"Полуночные образы" в лирике А.А. Фета
(Анализ стихотворения "На кресле отвалялась, гляжу на потолок")
Перед вами
картина Клода Моне "Кувшинки". Художник творил в стиле импрессионизма.
Термин происходит от фр. impression -
впечатление. Импрессионизм зародился в последней трети 19 в. - начале 20 в. Представители
этого направления стремились естественно и непредвзято запечатлеть мир в его
подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. На картинах
часто видны мазки от красок. Создается впечатление, что полотна импрессионистов
являются частью чего-то целого.
А кто из
поэтов 19 века стремился передать сиюминутное настроение, запечатлеть мгновение?
(Фет). Действительно, одна из черт творчества Фета - импрессионизм. Поэту важно
представить предмет в данную минуту. Как и картины импрессионистов,
произведения Фета отличаются бессюжетностью. В сущности, Фет для своего века
явился новатором, его творения часто были не поняты современниками, являлись
объектом для пародий. Фет и сам понимал, что он поэт будущего поколения.
Но прежде
чем мы перейдем к анализу стихотворения давайте поиграем в ассоциации. (Учитель
задает слово тень, ученики записывают в тетрадь свои ассоциации. Некоторые из
них прочитываются на уроке).
Ассоциативность
- также одни из главных черт лирики Фета. Перед вами его стихотворение "На
кресле отвалялась, гляжу на потолок". Это своеобразный ассоциативный ряд
поэта об увиденных тенях на потолке. В стихотворении пропущены отдельные слова,
вставьте их.
На кресле
отвалясь, гляжу на потолок,
Где на задор
воображенью,
Над лампой
тихою подвешенный кружок
Вертится
(какой?) тенью.
Зари осенней
след в мерцанье этом есть:
Над кровлей,
кажется, и садом,
Не в силах
улететь и не решаясь сесть,
Грачи
кружатся темным стадом…
Нет, то не
крыльев шум, то кони у крыльца!
Я слышу
(какие?) руки…
Как
бледность холодна (какого?) лица!
Как шепот
горестен разлуки!. .
Молчу,
потерянный, на (какой?) путь глядя?
Из-за
(какого?) сада, -
И кружится
еще, приюта не найдя,
Грачей
(какое?) стадо.
(Дети
сравнивают свои варианты с первоисточником. Учитель выразительно читает все
стихотворение).
Все ли
понятно в стихотворении? Какая строфа кажется самой неясной? Какие чувства у
вас вызвало стихотворение?
Стихотворение
написано 15 декабря 1890 года, за два года до смерти поэта. В произведении
очень ярко проявились такие главные черты лирики, как ассоциативность и импрессионизм.
Оно созвучно тому направлению в искусстве, которое развивалось в последней
трети 19 века: импрессионизму.
В начале
урока мы сказали о том, что для импрессионизма характерны фрагментарность,
проявление мазков на картине. Можно ли в данном произведении выделить разные
картины, сменяющие одну другую? Давайте еще раз медленно прочитаем
стихотворение и по ходу чтения попробуем найти эти картины.
Можно
выделить такие картины: I строфа - лирический герой
видит тень, отбрасываемой лампой на потолок; II строфа -
тени напоминают герою об осеннем саде, в котором "кружатся темным стадом
грачи"; III строфа - наполнена множеством
сменяющихся картинок: перед читателем проходят и образы коней, и "трепетные
руки", здесь же звучит намек на женское лицо, и горечь разлуки; IV строфа - это возвращение к
осеннему саду, в котором продолжают кружить грачи.
Ребята,
попытайтесь выделить в стихотворении ключевые образы (осенняя пора, сад, грачи,
образ девушки, разлука). Какими словами в произведении создаются эти образы? ("Осенний
след зари", "темное стадо грачей", "трепетные руки", "бледность
прекрасного лица", "шепот разлуки", "темнеющий сад", "встревоженное
стадо").
Какие детали
использует Фет для создания образа любимой? Каким образом могут быть связаны в
третьей строфе "кони у крыльца" и созданный образ любимой? Можно ли
сказать, что поэт специально не разворачивает такое изображение образов,
стремясь вовлечь читателя в сотворчество, в область домысливания? Попытайтесь
объяснить, почему Фет сближает эти два образа, вынесенные в рифму (кони у
крыльца - прекрасного лица). А может быть эти образы случайны и упоминаются от
только что возникшего чувства?
Можно ли
сказать, что "встревоженное стадо грачей" символизирует настроение,
переживание лирического героя, если исходить из того, что природа у Фета
антропоморфна? Какую смысловую нагрузку несет созданный образ грачей?
Какова тема
стихотворения? (Воспоминание о разлуке с любимой девушкой).
Какова
особенность композиции стихотворения? (Композиция кольцевая). Какую тональность
она задает всему стихотворению? Какие тропы преобладают в произведении? (Эпитеты
"тихая лампа", "осенний след", "призрачная тень",
"темное стадо", "трепетные руки", "прекрасное лицо",
"дальний путь", "встревоженное стадо"; сравнение "вертится
тенью", "кружатся стадом").
Есть ли
среди эпитетов те, которые несут цветовую нагрузку? ("Темное стадо", "темнеющий
сад"). Какие другие слова передают цвет? (Заря - красный, розовый; бледность
лица - белый). Как вы думаете, почему в стихотворении так бедна палитра цвета? (Возможно,
обусловлено темой стихотворения. Воспоминания могут быть представлены в
черно-белых тонах).
Во второй
строфе находим ассонанс на звук [э]: осенний, след, мерцанье, этом, есть. Помогает
ли он в создании образа осени? Какую роль играет осень во взаимоотношениях двух?
(Герои расстаются).
Как
раскрытию темы способствует размер стихотворения? (Стихотворение написано
ямбом, в который "вплетается" пиррихий. Он и создает картины длинных
воспоминаний).
В каком
времени употреблены глаголы? (В настоящем времени: "гляжу", "вертится",
"кружатся", "слышу"). Форма настоящего времени потреблена в
картинах воспоминаниях. Лирический герой будто заставляет оживить воспоминание,
представить его в данное мгновение. Меняется ли время в описаниях картин II и IV строф? (Обратить внимание
следует на слово заря, которое несет цветовую нагрузку в стихотворении, и
эпитет "темнеющий сад"). Что во фрагментах этих картин остается
неизменным? (Бесприютное "встревоженное стадо"). Какие чувства
вызывает эта статичность?
Какая строфа
отличается экспрессией? Чем она создается? (Синтаксическим параллелизмом
восклицательных предложений: "Как бледность хороша прекрасного лица!"
/ Как шепот горестен разлуки!. " и анафорой).
Какие знаки,
символы художественного мира Фета вы встретили в стихотворении? (Шепот, заря). Какое
стихотворение эти неизменные символы вам напоминают? ("Шепот, робкое
дыханье"). Различаются ли по тональности эти два стихотворения? Какие
поэтические символы здесь противопоставляются? (Весна-лето противопоставлены
осени, встреча - разлуке, соловьи - грачам).
Попробуйте
уловить душевное состояние лирического героя.
Возможно ли
говорить об идеи стихотворения? Может быть она "растворилась" в настроении
лирического героя, в его душевном состоянии, которое почти неуловимо?
Что нового
вы открыли в стихотворении после его глубокого анализа?
Заканчиваем
урок чтением стихотворения по ролям, используя принцип многоголосья.
1 голос. На
кресле отвалясь, гляжу на потолок,
Где на задор
воображенью,
Над лампой
тихою подвешенный кружок
Вертится
призрачною тенью.
2 голос. Зари
осенней след в мерцанье этом есть:
3 голос. Над
кровлей, кажется, и садом,
4 голос. Не
в силах улететь и не решаясь сесть,
5 голос. Грачи
кружатся темным стадом…
многоголосье
6 голос. Нет,
то не крыльев шум, то кони у крыльца!
7 голос. Я
слышу трепетные руки…
8 голос. Как
бледность холодна прекрасного лица!
9 голос. Как
шепот горестен разлуки!. .
1 голос. Молчу,
потерянный, на дальний путь глядя?
Из-за темнеющего
сада, -
И кружится
еще, приюта не найдя,
Грачей встревоженное
стадо.
Последнюю
строку можно также прочитать на несколько голосов.
Список литературы
1.
Фет А.А. Стихотворения, поэмы, переводы / Сост., вступ. ст. и коммент. А.
Тархова. - М.: Правда, 1985. - 560 с.
2.
Кувшинки // Художественная галерея. - 2004. - № 1. - С.10-11.
3.
Сомова, Л.А. Введение в методику преподавания литературы
(коммуникативный аспект): учеб. пособие / Л.А. Сомова. - Тольятти: ТГУ, 2007. -
120 с.
4.
Я студентка III курса факультета Филология и
журналистика Тольяттинского государственного университета. Мои увлечения: театр,
кино, вязание крючком. Пять лет занималась актерским мастерством по
специальности драматическое искусство в театре "Калейдоскоп" во
дворце Детского и юношеского творчества г. Тольятти. В настоящее время продолжаю
заниматься актерским мастерством, постигая искусство Слова в народном
литературном театре им.А.С. Пушкина (Дворец культуры и техники АВТОВАЗа).
