.
Теория и практика речевого общения испытывает необходимость в информации как о становлении разных жанров поздравлений в истории отечественной культуры, так и об особенностях их функционирования в настоящее время.
Прихотливую историю интересующих нас жанров мы прослеживаем с XVII века. Правилом составления поздравлений обучали уже в Киево-Могилянской академии. Ее воспитанники должны были уметь, как писал Ф.Прокопович, “прилично поздравлять приятелей, говорить за бокалами благожелательные речи друзьям и торжественным образом встречать известные годовые праздники” [Цит. по: Граудина, Миськевич 1989: 23]. Поэтому поздравительные речи сочинялись и произносились не только на занятиях по риторике, но и по заказу на официальных мероприятиях. Заметим, что поздравительные письма поэтика предписывала составлять в стихах.
В просвещенном XVIII веке внимание к эпистолярным жанрам значительно возрастает. Условия светской жизни требовали не только особых манер, но и соблюдения правил хорошей, а порой даже и изысканной речи. В 1708 году под патронажем «всепресветлейшия великия государыни, ея императорского величества Екатерины Алексеевны» выходит первое печатное руководство по составлению эпистолярных сочинений – переводный письмовник, давший начало «кумплиментарной» переписке. Он содержал 130 образцовых писем, в том числе и поздравительных, и обучал галантному слову частных посланий. Естественно, издание было предназначено для читателей высшего света.
Эпистолярное наследие XIX века, в том числе и письма-подзравления, что создавалось в соответствии с рекомендациями многочисленных письмовников, кабинетных и купеческих секретарей, также отличает изысканная светская речь, строгая нормативность языковых средств и устойчивость жанров. Однако детальный анализ частной переписки – задача будущих исследований.
В советскую эпоху поздравления – это юбилейные речи, произносившиеся публично, поздравительные адреса, которые составлялись от имени коллектива, фиксировались письменно и оглашались публично, и частные поздравления, писавшиеся на открытках; последний жанр относится к числу наиболее распространенных. Поводом для написания открыток были семейные и государственные праздники: Новый год, 8-е Марта, 1-е Мая и др.
Смысловая близость поводов для поздравления и нормативность социально-коммуникативных жанров речи привели к тому, что структура поздравлений и языковые формы выражения каждого из компонентов текста приблизились к клишированным. На поздравительных открытках даже стали печатать стандартные тексты, оставляя место для имени адресата.
Но если в XVIII веке следование образцам способствовало развитию языковой и общей культуры носителей языка, то в XX веке клишированность текста создавала впечатление «отписки»; другими словами, стандартизированные поздравительные тексты оказались неспособны выполнять ту функцию, ради которой они создавались.
Необходимое в этой ситуации преодоление стандарта осуществлялось по двум направлениям. Во-первых, приходилось пользоваться услугами текстовиков, умевших создавать личностно ориентированные приветственные адреса и юбилейные речи. Во-вторых, процветало составление «тетрадок», включавших интересные прозаические и поэтические варианты дружеских поздравлений.
В настоящее время эта сфера речевого общения, как и многие другие, динамично развивается. Значительно возросло количество поводов для поздравлений. В их ряду и Пасха, и День Святого Валентина, и самые неожиданные личные поводы – даже просто ясный, солнечный день.
В частных поздравлениях возрастает доля публичности. Поздравители нередко прибегают к радиопередачам Стол заказов на Русском радио или Презент на Европе плюс. Так, обращаются с приветствиями даже к тем, кто находится рядом в момент телефонного звонка на радио. В таких случаях текст оказывается очень коротким и спонтанным, поэтому грешит стандартными языковыми формами: “Я хочу поздравить мою жену Таню с Днем рождения. Я ее очень люблю! Желаю ей здоровья, успехов и процветания” (Презент: Европа плюс). Но публичность обращения и завершающий его подарок – заказанная песня сохраняют торжественность жанра.
Еще одна новая форма поздравления – бегущая строка на ТВ. В силу высокой стоимости такой текст, как правило, сводится к одному – и очень короткому – предложению: “Поздравляем Анну Сергеевну с рождением внука!”. Передают поздравления также при помощи пейджеров и Интернета.
Особую популярность среди молодых приобрели поздравления, как и ‘записочки’, в местных газетах. Эти прозаические и стихотворные тексты имеют четкую адресатную направленность и составляются самими поздравителями. В таких публикациях находим и обращения по кличкам, и выражения из молодежного жаргона: “Наташка! Ты клевая девчонка! С Днем рождения тебя, малыш”. Еще пример: “Мусик-пусик, мама и папа поздравляют тебя с Днем рождения. Не забывай, что мы тебя любим”.
