Г.В. Яковлева
Комедия Шекспира «Бесплодные усилия любви» была впервые опубликована в 1598 г. Она была написана по горячим следам истории любви Генриха IV и Маргариты Наваррской. В ней нас будет интересовать линия, которая напоминает итальянскую комедию дель арте. Это - история дона Адриано де Армадо и пастушки Жакнетты, а также ученого педанта Олоферна. Рисунок их ролей построен так, что он отражает в пародийном зеркале главную сюжетную линию. Чередование сцен верхнего и нижнего планов позволяет говорить о том, что Шекспир создал автопародию как на архитектонику собственной пьесы, так и на ее образы.
Пародия - синтез литературы и критики. Ее критическая функция заключается в истолковании «второго», пародируемого плана. Стиль его становится содержанием пародии, а стиль самой пародии демонстрирует отношение пародиста к изображаемому, его умение выделить и обыграть наиболее важные черты оригинала. Так в пародии возникает контраст двух произведений, их своеобразное диалектическое единство. И здесь на первый план выходит эстетическая программа самого пародиста.
В свете всего вышесказанного посмотрим на комедию Шекспира. Во время ее написания стиль драматурга находился под влиянием так называемого «эвфуистического» стиля, отличавшегося пышностью и вычурностью. Молодой Шекспир пишет изысканную поэзию, в ранних драмах он наделяет своих героев витиеватой речью. Украшения стиля были органическими чертами созданных Шекспиром героев. Отдал он им дань и в серьезной драматической линии «Бесплодных усилий любви». Этот стиль присущ и самому королю Генриху, и его придворным (акт I, сц. I). На риторически противопоставленных эпитетах построена и речь принцессы (акт II, сц. I).
Но Шекспир не просто использует эвфуистический стиль. Он может и оценить его издержки. Так, в «Бесплодных усилиях любви» появляются комические персонажи, в речах которых гипертрофированно отражаются черты эвфуистического стиля, характерного для главных героев. Так возникает комический характер с весьма знаменательным именем. Это - испанский рыцарь дон Адриано де Армадо (намек на разгром испанской Непобедимой армады англичанами). Он оказывается «переложением» главных героев. Он - и их продолжение, в котором их черты доведены до крайности. «В Армадо - пропасть блеска и ума, /Он - рыцарь моды и речист весьма», - замечает один из героев (акт I, сц. 1). Дон Армадо полностью соответствует данной ему характеристике. Его речь почти полностью состоит из «эвфуизмов». Она характеризует его еще до того, как он появляется на сцене. В письме дона Армадо, которое читает король, Шекспир уже создает комический образ рыцаря, чей стиль отражает способ его мышления. Вместе с тем напыщенность его речей гиперболизирует напыщенность речи и короля, и его придворных. Если они облекают в эвфуистические выражения простые мысли, дон Армадо определяет при помощи эвфуизмов наипростейшие слова (акт I, сц. I): «атрибуты моей доблести» - так величает он свои усы, «вместилище для ярости твоих законов» - этими выражениями пересыпана речь рыцаря. Эти преувеличения доходят до алогизма. Но очень часто этот алогизм лишь отражает алогичность мышления короля Генриха. Его отказ от реальной жизни ради задуманной им научной схемы высвечивается рассказом дона Армадо о том, как он выслеживал нарушивших приказ влюбленных.
Подобно тому, как составляют пару король Генрих и постоянно отрезвляющий его герой Бирон, в пару дону Армадо дан паж Мотылек. В его обязанности входит, как и у Бирона по отношению к королю, критическая оценка действий хозяина. Речь Мотылька, как и речи Бирона, - это постоянное упражнение в остроумии. Но Бирон поднимает сложные жизненные вопросы. Ответы Мотылька на реплики дона Армадо - это схоластические выкладки, которые в перевернутом виде отражают суть речей Бирона. Так Шекспир использует еще один прием пародирования. Внешне противоположные герои оказываются по сути близки друг другу.
