Анализ сказки М. Е.
Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
Белов
Андрей (Череповец)
«Карась-идеалист», написанный в
1824 году, органически входит в ряд так называемых «зоологических» сказок
Салтыкова-Щедрина. В этот ряд ее включает уже само название, указывающее,
во-первых, на вид животного, а, во-вторых, на присущее ему качество (ср.
«Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и проч.).
Как правило, животные в сказках Щедрина наделяются теми
качествами, которые закреплены за ними фольклорной традицией (заяц – глуп, лиса
– хитра и т.д.), однако в данной сказке автор пытался создать специфический
образ – образ идеалиста, а потому перед ним встала проблема выбора того
животного, которое бы более всего этому образу соответствовало.
Щедрин останавливает свой выбор на карасе и выбор этот,
конечно же, не случаен, он определяется той целью, которую ставил перед собой
автор, а именно – изобразить интеллигента-социалиста, не соизмеряющего свои
мысли и поступки с требованиями, предъявляемыми к нему окружающей
действительностью (уровень духовного развития общества – эта тема занимает
главенствующее положение в «Карасе-идеалисте»).
Интеллигент в сказке предстает в виде карася, поскольку
карась – «рыба смирная и к идеализму склонная». Карась не знает жизни, он
«лежит <…> на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в
ил». Поскольку он бездеятелен, то в голову ему начинают приходить самые
разнообразные мысли («Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и
выдумает. Иногда даже и очень вольное»). Однако, и это еще один упрек со
стороны Щедрина, «караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в
участке не прописывают», а потому и в «политической неблагонадежности» их не
подозревают. Автор обвиняет «карася» (и, соответственно, тех, кто стоит за этим
образом) прежде всего в неучастии в реальной политической жизни.
Особо подчеркнем тот факт, что именно в описании карася
наиболее отчетливо проявляют себя черты щедринского «эзопова языка». В
приведенных выше примерах он реализуется в форме аллюзии, иносказательного
намека на события общественной жизни. Аллюзия же создается с помощью приема
«зоологического уподобления». Вообще, Щедрин достигает абсолютно уникального
смешения двух разнородных пластов – зоологического и реального, что тоже
является одним из действенных способов завуалирования смысла произведения.
Смешение зоологического и реального пластов можно
показать, в частности, на примере описания ерша, оппонента карася: «Что касается
до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая». Здесь два
качества – человеческое (скептицизм) и рыбье (колючая) – не просто дополняют
друг друга, но друг от друга зависят, перетекают одно в другое, за счет чего и
создается цельный образ.
Зачин сказки построен по примеру зачина фольклорной
сказки о животных, в нем задается определенная ситуация, исходя из которой и
развивается дальнейшее действие («Карась с ершом спорил»). Традиционная
сказочная концовка переосмысляется. Функцию рассказчика в ней фактически берет
на себя ерш. Вместо «и я там был…» мы читаем: «Вот они, диспуты-то наши,
каковы!» (в этом высказывании традиционная концовка имплицирована).
Отметим, что сказка начинается и заканчивается спором.
Два спора – с ершом и со щукой образуют единую структуру сказки, в которой
можно выделить две главных оппозиции: карась – ерш, карась – щука. В этих
противопоставлениях и выявляется идейно-тематическое содержание текста.
Первая часть сказки основывается на первой оппозиции,
вторая – на второй. Первая оппозиция заключается в противопоставлении идеалиста
и скептика, а по сути – знания жизни и ее незнания. Идеализм, по мысли Щедрина,
порожден незнанием. Карась верит в гармоничность развития и в будущее счастье
общества («…убежден, что счастие – не праздная фантазия мечтательных умов»,
«тьма, в которой мы плаваем, есть порождение горькой исторической случайности»,
«в жизни первенствующую роль добро играет»), но подобная позиция обусловлена
тем, что он ничего, кроме своих умозрительных истин, не знает (он удивляется,
когда ерш сообщает ему о существовании щук или об ухе). Скептицизм ерша
порожден, напротив, знанием жизни («Накипело у ней на сердце… ах, накипело! До
ненависти покуда еще не дошло, но веры и наивности уж и в помине нет»).
