Тема рождества в рассказе Л. Н. Андреева «Ангелочек»

Рефераты по литературе и русскому языку » Тема рождества в рассказе Л. Н. Андреева «Ангелочек»

Две тысячи лет назад далекая Иудея находилась под властью всесильного Рима. По улицам иудейских городов расхаживали вооруженные римские легионеры страной правил жестокий царь Ирод а потомки Авраама и Исаака великих царей Давида и Соломона жили в бедности и презрении.

И вот римляне решили пересчитать жителей своей колонии и для этого обязали всех иудеев явиться в город Вифлеем. Среди прочих из города Назарета в Вифлеем пешком пришел плотник Иосиф со своей женой Марией. Иосиф знал что скоро она должна родить ребенка. Но не только поэтому он относился к ней с особой внимательностью. Иосиф знал что его жена не простая женщина. Перед рождением Марии ее матери Анне явился Ангел и предрек что она родит дочь от которой явится спасение миру. И другое знал Иосиф: однажды в Назарете? самой Марии явился архангел Гавриил и сказал: “Не бойся Мария ибо ты обрела благодать у Бога... И родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус...”

И вот этой зимой должны были сбыться все пророчества. Но в город Вифлеем пришло столько народу что Марии с Иосифом негде было остановиться на ночлег. Они заночевали в пещере куда пастухи обычно загоняли стада на ночь. Здесь Мария родила Иисуса и положила его в ясли — каменную колоду выдолбленную пастухами для того чтобы насыпать овцам корм. Сами пастухи спали возле пещеры и вот с небес спустился Ангел и сказал им: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель Который есть Христос Господь... Вы найдете Младенца в пеленах лежащего в яслях...” Пастухи вошли в пещеру и увидели в яслях сияющего младенца. И они поняли что свершилось чудо.

И еще одно чудо произошло в эту ночь. Над Вифлеемом и Иерусалимом над Римом и Афинами над африканскими песками и евразийской степью над землей и океаном — словом над всем миром этой ночью взошла яркая золотая звезда словно сама природа радовалась рождению мальчика. В ту же ночь направляемые звездой двинулись к младенцу иудейские странники волшебники которых еще называли волхвами. Они шли к царю Иудейскому однако не к Ироду а Христу который отныне должен править всем миром но не земной властью а небесной — властью дарованной Его Отцом — Богом...

Мальчика из бедной семьи Сашку в рассказе Леонида Андреева “Ангелочек” зовут под Рождество на елку богатые люди Свечниковы. Зачем они это делают? Рождество — праздник религиозный отмечаемый во всех христианских странах. В странах католических например в Италии или во Франции он считается главным христианским праздником. В России стране православной главный религиозный праздник — Пасха однако и Рождество всегда пользовалось большим почетом. На Рождество которое бывает перед Новым годом (в советское время оно передвинулось в начало года после реформы календаря) в домах украшали елки и обязательно ставили на верхушки звезды которые символизировали вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми внимательными к людям никого не обижать и дарить всем подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на елку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди — братья.

Так и поступает богач Свечников приглашая Сашку в свой дом. Больше того: он хочет помочь Сашке отец которого работает у него и устроить мальчика в ремесленное училище.

Но для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свеч-никову вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля. Но вот конфуз... Сашка не желает вести себя “прилично”! Он грубит Свечникову обижает его замечательно одетого ухоженного сынка и вообще ведет себя как “нехороший мальчик”.

Читатель не сразу замечает как автор начинает иронизировать над ситуацией которую он сам же создает в своем рассказе. По форме — это типичный “рождественский” рассказ один из тех что в обязательном порядке печатались в российских газетах на Рождество. Но по сути этот рассказ как бы пародирует типичную “рождественскую” историю о бедном несчастном ребенке которого пригласили в богатый дом обогрели накормили вытерли слезы и сделали на один день счастливым. Сам автор не верит в реальность подобного сюжета. Он 'понимает что дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. Они грубы и хитры потому что жизнь вынуждает их быть такими. Сашка отлично знает цену и “лысому господину” (хозяину дома) и его жене и его вежливому сыну. Он отлично понимает что их благополучие строится на каторжной работе его отца и матери. Но Сашка видит на елке воскового ангелочка и тот так нравится ему что Сашка готов схитрить и показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему этого ангелочка!

И тут происходит короткое и внезапное чудо! “Ив этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка”.

Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том что образ и подобие Божье есть в каждом человеке каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Больше того: именно в ребенке из бедной несчастной семьи этот образ запечатлен глубже и прочнее чем в сытых и самодовольных богачах.

И здесь мы вспоминаем что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи не к царской дочери и не к жене римского цезаря но к бедной сироте Марии жене обычного плотника. И родился Христос не в роскошной кровати не в царских покоях и не в столице мира — Риме но в холодной пещере на грубой шерстяной подстилке в маленьком иудейском городе Вифлееме. И положила его мать не в мягкую колыбель но в жесткие ясли из камня. Оказывается что пародируя типичную “рождественскую” историю Андреев вовсе не кощунствует а возвращает нас к подлинному смыслу этого великого религиозного праздника. Оказывается что рассказ этот вдвойне парадоксален. Он как бы дважды себя отрицает чтобы в конце концов подвести читателя к простой и великой правде.