Итак, богатая история и динамичное состояние жанров поздравлений в настоящее время обещают при их детальном изучении содержательные выводы.
Литература
Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
Другие работы по теме:
Проблема речевых жанров
Постановка проблемы и определение речевых жанров. Высказывание как единица речевого общения. Отличие этой единицы от единиц языка (слова и предложения).
Учебно-научная речь
Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения.
Маленькие стандарты большого офиса
Наши понятия о фирменном стиле зачастую имеют разные границы: от фирменного знака (цвета, фона, рамки, графики) до фирменного звука или ритуала. В зависимости от объекта приложения эти границы также по-разному правильны.
Кандрат Крапiва драматургiчна-iдэйны змест песы Хто смяецца апошнiм. Жанр твора
Талент К.К. асаблiва праявiуся у жанры драматургii. У яе ён прыйшоу у сярэдзiне 30-х гадоу. К гэтаму часу бел. драматургiя мела свае мастацкiя здабыткi. На сцэнах бел. тэатрау з поспехам ставiлiся п'есы Галубка, Чорнага, Гарбацэвiча. Па словах самаго аутара, рознiца памiж байкай i камедыяй хутчэй колькасная, чым якасная.
Чехов а. п. - Герои юмористических рассказов а. п. чехова
Антон Павлович Чехов великий русский писатель реалист. Чехов в своем творчестве использует разные жанры и сценки и анекдоты и фельетоны и рассказы. В своих рассказах главными врагами. Чехов называл ложь лицемерие и произвол говорил о вдохновенном тр В рассказе.
. Тема а
Бельских Татьяна Александровна; предметное профессиональное направление деятельности – природоведение, занимательная зоология
Современная эстетика
В настоящее время эстетика стала многоотраслевой наукой. Наряду с анализом основных эстетических категорий и форм эстетического, деятельности и сознания она изучает искусство, его виды и жанры, его связь с философией, наукой, моралью, религией, художественные методы и стили на протяжении их исторического развития.
Эволюция жанровой системы Достоевского
выразилась не только в преображении уже известных, но и в создании новых жанров. Их появление не случайно в поэтике Достоевского, оно подготовлено предшествующим развитием литературного процесса — активным внедрением «нехудожественных» жанров в литературу, их превращением в «художественные» жанры.
Мюзикл
Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Свиридов Георгий Васильевич
Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР. Краткая творческая биография и список музыкальных произведений.
Музыка барокко
Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко.
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Тестовые задания.
оглавление Тестовые задания Великие поэты древнего Рима: а) Вергилий; б) Гораций; в) Тиртей; г) Овидий; „Повесть временных лет? написана: а) неизвестным автором; б) русским летописцем; в) летописцем
Фольклор и профессиональная культура
1.Фольклор и профессиональная культура. Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.
Фольклор
Фольклор в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования.
Сатирикон
Театр "Сатирикон" появился на московских афишах сравнительно недавно - в 1987 году. Но, несмотря на молодость, театр имеет большую и примечательную историю, связанную прежде всего с именем своего первого руководителя - великого артиста Аркадия Райкина.
Венецианов А.Г.
Алексей Венецианов был первым художником в истории русского искусства, который не только изображал быт крестьян, крестьянские жанры, но и создал поэтический образ крестьянской России.
Таланова, Хиония Ивановна
(поначалу называлась Стрелкова 1-я, позднее - Таланова); (1822(1822) г. — 5 (17) мая 1880 г.). Происходит из семьи крепостных актеров Стрелковых, родоначальники которой играли в крепостном театре кн. Н. Г. Шаховского в Н. Новгороде. В конце 30 и 40-х гг. 19 в. в Нижегородском театре работали около 10 актеров Стрелковых.
Кроненберг, Зинаида Дмитриевна
Кронеберг, Зинаида Дмитриевна (1847 — 1884) — артистка оперы и оперетты (контральто). Псевдоним актрисы З.Д.Карякиной. Иногда эта фамилия ошибочно записывается, как -
Доронин, Александр Владимирович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театр 2.1.1 Архивные спектакли 2.1.2 Текущий репертуар 2.1.3 Готовится к постановке 2.1.4 Режиссёрские работы
Жанры журналистики
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых “бульварных” изданиях).
Кавос Катерин Альбертович
В 1836 году в постановке оперы Глинки «Жизнь за царя» деятельнейшее участие принимал русский композитор Кавос. Хотя у него была опера на тот же сюжет, он настойчиво требовал у дирекции театров принятия к постановке оперы Глинки.