Речи персонажей «серьезной» линии построены по всем правилам риторики. Первая часть риторики - «изобретение». Ее главное условие - найти тему для изложения и показать, каким способом она будет рассказана. Такая тема звучит в устах короля, договорившегося с друзьями отказаться от радостей жизни и предаться наукам. Эта же тема вторично звучит в устах учителя Олоферна (чье имя перекликается с именем героя Рабле). Как и дон Армадо, это - еще одна пародийная ипостась короля. Он и деревенский священник Натанаэль резко снижают «ученые» речи короля. Их главное занятие - щеголять «умными» фразами. Не менее часто в устах Олоферна звучит латынь. Шекспир использует здесь пародийный прием механизации. Он несколько назойливо повторяет структу-ру высказывания. Упрощенная в устах Олоферна, она звучит насмешкой. Для самой пародии такая «механизированная» сущность героя становится художественной ценностью, выделяющей отдельные черты стиля, намеченного в главной линии. Развиваясь спиралевидно, тот же самый образ становится для пародии темой, переведенной в иной план. Пародией здесь оказывается не столько жанр, сколько сама техника, подразумевающая определенные операции над словом. Амбивалентность пародии Шекспира подразумевает одновременность и «за», и «против».
То, что драматург обращает пародию на самого себя, позволяет ему варьировать свои высказывания. В пародии те же мысли, что были выражены у него серьезно, звучат подчас чрезвычайно экстравагантно. Травестийные элементы, привнесенные в пародию, способствуют не только шекспировской самооценке, но и ироническому переосмыслению всей эвфуистической традиции.
Пародийный элемент присутствует в «Бесплодных усилиях любви» и на структурно-тематическом уровне. Структура главной сюжетной линии традиционна. То же развитие действия, но переведенное в комический план, мы встречаем и в истории дона Армадо и крестьянки Жакнетты. Происходит своеобразный диалог-дуэль, создается особая динамика развития действия, всех его моментов и уровней организации. Каждый мотив и образ становятся темой для всякого комического мотива. Все уровни художественной структуры перерабатывают друг друга. Они выступают одновременно и в роли структуры, и в роли материала. При этом пародия приобретает собственную художественную ценность. Создавая комических персонажей и показывая их действия, создавая новую сюжетную линию с теми же функциями, что и в главной, Шекспир как бы воссоздает последнюю, но в новом качестве. Она включается в различные внутренние системы, ее образы раскрывают свои возможности, которые и противоречат друг другу, и гармонируют один с другим.
В пародийном двойнике Шекспир разыгрывает и доводит до конца одну из многочисленных вариаций жизни героя. Элемент пародии в «Бесплодных усилиях любви» подчеркивает и высвечивает основные воззрения драматурга на современное ему состояние литературы и театра.
Другие работы по теме:
Литературный герой ВОЛЬПОНЕ
ВОЛЬПОНЕ (англ. Volpone) - герой комедии Б.Джонсона «Вольпоне, или Хитрый лис» (1606). Наряду с Варравой К.Марло («Мальтийский еврей»), Шейлоком У.Шекспира («Венецианский купец»), Джайлзом Оверричем Ф.Мессинджера («Новый способ платить старые долги») В,- один из наиболее выдающихся образов стяжателя в английской драме конца XVI - начала XVII в.
Литературный герой БЕНЕДИКТ и БЕАТРИЧЕ
БЕНЕДИКТ и БЕАТРИЧЕ (англ. Benedick, Beatrice) - центральные персонажи комедии У.Шекспира «Много шума из ничего» (1599-1600), именуемые также синьор Фехтовальщик и синьора Шпилька. После доблестной победы в Мессине появляется молодой знатный падуанец Б. вместе со своим другом флорентинцем Клавдио.
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
О времена, о нравы По комедии Гоголя Ревизор
Тема комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — изображение быта и нравов чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что характерно для всей огромной России того времени: казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол.
