Стихотворение В.В.
Маяковского «Скрипка и немножко нервно...» (1914) - одно из оригинальных и
непривычных для солидной публики начала 20 века произведений.
Нетрадиционность и вызов
заявлены уже в заглавии стихотворения. Нелогично и странно сближены и соединены
союзом «и» образ предметного мира и человеческое переживание. Парадоксальность
присутствует во всей поэтической ситуации, в неожиданной развязке истории.
Фантастический, абсурдный
и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир предстает
в этом стихотворении.
Участниками полилога и
необычной истории становятся инструменты театрального оркестра: скрипка,
барабан, геликон, лирический герой, музыканты.
У каждого есть свой
характер и голос, соответствующий звучанию в оркестре: равнодушный и громкий
барабан, которому надоели все сантименты, «глупая тарелка», «меднорожий,
потный» грубиян- геликон и такие же насмешники, не понимающие страданий
одиночества музыканты. Фонетические партии инструментов очень выразительны:
тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?», большая труба - геликон: «дура,
плакса, вытри».
Стихотворение сюжетно, в
нем есть свой конфликт, два главных героя, душевно близких, ранимых и способных
на нелогичные поступки. Они противостоят толпе равнодушных и грубых «других».
Поэт рисует образ скрипки
как существа нежного, нервного, по-детски непосредственного, не получающего
понимания у громких и грубых собратьев. Ее беззащитность и единственность
подчеркнуты тем, что только у нее одной отсутствует речевая партия. За скрипку
говорит поэт, изображая ее поведение и выражая реакции: издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась по-детски.
«Без слов», «без такта» с
деревянной шеей скрипка вызывает сострадание. Маяковский подчеркивает
одиночество тонкой души подбором слов с дважды повторенным предлогом «без» и
выделением» их в отдельные строчки: и вдруг разревелась/так по-детски; без
слов, / без такта.
Антитеза, лежащая в
основе композиции произведения, находит воплощение в противопоставлении шума и
молчаливого плача, в соединении вульгаризмов с эвфемизмами и даже восклицанием
«Боже!». Сочувствие поэта скрипке, выражено синонимической заменой грубоватого,
просторечного «разревелась» эвфемизмом - неологизмом «выплакивалась». Однако
бранных слов сниженной лексики в стихотворении значительно больше, что
заостряет мотив одиночества и бессилия: шмыгнул, глупая, вылязгивала,
меднорожий, дура, плакса, ору, в миг, наплевать. Даже хорошее слово «голова» в
речи музыкантов звучит иронично как осуждение.
Автохарактеристика
лирического героя - вся в действии, в совершении алогичного поступка,
подготовленного сценой плача скрипки, скандала и отторжения ее «чужо» смотрящим
оркестром.
Внутренние колебания
лирического героя выражены Маяковским, через систему жестов и алогичного
выкрика:
Я встал,
шатаясь полез через ноты,
сгибающиеся от ужаса
пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»
бросился на деревянную
шею.
В искреннем признании
лирический герой обнаруживает свою боль:
«...я вот тоже
ору-
а доказать ничего не
умею!»
Родной душе поведал
лирический герой о самом сокровенном - о трагическом одиночестве, невозможности
«доказать» очевидное для него, невероятное - для них, «чужих», «других».
Пренебрежением к публике
звучит решительное заявление, выраженное в откровенно грубой форме: «А мне -
наплевать!». И следом, - полное непосредственности признание: «Я - хороший».
Трогательно после экстравагантного признания звучит заключающий стихотворение
вопрос:
«Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?».
Не будь этого «А?» - было
бы просто смешно. Единственный звук и знак передают интонацию человека
деликатного, нежного, в чем-то тоже растерявшегося и неуверенного в себе, как
скрипка, которая «выплакивалась», не находя сочувствия.
Фантастическое и
реальное, грубое и нежное, комическое и драматическое - таков мир
стихотворения. Чтобы вместить его и придать разговору естественную интонацию,
Маяковский обратился к свободному, акцентному, в основном пятиударному стиху с
ритмическими обрывами. Парадоксальности ситуации удивительно соответствуют
неожиданные, ассонансные рифмы: «по-детски - Кузнецкий», «влип как -
наплевать», «хорошо - ушел», «где-то - это».