Во второй части сказки – в «диспуте» щуки и карася –
выясняется, что представления идеалиста на самом деле никак с реальной жизнью
не связаны. Карась пытался повлиять на щуку (олицетворяющую здесь власть) своим
разговором о добродетели, однако та, даже и не зная такого слова, от удивления
проглотила карася точно так же как сам карась глотал ракушек («Машинально
потянула она воду и, вовсе не желая проглотить карася, проглотила его»).
Подобная тема – причинение зла против воли самого причиняющего, подчинение зла
каким-то надындивидуальным законам – неоднократно появляется в сказках Щедрина
(напр. «Соседи»). Автор обвиняет и обличает не отдельного человека, но всё
общественное устройство в целом.
Нельзя полагать, будто авторская позиция полностью
совпадает с позицией ерша (или же карася). В задачи Щедрина никогда не входило
создание некоего идеального героя. Ерш, хоть и знает жизнь, труслив (он говорит
карасю: «Не для чего пасть-то разевать; можно и шепотком, что нужно, сказать»).
Карась, хотя жизни и не знает, честен и верен своим убеждениям («Не разболтает
он, не продаст – в ком нынче качества-то эти сыщешь? Слабое нынче время, такое
время, что на отца с матерью надеяться нельзя»). Щедрин в своей сказке
утверждает необходимость не безоговорочного неприятия, но разумного сочетания
этих позиций.
Другие работы по теме:
Салтыков-щедрин m. e. - Особенности сказок м. е. салтыкова-щедрина
Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности.
Дальнобойное слово о сатире Салтыкова-Щедрина
Его суровое лицо напряженно смотри на нас с портретов, а страдальческий голос, чуть ли не отговаривает читать писателя Салтыкова-Щедрина: и однообразен-то он, и совершенно непонятен будет потомкам. Но в наше время этот писатель просто необходим. Стоит лишь вчитаться в строки его «однообразных» и «непонятных» (и кто только говорит такое?) произведений.
Сказки Салтыкова 8209 Щедрина сюжетные линии и образы
Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно.
Герои и сюжеты сатирических сказок Михаила Салтыкова-Щедрина
В “Сказках” ярко проявились художественные приёмы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира. Выбор образов, конечно, не случаен, корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.
Идейно-художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. В творчестве Салтыкова-Щедрина в ПОЛНОЙ мере выразились его гражданский темперамент, вера в возможность нравственно исцелить и политически преобразовать русскую жизнь. С наибольшей полнотой и силой сатирический дар Салтыкова-Щедрина раскрылся в его сказках «для детей изрядного возраста».
Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической сатиры. Но убедительнее всех эзоповым языком умел с публикой говорить М. Е. Салтыков-Щедрин.
Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме «сказок» Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие.
Карась-идеалист
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил. Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина
Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в последнее десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е годы 19-го века — время «затихания» реформаторских настроений дворянства, торжества консерватизма.
Жанр сказки в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина
Жанр сказки как завершающая веха и высшее достижение творчества Салтыкова-Щедрина. Социальные, политические, идеалогические проблемы в сказках "Карась-идеалист", "Медведь на воеводстве" и др.
Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и справедливая.
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина
Стоит задуматься о сатириках России конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Почему? Именно тогда начал рушиться существующий в России политический строй – абсолютная монархия.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина 2
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М. Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие.
Сказка - ложь, да в ней намек... по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла.
Сказка ложь, да в ней намек по сказкам М. Салтыкова-Щедрина.
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки.
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Анализ сказки Салтыкова- Щедрина «Карась идеалист». «Карась-идеалист», написанный в 1824 году , органически входит в ряд так называемых «зоологических» сказок Салтыкова-Щедрина. В этот ряд ее включает уже само название, указывающее, во-первых, на вид животного, а, во-вторых, на присущее ему качество.
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист 2
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности убедить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди, проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.
Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием.
Анализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина
Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы.
Особенности жанра сказки у МЕСалтыкова-Щедрина
Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Сатира была оружием Салтыкова-Щедрина. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата.
Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира
Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.