Ищущий правду
О прозе Виктора Никитина
Почему-то в Москве иные литературные деятели ждут от автора из провинции чего-то простецкого, брутального или хоть надрывного - и это очень даже могут оценить, расхвалить. Ждут кого-то в "есенинских" лаптях или уж со зрячим "астафьевским" посохом. Ждут "деревенщину", как это сами же убого понимают. Но умная сложная проза из провинции рождает некое неприятие, даже сопротивление, кажется противоестественной, хоть глубокое и может прийти - из глубины.
В американской глубинке явился талант Фолкнера. Кафка мучился своими вселенскими страданиями не где-нибудь, а в провинциальном городке. Пришел из Воронежа в литературу Платонов. Ну, а Гоголь? Вот уж всем пример! Это не совпадение, по-моему, а закономерность: большое не может появиться без малого, то есть и вселенских страданий и глубины не явится без ущемленности и ощущения жизни в какой-то абсолютной черной дыре. И немножко уж согрешу, но позволю себе такое библейское сравнение: легче верблюду пройти через угольное ушко, чем додуматься до глубин жизни самодовольному и обласканному столицами пупку всех вселенных.
Один из моих любимых авторов - это Вампилов. Люблю не только им написанное, но и всю его судьбу, как будто это тоже трагическое и настоящее, вампиловское же произведение. Это был гений, но откуда пришедший к нам и о чем писавший? Думаю, до конца оставался именно провинциальным автором, то есть никогда не отрекался от себе самого и своей этой ущемленности, малости. Иногда провинциальный автор заноситься выше этой своей малости, что дана ему как и талант - от Бога, или центром всех вселенных объявляется свой шесток. Провинциальное местничество - это такое же зло, что и столичное высокомерие. Но мы ведь одного народа люди и одной культуры. И событие должно быть лишь одно - новый, открытый нами в России литературный талант или прочитанное на русском нашем родном языке новое талантливое литературное произведение.
В прозе Виктора Никитина меня поразила сразу же сдержанность, скромность, обыденность - и та ущемленность, внутренняя выношенная боль за всем, по которой чувствуешь, что человек не просто что-то пишет, но прежде всего сам для себя ищет правду. Он не умнее и не глупее своего читателя, не праведнее, но и не циничней: он такой, что и ты, которому дана жизнь, которой как будто позабыто было кем-то внушить цель и смысл. Их должно каждому из нас каждый Божий день находить, чтобы жить. Жить пусть суетно, грешно, но все же понимая в конце концов, зачем и для чего.
Герой прозы Никитина - городской человек. Тот, что живет в одинаковых панельных домах, ходит в одинаковой одежде по одинаковым улицам, ест одинаковую еду из гастрономов. У него много пустого - тягостного лишнего времени. В его жизни все сложно, потому что давно она лишилась той простоты природной, когда люди жили на земле, что их кормила, как бы и не по своей воле, вынужденные ходить по кругу одних же земных превращений, дающих на каждый день хлеб насущный, какой уж есть, но долго и прочно. Достать или добыть за деньги - вот круг жизни человека городского, почти не сулящий преград, если есть что купить и что продать. Можно жить лучше, еще лучше, и еще лучше. Город - это по сути свобода. Потому и мечты о жизни в городе , скажем, для деревенских людей - это мечты даже не о благополучии легком, а о свободе. И только тому, кто родился в городе, дано бывает понять, что свобода эта оборачивается то жестоким абсурдом, то нравственным тупиком. Что легкая жизнь в городе, пускает на воздух личность человеческую, а одинаковость всего, простота устройства ее, штамповка городская людей - обезличивает как болванку.
В прозе Никитина, однако, нет известной тоски "по земле", что бывает зачастую сильно театральной, если не лживый. Это очень честный взгляд: где-то в деревне его герои, наверное, уже просто бы вешались от абсурда и тоски. Потому и положение их почти безвыходно. Спасает лишь трезвость, способность мыслить, отчет самому себе в происходящем - хоть отчего-то не спасает сострадание или возможность любви.
В рассказе "Война" герой мог спастись состраданием к идиоту, что долбит и долбит этажом ниже по батарее, изуродованный так вот на какой-то войне: но вместо этого, герой рассказа тем же молотком все крушит у соседей - и только тогда получает облегчение. Или в рассказе "Вызов", герой может спастись любовью к женщине, но в нем отчего-то нет этой способности любить - и он остается лишь шофером-поденщиком, нанятым такой же одинокой и страдающей от своего одиночества, как и он, женщиной , для поездок по любовникам, от которых ей лишь тошно, потому что они сулят и ей не любовь - а стыд, обман или предательство. Но и нищий духом, идиот - блаженный. Как блаженный и тот, что ищет правду в спрессованном хаосе своей жизни, сжавшимся многими смыслами - как будто звуками из телевизора, где без толку переключают программы.
Человеку ничто не может помешать быть несчастным, но очень многое может помешать стать счастливым. Хотя для автора такой прозы важнее всего отыскать во всем свой смысл. Объяснить жизнь такой, какая она есть, придумывая лишь то, что все равно где-то когда сбудется на земле, если уже и не произошло по законам будь то жизни, будь то смерти.
Статья Олега Олеговича Павлова
Другие работы по теме:
Крещение Господне, Богоявление
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна.
Понимающая психология (Э.Шпрангер)
Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе.
Симеон Полоцкий о государстве и праве
С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Ситнианович (1629— 1680). Он родился в г. Полоцке, окончил Киево-Могилевскую академию, в 1659 г. принял монашеский постриг.
Лермонтов м. ю. - что такое свобода1
Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М.
Сочинения на свободную тему - Сказание о лыжном походе
Как-то раз собрался Наш весь класс, Наш весь класс, На досуге от учебы В рощу погулять, В рощу погулять, На лыжах покататься. Собирались, собирались, Только двое собрались. Самые отважные, самые умелые, Стойкие да смелые. А учитель физкультуры На морозе коченел, На морозе коченел, Ожидая, как весь класс, Как весь класс к нему придет.
Сочинения на свободную тему - В хлебном магазине 2
Рядом с нашим домом недавно открылся новый хлебный магазин. Все наши соседи очень обрадовались этому а бабушка сказала что из всех магазинов хлебный самый важный. И действительно свежий румяный товар на полках никогда не залеживается.
Некрасов н. а. - Анализ стихотворения н. а. некрасова родина
Николай Алексеевич Некрасов поэт небывалой совестливости горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни оттого так горько говорит автор о своем народе.
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Осовременивание античного мифа в пьесе Бернарда Шоу Пигмалион
Выдающийся английский драматург Джордж Бернард Шоу увлекался творчеством Ибсена, и это привело его к реформе английского театра. Он отстаивает принципиально новую структуру драмы - проблемную пьесу-симпозиум. Как драматург он тяготеет к юмору и сатире. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», - заявлял Шоу.
Сочинение об Айвенго
Вальтер Скотт - известный шотландский писатель. В его произведениях ярко переплетаются история и выдумка, наука и фантазия. Вальтер стремился правдиво отобразить быт, обычаи, мораль прошлых столетий, срисовать выдающиеся личности и реальные события. Но главным для автора было изображение на историческом фоне судьбы обычного человека, объединяя историческую правду с художественным вымыслом.
Честность
Сочинение-размышление Родители учат нас быть человечными, опрятными, уважать работу, хорошо учиться. И им очень нелегко общаться с нами, когда мы говорим неправду. Поэтому они стараются убеждать нас, что надо быть честными: «Честность - лучшая добродетель».
Бал в доме Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.
Анализ стихотворения Н. Некрасова Родина.
Автор: Некрасов Н.А. Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит автор о своем народе. Стихотворение “Родина”, написанное в 1846 году, отражает настроение молодого человека, с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина
В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности.
Фома Гордеев: своеобразие жизненного пути
“Фома Гордеев” — это повесть о крепнущей буржуазии и о том, как она набирала силы. Недаром ее идеолог Маякин считает, что становится интереснее жить. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Правда Бог свободного человека спор о правде в пьесе Горького На дне
Что такое — правда? М. Горький …Я боюсь, что однажды опять повторится печальная история: закостенев во лжи, гоня и презирая истину, мы выйдем на улицы городов с плакатами: «Правда — бог свободного человека!». И еще раз (уже в который?!) великие слова станут символом нашего ничтожества. Ибо сказано: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем…».
Кто виноват в страданиях героини по рассказу Н. С. Лескова Старый гений
Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов.
Волшебная сила искусства
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов – литература - встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы начинаем отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 5
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Безумным вы меня прославили всем хором...” И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова — о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы.
Анализ стихотворения Silentium Тютчева.
Автор: Тютчев Ф.И. Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду.
Смех сквозь слёзы...
Автор: Гоголь Н.В. Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии.
К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева
В русской истории и литературе немало таких истинных патриотов, искренне сочувствующих униженным и оскорбленным, защищающих их ценой своего благополучия, а порой и самой жизни, выступающих против рабства и несправедливости верховной власти.
Что дало мне изучение басни в школе
Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту.
Андерсен Ханс Кристиан
Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: "Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену" — и отнес тросточку на почту.
Шпаликов Г.Ф.
Геннадий Шпаликов урожден поэтом. Читатель его вольных стихотворений и всегда подневольных сценариев поймет без моей указки и без моего указания, что Шпаликов - изначально поэт, ищущий воли, не добывший свободы, кроме той, о коей не пишу.