Из-за членения стиха на отдельные
строчки, рифма воспринимается не столь отчетливо, как в классических стихах, но
этот стилевой прием связан с общим образно эмоциональным напряжением
стихотворения «Скрипка и немного нервно» и всего творчества раннего
Маяковского.
Другие работы по теме:
Маяковский в. в. - Мотивы лирики в. в. маяковского
В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).
Маяковский в. в. - Современна ли сатира в. маяковского
Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая на них ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, э что говорить о прошлом?! Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно - время Маяковского? Удивительное время.
Маяковский в. в. - Лирика маяковского
Как известно лирика передает переживания человека его мысли и чувства вызванные различными явлениями жизни. В лирике. Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека строителя социалистического общества.
Маяковский в. в. - Мой маяковский.
Честно признаюсь что ещё совсем недавно я был полностью уверен в том что. Маяковского мне понять сложно. Однако вчера вечером когда я безо всякой надежды взял его книгу и прочитал. Облако в штанах а затем ещё и ещё многие стихотворения я вдруг п Наверное для каждого из нас образ.
Маяковский в. в. - Раннее творчество
Ноктюрн сыграть могли бына флейте водосточных трубВ. Маяковский Знаете ли вы бездарные многие может быть сейчас бомбой ноги выдрало. Маяковский уже в первые годы создает остросоциальные произведения пронизанные бунтарскими настроениями беспощадной критикой буржуазной действительности.
Струнные инструменты
Струнные инструменты Скрипка Пожалуй, самый известный инструмент из оркестровых, для нее написано огромное количество как сольных произведений, так и сольных кусков в оркестровых сочинениях (т.е. одна скрипка отделяется от остальной группы и становится на время главным "действующим лицом").
Стихотворение Маяковского Прозаседавшиеся
В.В. Маяковский был прекрасным поэтом-сатириком. К числу его сатирических произведений относится стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922), обличающее бюрократизм. Уже в самом названии стихотворения заложен его глубокий смысл.
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно 2
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. Об этом свойстве таланта поэта очень точно сказал А. В. Луначарский. Услыхав в исполнении Маяковского поэму «Про это», он заметил: «Я и раньше знал,.. а сегодня уверился окончательно… он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает.
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно
Поэзия В. Маяковского авангардная по сути. Возможно, что стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написана под аккомпанемент модернистских скрипичных концертов. Это психологически тяжелая музыка, которая выворачивает все нервы.
Стихотворение Маяковского Нате
Центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!» – антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству. Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения «я» – «вы», контрастно противопоставленные в структуре стихотворения.
Новаторство Маяковского в поэзии
Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В.В.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Анализ стихотворения В.В. Маяковского Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским лето
Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" Автор: Маяковский В.В. Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г.
Анализ стихотворения В.Маяковского Нате
Анализ стихотворения В.Маяковского "Нате" Автор: Маяковский В.В. Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог.
Ранняя лирика Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Разрыв поэта и действительности- важнейшая особенность ранней лирики В.Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что «я» для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ.
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Тема любви в лирике Маяковского
Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Лирика Маяковского
Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим.
Мой Маяковский
Мне кажется, что главная особенность всех произведений Владимира Владимировича в том, что буквально каждое слово, каждая строка любого стихотворения пытается нещадно обнажить душу самого Маяковского.
Мой Маяковский
Даже будучи еще ребенком и совершенно ничего не зная о Владимире Маяковском, я почувствовала его стремление в каждом из нас зажечь пусть маленькую, но ярко излучающую добро звезду.
Что вызывает протест у героя ранней лирики Маяковского
Характер раннего творчества В.В. Маяковского проявился достаточно ярко в первых его произведениях, напечатанных в 1912 году в альманахе «Пощечина общественному вкусу» совместно с поэтами-футуристами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых. Целью молодых поэтов было создание нового искусства, разрывающего все связи с традициями классической русской литературы.
Любовная лирика Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, надеждами и отчаяниями — в его стихах. Произведения поэта, рассказывающие о его жизни, не могут не затрагивать тему любви.
Анализ стихотворения гумилёва "Волшебная скрипка"
Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.
Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Испания"
Маяковский, как советский поэт, принципиально не хочет принимать западную капиталистическую цивилизацию. Но возможно, здесь дело даже не в идеологии. Нельзя забывать того, что Маяковский не только советский, а еще и русский человек.