Искусство театра
Автор: Сочинения на свободную тему В Древней Греции существовали два вида драматической поэзии: трагедия и комедия. Со времен Шекспира появился третий вид драматической поэзии, средний между трагедией и комедией, — драма в тесном значении этого слова. Таким образом, в настоящее время существуют три главных вида театрального искусства: трагедия, комедия и драма.
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения, когда люди средствами искусства заговорили о красоте жизни, о прелестях любви. Художники в картинах представляли прекрасных женщин, их красоту.
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова Горе от ума
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова "Горе от ума". В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени - столкновение двух эпох, двух миров - старого "закостеневшего" и нового "прогрессивного".
Можно ли считать комедию Мольера Тартюф классической
Автор: Зарубежная литература Ж. Б. Мольер – известный драматург 18 века, живший во Франции в эпоху Просвещения. Его произведения написаны в литературном направлении – классицизм. Одно из этих произведений – комедия «Тартюф». Комедия - это низкий жанр, который содержит в себе разговорную речь. Так , например, в этой комедии часто встречается простонародная лексика: «Дурак», « не семья, а сумасшедший дом». «Тартюф» состоит из пяти актов, все действия совершаются за одни сутки в одном месте, в доме Оргона - все это характерная черта классицизма.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
Чацкий и фамусовское общество. 8
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века (“века минувшего”).
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 3
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 7
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Смысл названия комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
Мои размышления над страницами комедии Горе от ума. 2
Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине.
Жизнь и творчество Уильяма Шекспира
Жизнь и творчество У. Шекспира. Уильям Шекспир (1564-1616) жил в бурную эпоху Возрождения, которая представляла собой «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством». Это было время, когда под натиском новых, прогрессивных для своего времени буржуазных отношений рушился феодальный строй, господствовавший в средневековой Европе.
Анализ комедии В. Шекспира Много шума из ничего
Анализ комедии В. Шекспира “ Много шума из ничего” Годы создания комедии «Много шума из ничего» - с 1598 по 1599. В данной комедии есть две сюжетные линии: комическая и любовная. Любовную линию образуют Бенедикт и Беатриче, Клавдио и Геро. Комическую линию образуют Маргарита, Урсула, Леонато, Клавдио и Дон Хуан.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Сонеты это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце
Сонеты Шекспира были, есть и остаются большой тайной поэта — его сердца, его любви, ее жизни. Тайна эта не только в том, кому были посвящены бессмертные поэтические строки, кто эта «смуглая леди» и «голубоглазый юноша». Возможно, и найдут ученые настоящих прототипов — ведь чем дальше от эпохи, тем проще это установить.
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии "Недоросль", как отличный сатирик. Комедия "Недоросль" была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В своем произведении он затронул самую важную проблему того времени.
Хлестаков в комедии Гоголя Ревизор
Хлестаков в комедии Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Хлестаков – главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Он – ничтожный, глупый, пустой человек, виновник необычных событий, охвативших весь город Н.
Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. События комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» происходят в 1831 году в некотором уездном городе. Как сказал о нем городничий «Да, отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Это обычный, ничем не отличающийся от других городов, город.
Тик, Людвиг Иоганн
Лю́двиг Ио́ганн Тик (нем. Johann Ludwig Tieck, 31 мая 1773, Берлин — 28 апреля 1853, Берлин) — немецкий поэт, писатель, драматург, переводчик.
Абт, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абт (нем. Karl Friedrich Abt; 1733, Ульм — 20 ноября 1783, Бремен), один из знаменитейших актёров Германии в конце XVIII в. Уже 25-ти лет от роду странствовал с собственной труппой по Германии. В 1775 г., потерпев неудачу в Голландии, где пьесы Шекспира, Лессинга и т. п. не пришлись ещё по вкусу публике, он поступил на сцену в Готе, где играл в первых произведениях Шиллера и Гёте.
Вильям Шекспир
Созданные три с лишним века назад трагедии, историчесикие хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителей.