Человек и время в рассказах Л. Н. Андреева

Рефераты по литературе и русскому языку » Человек и время в рассказах Л. Н. Андреева

Творчество Леонида Николаевича Андреева так волновавшее современников служившее предметом полемики и породившее обширную критическую литературу несомненно должно быть отнесено к числу наиболее сложных и противоречивых явлений в истории русской культуры конца XIX — начала XX века.

Писатель большого таланта оригинальный художник со своим романтико-трагическим видением мира Леонид Андреев в яркой и своеобразной форме запечатлел некоторые из существенных черт переломной исторической эпохи глубокого кризиса капитализма и периода назревших пролетарских революций резко рвущих с предшествующими традициями и насильственным путем преобразовывающих общество.

Леонид Андреев оставил богатое и разнообразное художественное наследие. Талантливый фельетонист и автор тонких психологических новелл созданных преимущественно в ранний период творчества он был также одним из ведущих драматургов своего времени. Он создавал многоплановые философские трагедии писал бытовые пьесы и мелодрамы сочинял озорные сатирические миниатюры.

Наибольший интерес у читающей публики всегда вызывали его повести и рассказы.

Первые рассказы были написаны Андреевым в духе традиций критического реализма: “Жили-были” “Молчание” “Кусака” “Весной”. В основе сюжета оказывалось какое-то небольшое событие случай нечто что способствует пониманию гуманного начала в одних и бесчеловечного в других. Но какой бы ни была действительность Андреев испытывал страстное стремление к возвышенному и светлому искал их и в жизни и в человеческой душе.

В рассказах Андреева всегда добро одерживает моральную победу над злом и несправедливостью. Носителями нравственного начала предстают существа страдающие бедные но честные праведные. Условием их человечности является непричастность к социальному механизму ни в качестве командующего ни в качестве исполнителя. Социальное неблагополучие жизни с особой силой представлено в рассказах о детях. Андреев считает жестоким тот мир где приходится существовать его хрупким с нежными сердцами героям рассказов: “Петька на даче” “Ангелочек” “Гостинец”. По сути эти дети лишены самого светло го — детства. В других своих рассказах Андреев показывает как жизнь опустошает людей превращая их в скучающих рабов обыденности. Это чаще всего бедный люд и те кого принято считать “отбросами общества”. Пронзительной жалостью наполнена последняя сцена рассказа “Баргамот и Гараська”: рыдающий взахлеб Гараська к которому впервые в жизни обратились по отчеству с уважением...

В реалистических рассказах Андреева уже появляются два мира — мир действительности и мир добра и света куда стремятся попасть герои. Обыкновенный человек оказавшийся в орбите “мирового зла” подчиняется антигуманным законам общества сливается с враждебным для него миром теряет “естественность” обретает качества делающие его частицей “мирового зла”. В рассказах “У окна” и “Большой шлем” воссоздан приблизительно один и тот же тип отношений героя со средой с миром действительности когда герой отрекается от самого себя осознавая что жизнь для него — страх и ужас. Подчиняясь тому высокому чувству которое недоступно для созерцания и понимания осознавая тщетность противостояния этой высшей силе главный герой уходит в мир иллюзий с надеждой там найти спасение.

В рассказе “Большой шлем” закон норма рок обретают символико-фантасмагорические черты. Будни настолько обесценивают духовное содержание человеческой жизни что она становится похожа на игру в которой заключен смысл жизни персонажей. В дальнейшем творчестве Андреев будет широко пользоваться образом маскарада где человек — всего лишь маска или марионетка. Из этой страшной игры нет выхода. Разговоры партнеров игры в винт даже смерть одного из них — ничто не может остановить действие бессмысленного закона. В конце рассказа “Большой шлем” сливаются воедино сарказм и крик боли ирония и вопль отчаяния.

В одном из лучших рассказов Л. Андреева — “Жили-были” (1901) — одинаково страдают от неустройства жизни умирающий купец Кошеверов и молодой студент. Вновь затронутая писателем проблема жизни и смерти находит в целом оптимистическое разрешение. Смерть купца Кошеверова — это только эпизод в потоке вечно обновляющейся жизни.

Проблемы добра и зла судьбы и счастья жизни и смерти — все это иногда решается в двух пластах: реальное тесно переплетается с фантастическим мистическим а некоторые произведения представляют собой аллегорические и символические картины с отвлеченным обобщением. Своеобразное преломление нашла эта тема в повести “Жизнь Василия Фивейского”. Герой рассказа — сельский священник от природы одаренный спо собностью сострадать людям. Во время исповедей он услышал столько неподдельного горя и крайнего отчаяния в словах горожан приходивших к нему что усомнился в разумности мироустройства и божественном милосердии. Странным и зловещим кажется реальный мир где возможна трагедия крушения веры. Повесть завершается катастрофой — разочарованный в жизни ее герой отец Василий Фивейский погибает.

Второе издание рассказов дополненное произведениями “Стена” “Набат” “Бездна” и “Красный смех” подтвердило что как настоящий писатель Андреев уже сформировался. Он не был ни декадентом ни символистом. У него свой неординарный метод. Его умонастроения — это трагедия одинокой личности которую утрата веры в Бога величайшая утрата всей эпохи поставила перед лицом абсурда. Андреев ищет разгадку бытия в самой жизни сталкивающей мировую волю с человеческим разумом.

Беспокойная душа писателя метким словом откликалась на все события потрясавшие общество. В “Рассказе о семи повешенных” Андреев напоминает о неизбежности возмездия пала-чам. Эта тема была вызвана разгулом черносотенного контрреволюционного террора. “Хочется крикнуть: „Не вешай сволочь!" — так писатель определил гражданское предназначение своего произведения.

Андреев чутко улавливавший знаки общественного подъема и предчувствовавший скорые перемены писал накануне революции: “Вид России печален дела ее ничтожны а где-то уже родился веселый зов к новой тяжелой революционной работе...” Но сам смысл октябрьских событий не был понят писателем. Осталась вера в то что русский народ “сумеет свое стремление к свободе заключить в более разумные формы и принести истинную свободу не только себе но и всему миру”.

Принадлежа всем складом своего мышления к той части русской интеллигенции которая в кризисную эпоху напряженно искала выхода из социальных конфликтов действительности но так и не смогла связать своих вольнолюбивых демократических устремлений с пролетариатом и его идеологией Леонид Андреев был обречен на постоянные колебания между “осанной” и “анафемой” жизни находившимися в прямой зависимости от подъемов и спадов волн русского освободительного движения. Выделявшийся среди писателей-современников особой остротой образно-эмоционального восприятия действительности он подверг страстной критике буржуазный строй его мораль и “цивилизацию”. Вместе с тем Леониду Андрееву по существу всегда оставались чужды идеалы идущего на смену капиталу социалистического общества. И это оборачивалось подлинной трагеди ей для писателя мыслителя и художника ибо обличение им язв и пороков современного ему буржуазного мира лишалось исторической перспективы. Более того все темное злое отталкивающее что видел вокруг себя

Л. Андреев приобретало в его восприятии грандиозные “космические” масштабы.