М. А. Булгаков и театр

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку

Я ловлю в далеком отголоске

Что случится на моем веку.

Б. Пастернак

Жизнь Михаила Булгакова была нелегкой. Много раз оказывался писатель в отчаянном положении переживал крах своих творческих и бытовых надежд. Человек принесший русской литературе XX века всемирную славу свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра. В тот момент в марте 1940 года из тринадцати булгаковских пьес и инсценировок в Художественном театре шло всего две: “Дни Турбиных” и “Мертвые души” а главному произведению писателя — роману “Мастер и Маргарита” — еще более четверти века предстояло ждать своего читателя и зрителя. Известный при жизни лишь как автор нашумевших “Дней Турбиных” Булгаков становился все более легендарным и таинственным по мере того как с театральных афиш исчезало его имя.

Несмотря на то что Булгаков любил театр самой искренней любовью его отношения с Художественным театром складывались сложно. Он обладал прекрасным чувством сцены немалыми режиссерскими и даже актерскими способностями. Однако как известно у руководителей Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко создавших новую эпоху в русском и мировом театральном искусстве был свой взгляд на постановку пьес Булгакова. Это выражалось в том что их сценический взгляд на такие например произведения Булгакова как “Мольер” и инсценирована “Мертвых душ” сильно отличался от взгляда автора. Надо представить себе положение Булгакова который не просто писал пьесы а имел вполне профессиональные представления о том как они должны быть поставлены. Мне кажется будь обстоятельства чуть благосклоннее к Булгакову он вполне мог бы стать одним из театральных лидеров режиссером-постановщиком и мы сегодня говорили бы о театре Михаила Булгакова а не о теме “Булгаков и театр”.

Итак взгляды основателей Художественного театра на постановку пьес Булгакова не совпадали с мнением автора. Такое положение неминуемо приводило к различным конфликтам уступать приходилось Михаилу Афанасьевичу. Далее события развивались еще более печально: в конце 1936 года убедившись что Художественный театр не может и не хочет защищать его авторские интересы он после снятия “Мольера” переходит в Большой театр в качестве либреттиста-консультанта. Мы знаем что своим непростым отношениям с Художественным театром Булгаков посвятил так и незавершенный “Театральный роман” где рядом с резкой сатирой на театральные нравы есть много доброго юмора и глубокого лиризма. По-моему это говорит о свойствах его характера: Булгаков не был желчным и злопамятным человеком. Собственно говоря это признак большого таланта.

Сложные отношения у писателя были и с властью. По счастливой случайности Булгаков не разделил участи сталинских жертв сгинувших в ГУЛАГе как Осип Мандельштам и другие. Такой случайностью как известно явился просмотр “Дней Турбиных” самим Сталиным после чего вождь совершенно неожиданно для своего окружения положительно отозвался о пьесе. Ему понравилось что Булгаков показал ситуацию краха самодержавия а не то что он создал тонкую психологическую драму о революции уничтожающей цвет общества.

Палачи уже потирающие руки в ожидании новой жертвы от культуры были разочарованы но тут же создали очередную легенду что у отца народов абсолютный вкус и стало быть в Булгакове что-то есть. Благодаря этому “абсолютному вкусу” Сталина великий драматург смог прожить некоторое время более или менее сносно. По звонку “сверху” были вновь разрешены к постановке снятые ранее цензурой “Дни Турбиных”.

Я думаю что и главный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” создавался писателем также с учетом будущей его постановки на сцене театра. Читая роман я все время видел в своем воображении его героев на сцене в исторических костюмах и среди соответствующих декораций. Театральность героев романа на мой взгляд подчеркивает их яркая символичность. Например Маргарита — это символ вечной любви. Понтий Пилат — символ вечного сомнения в божественной природе человека. Мне кажется что некоторые главы романа такие как например “Бал сатаны” “Маргарита” “Понтий Пилат” “Прощение и вечный приют” имеют самостоятельную сценическую ценность. Это и неудивительно ведь в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” нашли завершение все его художественные и философские искания. Я уверен что произведения Булгакова еще не раз удивят современного зрителя высветившись неожиданными гранями. Это и есть высшая оценка творчества великого русского драматурга М. А. Булгакова.