Другие работы по теме:
Афанасий фет - Внутренний и внешний мир в лирике а. а. фета
“Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет”. В. Г. Белинский Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Как это часто бывает с талантливыми людьми, при жизни и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций.
Основные мотивы лирики А. А. Фета.
В лирике. Фета хорошо сказал А. В. Дружинин, точно оценивший сильные и слабые ее стороны: «Очевидно, не обилием внешнего интереса, не драматизмом описанных событий» « остановил внимание читателя» Фет.
Стихотворение Фета Благовонная ночь, благодатная ночь
Одно из традиционных фетовских «ночных» стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток (ср. «Тихая, звездная ночь…», «Полуночные образы реют…», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Как ярко полная луна…», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», «Как нежишь ты, серебряная ночь…», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» и др.).
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
Анализ стихотворения Фета Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой.
Стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила
Афанасий Афанасьевич Фет — один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были — любовь, красота, природа. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в этом обычном явлении увидеть красоту.
Стихотворение Фета Это утро, радость эта
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.
Стихотворение Шепот, робкое дыхание
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви — и составляют главное содержание…».
Вечные темы в лирике Тютчева и Фета
Когда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам отвлечься от реальных событий, заставляют размышлять на разные темы. На мой взгляд, в поэзии Ф. Тютчева и А. Фета можно выделить три основные направления. Это любовная лирика, стихи о природе и стихи на тему жизни и смерти.
Образ любви-воспоминания в лирике Афанасия Фета
Любовная лирика Фета представляет собою весьма уникальное явление, так как практически вся обращена к одной женщине - безвременно ушедшей из жизни возлюбленной Фета Марии Лазич, и это придает ей особый эмоциональный колорит.
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Любовь и природа в лирике Фета
Центральные темы поэзии Ф.И. Тютчева — любовь и природа. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.).
Стихотворение А.А.Фета Заря прощается с землею... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение А.А.Фета "Заря прощается с землею..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Фет А.А. А.Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по законам гармонии.
Стихотворение А.А. Фета Еще майская ночь... Восприятие, истолкование, оценка
Автор: Фет А.А. А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели.
Основные темы и идеи лирики А. Фета
Автор: Фет А.А. В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый певец красоты и любви.
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца. В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь, творчество.
Мой Фет
Автор: Фет А.А. Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало... Вступление Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Поэзия Фета выдержала испытание временем, и в наши дни он является одним из самых читаемых поэтов-классиков.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Анализ стихотворения Фета Вечер
Автор: Фет А.А. У Фета была очень сложная судьба: он был незаконнорожденным ребенком, в будущем он много лет пытался восстановить свою фамилию. Возможно, тяжелая жизнь повлияла на то, что А.Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной.
Тема любви в лирике А. А. Фета
Автор: Фет А.А. В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
Тема любви в лирике А. Фета
Автор: Фет А.А. Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее широко в русской литературе представленной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое новое преломление и зазвучала несколько по-новому.
Анализ стихотворения И.А. БУнина Забытый фонтан
Анализ стихотворения И.А. БУнина " Забытый фонтан" Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина "Забытый фонтан", написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:"Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного".
Человек и природа в лирике А.А.Фета
Автор: Фет А.А. Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я».
Основные мотивы в лирике Афанасия Фета
Мотив — смысловой компонент художественного текста, который повторяется в границах некоторых произведений. В творчестве всяких писателей и поэтов иногда попадается несколько тем, взглядов или явлений, встречающихся в их творениях. Обычно, тематика мотивов играет роль синтеза творчества поэта (писателя) и его любви.
Лирика А. А. Фета 2
Лирика А. А. Фета Автор: Фет А.А. Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть.
Лирика А. А. Фета
Автор: Фет А.А. Афанасий Афанасьевич Фет – один из моих любимых поэтов. В каком бы настроении я ни была, я обязательно найду в его лирике стихотворение, соответствующее моему душевному состоянию.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние воды
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды" Автор: Тютчев Ф.И. Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Анализ стихотворения А.А.Фета "Степь вечером"
Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение "Степь вечером" в 1854 году. Основная тематика содержания - это описание буйной природы степи. Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале "Современник".
Биография Рубцова Николая Михайловича
Рубцов Николай Михайлович (1936–1971гг.) - русский поэт. Родился 3 января 1936г., в поселке Емецк, Архангельской области. Сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах.
Рубцов Н.М.
Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным".