«Современник» — журнал, издававшийся с начала 1847 до середины 1866 Некрасовым и Панаевым (с 1863 — одним Некрасовым), куплен у Плетнева.
В течение почти двадцатилетнего периода существования «С.» его общий характер и контингент его сотрудников несколько раз изменялись; однако на протяжении почти всего этого времени «С.» был одним из лучших и наиболее передовых русских журналов.
В 1847 и в начале 1848 «С.» являлся антикрепостническим и отчасти социалистическим органом, отражая взгляды первых революционных представителей русской демократии 40-х гг. В журнале печатались дворянские писатели, либералы, антикрепостники Тургенев, Григорович и др., но идейным руководителем журнала был фактически Белинский, в статьях которого, равно как и в статьях Герцена, были элементы пропаганды социализма.
После смерти Белинского, в годы так наз. «цензурного террора» (1848—1855) журнал на некоторое время потерял значение; отдельные сотрудники (Дружинин, Анненков) заняли позиции аполитического эстетизма. С 1852—1853 в результате усиленного участия в журнале Тургенева, Л. Толстого, Островского, Григоровича, Фета, Тютчева, Майкова и самого Некрасова литературно-художественный отдел журнала начал подыматься и в середине 50-х гг. (в 1854, 1855 и 1856) поднялся на очень большую высоту. Чрезвычайно интересен был в эта годы литературно-критический отдел, в котором с 1854 начали печататься статьи и рецензии Чернышевского, положившего конец аполитическому эстетизму своих предшественников и воскресившего революционно-демократические традиции Белинского последнего периода.
С конца 1857 в результате происшедших в это время изменений в политической жизни, крупных сдвигов в литературе, а также в результате некоторого ослабления цензурного гнета характер журнала сильно изменился. Писатели-дворяне либо совершенно отпали от «С.» (Толстой — в 1858, Тургенев — в 1860) либо сократили свое участие в нем (Григорович). На первое место в журнале выдвинулись публицистический и литературно-критический отделы. Журнал стал органом представителей революционной демократии 60-х гг., идеологов крестьянской революции. В эти годы (1858—1862) идейным руководителем журнала стал Чернышевский, в статьях которого отстаивались интересы широких крестьянских масс, популяризировались идеи утопического социализма, философского материализма Л. Фейербаха и, насколько это возможно было по цензурным условиям, пропагандировалась необходимость революционных действий. Литературно-критический отдел с конца 1857 и до середины 1861 возглавлялся Добролюбовым, участвовавшим также и в публицистическом отделе. Сотрудничали в журнале М. Михайлов, Щелгунов, Елисеев, Антонович и др. С начала 1859 при журнале возник своеобразный отдел «Свисток», нечто вроде самостоятельного сатирического органа. Литературно-художественный отдел, несмотря на то, что в нем печатались Салтыков-Щедрин, Н. Успенский, Помяловский, Слепцов и др., отошел в эти годы на второй план. Благодаря статьям Чернышевского и Добролюбова «С.» в эти годы приобрел огромный авторитет как орган революционной демократии, и тираж его непрерывно рос.
В июне 1862 «С.» был приостановлен правительством на восемь месяцев и он потерял самого выдающегося своего сотрудника Н. Г. Чернышевского, арестованного 12 июня, Добролюбов умер еще осенью 1861.
В последний период существования с 1863 новая редакция «С.» (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Елисеев, Антонович, Пыпин и Жуковский) продолжала журнал, сохраняя направление Чернышевского. В литературно-художественном отделе журнала в это время печатались произведения Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Глеба Успенского, Слепцова, Левитова, Решетникова, Помяловского, Якушкина, Островского и др.
В публицистическом отделе на первое место выдвинулись Антонович, Салтыков-Щедрин.
В 1865 «С.» получил два предостережения, в средине 1866 после выхода в свет пяти книжек журнала издание его было прекращено по настоянию особой комиссии, организованной после покушения Каракозова на Александра II.
Список литературы
Белинский В. Г., Письма, т. III, СПБ, 1914
Никитенко А. В., Записки и дневник, т. I—II, изд. 2, СПБ, 1904—1905
Пыпин А. Н., Н. А. Некрасов, СПБ., 1905
Чернышевский Н., Воспоминания, «Литература и марксизм», 1928, № 4
Его же, Литературное наследство, Гиз, М. — Л., 1928—1930
тт. I—II—III также «Переписка Чернышевского с Некрасовым, Добролюбовым и А. О. Зеленым, 1855—1862 гг.», ред. Н. К. Пиксанова, М. — Л., 1925)
Панаева А., Воспоминания, изд. «Academia», М., 1928
Тургенев и круг «Современника», изд. «Academia», М. — Л., 1931
Шестидесятые годы. Антонович, Воспоминания, Елисеев, Воспоминания, изд. «Academia», М. — Л., 1934
Евгеньев-Максимов, Черты редакторской деятельности Некрасова, «Голос минувшего», 1915, №№ 9, 10, 11
Его же, Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX в., М. — Л., 1927
Его же, «Современник» в 40—50-х гг., изд-во писателей в Ленинграде, Л. (1934).
Другие работы по теме:
Некрасов н. а. - Поэт и гражданин н. л. некрасов
...Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей... Н. Некрасов В детстве Некрасов читал запоем, сам пробовал писать. И, покинув в шестнадцатилетнем возрасте отчий дом, он прибыл в Петербург с толстой тетрадью первых поэтических опытов. Правда, сразу начались материальные трудности.
Тема Кол-во страниц
И. А. Бунин и И. С. Тургенев: к вопросу традиций и новаторства (на примере произведений «Жизнь Арсеньева» и «Дворянское гнездо»)
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания. Б. В. Аверин. // Иван Бунин: pro et contra. – Спб.: Феникс, 2001. – С. 658-663
Созвездие Волопас
Главная звезда созвездия Волопаса - Арктур - была первой звездой, которую удалось увидеть днем с помощью телескопа. Сделал это в 1635 г. современник Галилея французский астроном Морен.
Мироздание Александра Солженицына Архипелаг ГУЛАГ
Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из «зубров», литературы русского зарубежья, Александр Исаевич Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала.
Основные черты поэтики произведения Александра Твардовского Василий Теркин
Автор: Твардовский А.Т. Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Александра Трифоновича Твардовского. Его современник не могли не замечать, что вопреки собственной смертоносной природе война нечто и возрождала – например, начисто, казалось бы, стертое репрессиями и общей атмосферой 30-х годов чувство духовного раскрепощения.
Лермонтов - наш современник 2
Лермонтов - наш современник Автор: Лермонтов М.Ю. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени.
Афанасий Фет
ОГЛАВЛЕНИЕ Страница №3 Биография Страница №5 Стихотворение, отзыв Страница №6 Литература Биография Родился в семье помещика Шеншина. Фамилия Фет стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Сын орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина (1775—-1855) и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт, он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака.
Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова.
Автор: Гончаров И.А. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета.
Мой современник по страницам любимых книг
Автор: Сочинения на свободную тему Мой современник… Какой он? Что интересует его в жизни? К чему направлены его помыслы? Что он ценит в людях, в окружающем его мире? Что он любит, что ненавидит? За что и против чего он борется?
Мой современник
Жизнь – какая она неподвластная и изменчивая штука. Она меняется в лучшую и худшую сторону в зависимости оттого, что происходит в окружающем мире.
"Гроза" в русской критике 60-х годов.
"Гроза", подобно "Отцам и детям" Тургенева, явилась поводом для бурной полемики, развернувшейся между двумя революционно-демократическими журналами: "Современник" и "Русское слово".
Анализ рассказа Хорь и Калиныч
Автор: Тургенев И.С. Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги.
Анализ стихотворения А.А.Фета "Степь вечером"
Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение "Степь вечером" в 1854 году. Основная тематика содержания - это описание буйной природы степи. Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале "Современник".
Александр Сергеевич Пушкин - журналист
Вторую петербургскую школу журналистики тех лет представлял Александр Сергеевич Пушкин. Гениальным журналистом назвать его нельзя. Он был ярким и заметным журналистом.
Вакхилид
Вакхилид (расцвет деятельности ок. 470 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, племянник Симонида, современник Пиндара.
Ионеску-Рион, Райку
Райку Ионеску-Рион (рум. Raicu Ionescu-Rion, 1872—1895) — румынский ученый-социалист, литературный критик и публицист. Пропагандист марксизма и атеизма, критик реформизма и анархизма.
Довспрунги
, Доршпрунги (белор. Доршпрунгі) — легендарный княжеский род времён Летописной Литвы, от которого позднее (в XVI веке) выводили своё происхождение Гольшанские и Гедройцы.
Серебренников, Кирилл Семёнович
Введение 1 Биография и карьера 2 Награды 3 Творчество 3.1 Режиссёр театра 3.1.1 Театры Ростова-на-Дону 3.1.2 В театрах Москвы и Санкт-Петербурга 3.2 Режиссёр кино
Гауэр, Джон
Джон Гауэр (Гоуэр) (англ. John Gower, 1330—1408) — известный в своё время английский поэт, современник Ленгленда и личный друг Чосера. По образованию юрист, принимавший участие в политической жизни своего времени. Писал по-английски, французски и латыни. Он был другом поэта Джеффри Чосера, в произведениях которого напечатаны и некоторые стихотворения Гауэра.
Ардов, Борис Викторович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр Введение Борис Викторович Ардов (14 февраля 1940 — 23 августа 2004) — советский актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов.
Рид, Томас
План Введение 1 Теория здравого смысла Томаса Рида 2 Сочинения Список литературы Введение Томас Рид (26 апреля 1710 — 7 октября 1796), шотландский философ, современник и критик Дэвида Юма, основатель Шотландской школы здравого смысла, сыграл существенную роль в Шотландском просвещении. С 1737—1751 был пресвитерианским пастором, затем стал преподавать.
Зима, Олег Валентинович
План Введение 1 Театр 1.1 Современник 1.2 Квартет И 1.3 Независимый театральный проект Эльшана Мамедова 1.4 РАМТ 2 Кино Введение Олег Валентинович Зима(11 сентября 1965 года) — российский актёр. В 1993 году окончил РАТИ-ГИТИС (мастер курса — Алексей Бородин) С 1993 года работает в Российском академическом Молодежном Театре.
Лихачев Дмитрий Сергеевич
Наш Современник "Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить" Д.С. Лихачев Лихачев Дмитрий Сергеевич (р. 1906 , Петербург) - историк древнерус. лит-ры. Род. в семье инженера. В
Барш, Яков Саввич
Яков Саввич Барш (Барштет) (1692(1692) — 1755) — вице-адмирал, современник Петра Великого, в 1751—1754 годах командующий Балтийским флотом. Биография
Некрасов Николай Алексеевич 1821-1877
Странный юноша ходил по столичному городу Петербургу сто пятьдесят с лишнем лет назад: он был высокий, бедно одетый, с умными глазами погружённого в свои мысли и в то же время замечающего всё чудака. В тех кварталах город, где обитала беднота, его считали за своего. И никому не приходило в голову, что он станет великим русским поэтом и имя его – Николай Алексеевич Некрасов.
Помяловский Н.Г.
Родился 11 апреля (23 н.с.) на окраине Петербурга в семье священника. Учился в церковноприходском училище, откуда через два года перешел в низшее отделение духовного училища, где царили бессмысленная зубрежка, розги и "кулачное право".
Иванов Г.В.
Начальное образование получил дома, затем учился во Втором кадетском корпусе. Здесь начал писать стихи. В 1910 оканчивает кадетский корпус, начинает печататься в разных изданиях: в журналах "Аполлон", "Современник" и др.
Жан Расин
Жан Расин (1639-1699) Расин - знаменитый французский драматург XVII в., "самый образцовый поэт классицизма", как определил его современник, известный теоретик классицистического направления Никола Буало.
Некрасов Н.А.
Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь".
Тютчев Ф.И.
Ф.И. Тютчев - известный русский поэт-филосов, дипломат. Родился 23 ноября 1803 г. в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянской области).
Чернышевский Н.Г.
Родился 12 июля (24 июля н.с.) в Саратове в семье священника. Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. Четырнадцати лет (1842) поступил в Саратовскую духовную семинариюю