Российский Государственный
Университет им. И. Канта.
Реферат
Творчество русского поэта Брюсова
Выполнил:
Студент
I курса
Исторического
факультета
Специальности
история
Гавриленко
С. В.
Калининград 2009г.
В десять - пятнадцать лет Брюсов пробует свои силы в
поэзии и прозе, пытается переводить античных и новых авторов. Весной 1894 года
вышла из печати тоненькая книжка стихов под названием «Русские символисты». За
ней последовали ещё две такие же тонкие тетрадки. Стихи и переводы, помещённые
в них, были подписаны самыми разными именами. Создавалось впечатление, что
выступает большая группа новых поэтов. В действительности большинство
стихотворений принадлежало одному Брюсову. Появление сборников было воспринято
как литературный курьёз.
Творческий путь Брюсова распадается на четыре периода. Первый период складывается в 90 гг.
когда Брюсов организовал группу молодых поэтов и выпустил три сборника «Русские
символисты».
Второй период творческого пути отмечен четырьмя сборниками стихов: «Tertia Vigilia» («Третья Стража», 1900), «Urbi et Orbi» («Городу и
Миру», 1903), «Stephanos»
(«Венок», 1906) и «Все напевы» (1909). Поэзия Брюсова этого времени свидетельствует о значительных изменениях в его мировосприятии и эстетике. Поэзия Брюсова в
эти годы резко противоречила постулатам русского символизма.
Он обращается к древности. Брюсов искал в далёком прошлом
образец личности яркой, поднимающийся над обыденностью, могущей стать идеальным примером для современности.
Третий период появился в годы реакции. Поэзия Брюсова
уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса «Венка». Перепеваются
старые мотивы, усиливается тема усталости, одиночества («Умирающий костёр»,
1908; «Демон самоубийства», 1910, и др.). Но и в этот период творчества («Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916), «Девятая камена» (1916- 1917), «Последние мечты» (1920)) поэт
продолжает славить человека - труженика, дерзкого искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции.
Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвёртый, последний период его литературного пути, представленный сборниками
«В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Дали» (1922) и вышедшим уже после смерти поэта сборником «Меа!» («Спеши!») (1924).
Брюсов мучительно ищет новые художественные
формы для выражения нового поворота в своём мировоззрении и адекватного воссоздания в искусстве революционной
действительности («Третья осень», «К русской революции», 1920; «У Кремля», 1923
и др.)
Основной поэтической
практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство стали
индивидуализм и субъективизм.
В университетские годы
сложилось в основных чертах мировоззрение
молодого Брюсова, во многом обусловленное исторической ситуацией «fin
de ciecle»
(«конца века») с её ощущениями изжитости прежних социально - политических,
этических и эстетических установлений, ярко выраженным индивидуализмом,
равнодушием к общественной жизни, склонностью к пессимистическим
умонастроениям. Эти настроения легли в основу как личности, так и ранней лирики
Брюсова. «В поэзии, в искусстве - на первом месте сама личность художника!» - писал он.
Индивидуализм
и субъективизм Брюсов считал главными
чертами характера поэта. Героев Брюсова (ассирийского царя -
завоевателя, и безымянного халдейского пастуха, и Данте) объединяет ясность и
определённость характера, дерзновенность мысли, преданность избранному пути,
страстность служения своему призванию и своему историческому предназначению. Брюсова привлекает сила ума и духа
этих людей, дарующая им возможность возвыситься над сиюминутными будничными заботами и мелкими страстями, открыть
неведомое, повести мир к новым рубежам.
Брюсов обращается к древности, ища там героев - символов,
которые были бы примером для нынешнего поколения. В этом и была одна из
его черт символизма. Каждый его герой индивидуален и имеет собственное мнение, субъективное, отличное от других. В этих героях как нигде видны черты творчества
Брюсова. Брюсов работал в литературе не так, как все, над одними и теми
же темами, а создавал что - то своё, новое. Две
основные темы творчества: урбанизация и тема личности. Тема города прошла через всё творчество поэта.
Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена,
Бодлера и Верхарна).
Брюсов стал по сути
первым русским поэтом - урбанистом ХХв., отразившим обобщенный образ новейшего
капиталистического города. Брюсов ищет в городских
лабиринтах красоту, называет город «обдуманным чудом», любуется «буйством» людских скопищ и «священным сумраком»
улиц, склоняется к поэтическому «оправданию» язв и пороков мегаполиса. Но
любование городом не переросло у Брюсова в
его апологию, он угадывает в урбанизации жизни «противоестественные»,
враждебные человеку черты, чреватые
Я выбрал эту тему что мне нравится этот писатель. Брюсов
чутко уловил и выразил тревожные, трагические
предощущение социальных катастроф и
потрясений начала XX столетия. В его стихах запечатлён романтический порыв к
миропорядку, где царили бы духовная
свобода и единение людей. Он освежил и обновил
поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, краски. Он как бы привил нам новое поэтическое
зрение, приучил объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать и
расценивать поэзию. Многие первые советские писатели считают
В. Я. Брюсова своим учителем и наставником. Брюсов
сыграл исключительную роль в формировании новой поэзии в истории русской литературы XX века.
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года
в Москве в купеческой семье. Дед поэта был крепостным крестьянином Костромской
губернии. С 11 лет Брюсов учился в частных гимназиях Ф. И. Креймана, затем Л.
И. Поливалова (окончил в 1893 г.). С конца 1880 - х гг. собирал
поэзию К. Фофанова, И. Минского, Д.
Мережковского, позже увлёкся французскими
символистами и постоянно писал стихи. В1893 г. поступил на
историко-филологический факультет Московского университета (окончил с отличием
в 1899 г.). В 1894 - 1895 гг. выпустил три сборника стихов « Русские символисты », помещая в них преимущественно
собственные произведения. Среди
лучших его стихотворных книг - «Tertia Vigilia » («Третья
стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903),
«Stefanos» («Венок», 1906). Работал в журнале «Русский перевод» ,
издательстве «Скорпион». Будучи виднейшим организатором
символистского движения в 1904 1909 г., руководил
издавшимся в Москве главным журналом символистов «Весы». Во время Первой Мировой войны отправляется корреспондентом на фронт от одной из самых распространённых газет «Русские ведомости». Участвовал в создании сборника
«Поэзия Армении», который был выпущен в 1916 году. В 1923 году Брюсову было присвоено почетное звание
народного поэта Армении. После
Октябрьской революции Брюсов становится
заведующим Библиотечным отделом наркомата, в 1919 году- заместителем, а несколько
позже заведующим Литературным
отделом наркомата. В декабре 1923 года Брюсову
исполнилось 50 лет. 9 Октября 1924 года Брюсов умер.
Другие работы по теме:
Клюев НА
Клюев Николай Алексеевич (1884 - 1937) Русский советский поэт. Родился 10 октября в одной из глухих деревень русского Севера (Олонецкой губернии) в крестьянской семье, тесно связанной со старообрядческими традициями, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству - к песням, духовным стихам, сказам, преданиям.
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Новые черты поэзии Брюсова 900-х годов
Новые черты поэзии Брюсова, намечавшиеся в «Зеркале теней», имели отношение к этим фронтальным, общелитературным сдвигам. В творчестве Брюсова 900-х годов, особенно в его урбанической поэзии, нельзя не заметить присутствия неореалистического начала.
Что же представляла собой поэзия Брюсова?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо отметить различие в художественном уровне перечисленных выше сборников. Среди них «Зеркало теней» - наиболее сильная и творчески-значительная книга.
Валерий Брюсов – поэт русского символизма
Валерий Яковлевич Брюсов - поэт и теоретик русского символизма. Будучи человеком большой культуры, он создал учение о художественном познании мира. По его мнению, произведения - это запечатленные мгновения прозрения и вдохновения.
Стихотворение Тютчева Эти бедные селенья
8230 Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
Образ поэта в лирике Брюсова
В литературном процессе В.Я. Брюсову традиционно отводят место мэтра символизма, лидера декадентов. Действительно, он много сил отдавал и наставлениям юным поэтам, и самой организации поэтического труда. Обращение к ускользающим образам, попытка прорваться в иррациональное сочетались в Брюсове со способностью «конструировать» поэзию, строго следить за стихотворными формами.
О назначении поэта и поэзии по творчеству Маяковского
В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и действительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить великой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколения? Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта, — «горлана-главаря».
Стихотворение Державина Памятник
Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».
Я блуждаю и зову душу свою
Творчество американского поэта-новатора У. Уитмена стало своеобразной поэтической Библией. Уитмен верил в пророческое призвание поэта, который приходит на землю обновить ее, «когда теряют содержание слова и предметы». Свое новое поэтическое миропонимание поэт воплотил в сборнике поэзий «Листья травы», над которой работал в течение всей жизни.
Мой любимый поэт Серебряного века Н. Гумилев
Автор: Гумилев Н.С. Серебряный век русской культуры наступил после завершения эпохи Золотого века. Его временными рамками можно является начало 1890-ых годов и конец 1920-ых. Особенностью этого периода можно считать совершенно новое мироощущение человека. В это время пересматривалась система духовных ценностей.
Анализ стихотворения А.Ахматовой Творчество
Анализ стихотворения А.Ахматовой "Творчество" Автор: Ахматова А.А. Это стихотворение называется «Творчество», и взято оно из цикла А.Ахматовой «Тайны ремесла». Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том, как к поэту приходит вдохновение.
К нему не зарастет народная тропа
Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим — капля в море. Кто только не писал и что только не писали о Пушкине?
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Краткая биография Брюсова
Брюсов Валерий Яковлевич 13.12.1873 - 09.10.1924 биография Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 (13) декабря 1873 года. Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, а дед со стороны матери поэт - самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.
Анализ стихотворения Бунина «Змея»
В стихотворении «Змея» звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение.
Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”
В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову.
Мое отношение к поэзии В. Брюсова
Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой, очень волевой человек.
Мне видеть не дано, быть может...
Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза — это все несомненно бросается в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова.
Пушкин о поэте и поэзии
Автор: Пушкин А.С. «А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»
Анализ стихотворения Брюсова Конь Блед
Автор: Брюсов В.Я. Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.
Анализ стихотворения Брюсова Кинжал
Автор: Брюсов В.Я. Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.
Стихи о родине
Сохраняя любовь и гордость, и вечно храня воспоминания к своему, к родимой деревушке, городу, тайным местам детства, мы тем самым сохраняем любовь к отчизне.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Клюев Н.А.
Русский советский поэт. Родился 10 октября в одной из глухих деревень русского Севера (Олонецкой губернии) в крестьянской семье, тесно связанной со старообрядческими традициями, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта.
Брюсов В.Я.
Русский поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.