девять тоже.
"Был майский день
в Москве", - как молвил Фет. Вторая встреча - в Лондоне, в Британском
музее осенью 1875 года: И вот однажды - к осени то было - Я ей сказал: "О
божества расцвет! Ты здесь, я чую, - что же не явила Себя глазам ты с детских
лет?" И только я помыслил это слово, - Вдруг золотой лазурью все полно, И
предо мной она сияет снова - Одно её лицо - оно одно.
третья - в пустыне близ
Каира в начале 1876 года:
И долго я лежал в
дремоте жуткой, И вдруг повеяло: "Усни, мой бедный друг!" И я уснул;
когда ж проснулся чутко, - Дышали розами земля и неба круг. …Все видел я, и все
одно лишь было - Один лишь образ женской красоты… Безмерное в его размер
входило, - Передо мной, во мне - одна лишь ты.
Три свидания, три главы
в поэме, три оценки поступков рассказчика как глупых. Число «три» явно довлеет
над автором ("Три силы", "Три разговора о войне, прогрессе и
конце всемирной истории…" и т.д.). Поэтичность и философичность, легкость
и юмор - вот основные черты данной поэмы.
Переоценить значение
Владимира Соловьева на русскую философию и поэзию трудно. Одна из основных тем
Блока - о видении Прекрасной Дамы - восходит по литературной тематике к
пушкинскому романсу "Жил на свете рыцарь бедный" и к поэме "Три
свидания" Соловьева. В круг интересов философа-поэта входили история
догматов, история религий, этика, эстетика, политические вопросы... Большое
впечатление на современников производила сама личность философа, в которой было
нечто "пророческое".
Философская и пейзажная
лирика Соловьева во многом продолжает традиции Фета и Тютчева. Многие критики
отмечали, что его лирика лишена психологической конкретности, полна туманных
мимолетных впечатлений. Сам Соловьев лирику считал откровением человеческой
души в ее единстве и созвучии с живой душой природы, с мировым строем. Особая
же заслуга Владимира Соловьева в том, что он сумел наполнить глубокой
философией поэзию, а философию пропитать необыкновенною поэтичностью.
К
концу XIX в. поэтическая философия природы пришла к таким итогам: природа
божественна и прекрасна, исполнена мысли и любви, но есть в ней какое-то
равнодушное и грозное начало, на которое, в свою очередь, отвечает человек
своим вечным ропотом. Есть в человеке "безумье", нарушающее природный
строй, но есть безумье и слепость в самой природе, враждебные человеческому
разуму.
Владимир
Соловьев стал одним из лириков конца XIX в., пытавшихся разрешить это
противоречие. "Темного хаоса светлая дочь" – так называет Соловьев
озеро Сайму, и это общий принцип его отношения к природе: она есть путь от хаоса
к гармонии, многотрудный, жестокий и победительный.
Свет
из тьмы. Над черной глыбой
Вознестися
не могли бы
Лики
роз твоих,
Если
б в сумрачное лоно
Не
впивался погруженный
Темный
корень их.
Не
случайно именно Соловьев (1994) в статье о Тютчеве охарактеризовал
основу его поэзии как чувство страха в основах мироздания. Сам мыслитель
глубоко переживал этот хаос, но считал его растущим навстречу гармонии, подобно
тому, как розы, погруженные корнями во мрак земли, возносят навстречу небу свои
солнечные лики. Вселенная в его поэтическом мире понимается как "творимая
легенда" – творимая совместными усилиями Софии и человека, ее
возлюбленного. Философ мыслит и объясняет Вселенную поэтическими образами.
Философия и поэзия представляются лишь двумя сторонами одного и того же
процесса познания мира.
Философская
лирика природы Владимира Соловьева резко вычленяет антитезы: свет и мрак,
солнце и мгла, звезды и земля, явное и тайное, вечное и переменчивое – и ищет
пути их разрешения (озеро Сайма – "темного хаоса светлая дочь", розы
– "свет из тьмы"). Ему особенно дорого женственное начало в природе,
воплощаемое образом земли, ее темного, жизнепорождающего лона:
"Земля-владычица! К тебе чело склонил я…" (1886), "Мы сошлись с
тобой недаром…" (1892), "Нильская дельта" (1898).
Образы
света и мрака, характерные для поэзии последних десятилетий XIX в., лишаются у
Соловьева аллегорической однозначности (борьба добра и зла, прогресса и
реакции), приобретают многосложный метафизический смысл ("О, как в тебе
лазури чистой много…", 1881; "Бедный друг, истомил тебя путь…",
1887; "Пусть тучи темные грозящею толпою…", 1891; "Милый друг,
не верю я нисколько…", 1892), а также философское осмысление мироздания
как "пути от хаоса к гармонии". Для Владимира Соловьева "Смерть
и Время царят на земле".
Противопоставления
неба и земли и мотив жизни как сна восходят к романтическому мировидению,
которое получит новое развитие в поэзии символизма: "Один лишь сон – и
снова окрыленный// Ты мчишься ввысь от суетных тревог". Земная жизнь лишь
"тяжкое пробуждение", в котором "Ты будешь ждать с томительной
тоской// Вновь отблеска нездешнего виденья,// Вновь отзвука гармонии
святой".
Картина
мира, представленная в философской поэзии второй половины XIX в., поражает
своей неоднозначностью. Это и ощущение хаоса, господства ночной стихии,
одиночества и бессилия человека, переданные Ф.И. Тютчевым. С не меньшей силой
философская поэзия воплотила истинный смысл природы, человеческой слитности с
ней, потаенный смысл природных стихий, ощущение единства человеческого
существования и космической беспредельности, которые ощущаются в лирике А.А.
Фета. Это и понимание равнодушного и грозного начала в природе, на которое
ропщет человек и которое является началом движения к гармонии как в поэзии
Владимира Соловьева. А также принижение мира природы, которая оказывается
слабее человека (как, например, у Брюсова), невозможности духовной человеческой
жизни из-за характера жизненных условий. Это и воспевание всевластности стихии,
многообразия ее проявлений, поэтическое восприятие красоты противоречий
окружающего мира, ощущение трагичности человеческой жизни в слиянии с природой.
Философская
поэзия не дает окончательных решений и формул. Как ни одна другая разновидность
поэтического творчества, философская поэзия рассчитана на восприятие читателя,
прямой контакт с ним. В то же время, безусловно, существует дистанция между
философией и философской поэзией. Философская поэзия воплотила совершенно
особое восприятие мира, не укладывающееся в тесные рамки строгого логического
познания. Интуитивно, силой художественного отображения и предчувствия она,
преодолевая видимость явлений, их внешнее обличье, проникала вглубь процессов,
совершающихся во Вселенной.
Другие работы по теме:
Соловьев В. С.
Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной философии", где ой впервые сформулировал свою любимую идею всеединства - синтеза, слияния культур.
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич - писатель, поэт, философ. Отправными для Мережковского были идеи Достоевского и Вл. Соловьева. Отстаивал концепцию "нового искусства", в котором мистическое содержание получает символическое выражение.
Зеньковский Василий Васильевич
Зеньковский Василий Васильевич- философ и психолог. От концепции всеединства Вл. Соловьева шел к построению метафизики человека и интуитивизму. Разработал концепцию психофизического взаимодействия.
Маяковский в. в. - Лирика маяковского
Как известно лирика передает переживания человека его мысли и чувства вызванные различными явлениями жизни. В лирике. Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека строителя социалистического общества.
Подготовка больного к операции 2
Ярославский медицинский колледж Реферат: по теме: « Подготовка больного к операции » Выполнила: Студентка 3 АК « А » Проверила: Соловьева Т. Н Содержание:
Вольнолюбивая лирика Пушкина 2
Вольнолюбивая лирика Пушкина Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи.
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
Человек и природа в поэзии Тютчева
С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои воспоминания. Но я не знаю человека, которому была бы не знакомая эта лирика. В детстве мы читаем стихотворение на детских праздниках:
Стихотворение Фета Вечер
А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно- демократические литературные деятели.
Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования.
Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил любовь еще, быть может
Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.
Место лирики Тютчева в русской поэзии
Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.
Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина сочинение-миниатюра
Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика. Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.
Основные особенности лирики А.С.Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий". В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события.
Анализ стихотворения А. А. Блока Ты в комнате один сидишь.
Автор: Блок А.А. Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Вся лирика Блока разделена на 3 книги и восемнадцать лирических циклов. «Возмездие» - один из циклов, который посвящен теме «страшного мира».
Философская лирика А. С. Пушкина 2
Философская лирика А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского.
Особенности поэзии А. В. Кольцова
Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые героем произведения стал простой русский мужик. Пахари, жнецы и косари в его стихах напоминают сказочных богатырей.
Ранняя лирика Есенина
Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.
Лирика Маяковского
Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим.
Мелодичность поэзии А. А. Фета
Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта.
Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы 3
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями.
Любовная лирика А. С. Пушкина 2
Любовная лирика А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.
Я вас любил...
Стихотворение «» написано в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании «Северные цветы» в 1830 году. Связано с чисто личными переживаниями поэта. Оно, как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство любви неугасаемой, живой и сейчас.
Богатство художественного смысла в поэзии Тютчева
Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания.
Лирика А. А. Фета 2
Лирика А. А. Фета Автор: Фет А.А. Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть.
Особенности эпических произведений
Автор: Разное В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л.
Теория С. М. Соловьева о “родовой власти” в Древней Руси
Теоретическая (“философская”, по определению А.Е. Преснякова) сторона творчества С.М. Соловьева надолго осталась в историографической тени традиционного восприятия этого историка как скрупулезного “собирателя фактов”, исследователя-позитивиста.
Константинос Кавафис
Кавафис, Константинос (1863–1933), один из крупнейших поэтов, писавших на новогреческом языке.
Соловьева П.С.
Поликсена Соловьева, родная сестра философа и поэта Владимира Соловьева, родилась 20 марта 1867 года. Она была последним, двенадцатым ребенком в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева.