Реферат: Идейное содержание пьесы А. Чехова Вишневый сад - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Идейное содержание пьесы А. Чехова Вишневый сад

Рефераты по литературе и русскому языку » Идейное содержание пьесы А. Чехова Вишневый сад
»

Автор: Чехов А.П.

Последняя законченная пьеса Чехова — “Вишневый сад” — представляет собой итог всей его литературной деятельности. В ней отчетливо звучат некоторые из основных мотивов, разработкой которых он был занят, начиная с 80-х годов XIX века и до конца своей жизни.

В основе пьесы лежит социальная тема — гибель старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии. Перед нами дворянство в состоянии упадка. Раневская и Гаев — люди непрактичные, окутанные долгами, не умеющие хозяйничать. Являясь людьми слабохарактерными, они резко меняют свое настроение, с легкостью проливают слезы по пустяковому поводу, охотно пустословят и устраивают роскошные праздники накануне своего разорения. Раневская и Гаев — хозяева имения, прекраснее которого нет ничего на свете, как говорил Лопахин, восхитительного имения, красота которого заключалась в вишневом саде. Со своим полнейшим непониманием реальной жизни хозяева довели имение до жалкого состояния: продажи с торгов. В противоположность Любови Андреевне, Аня Раневская серьезно относится к жизни. Она хорошо понимает, что мать не умеет вести хозяйство, поддерживать в нем порядки. Еще в детстве Аня росла далеко от дома, не в роскошной обстановке, а поэтому жизнь понимает и тяжело переживает, видя расточительность и легкомыслие матери. Раневская с легкостью сорит деньгами, не зная ценности их, ибо никогда не зарабатывала. Автор все время подчеркивает, что она не понимает сущности реальной жизни: раздает деньги нищим, лакеям, покупает дорогие вещи тогда, когда деньги необходимы дома. Чехов констатирует слабость и нежизнеспособность уходящего со сцены истории дворянского сословия.

Если Раневская и Гаев не задумываются над практической стороной жизни, то Лопахин, наоборот, понимает жизнь, отлично знает, как нужно ее устроить. О его приспособленности к жизни можно судить по тому, как из простых крестьян, бывших крепостных, он выбился в купцы. “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках”. И когда Лопахин покупает вишневый сад, он ликует: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню!” Однако герой отнюдь не ненавидит дворянское сословие — сочувствует ему. Жизненный опыт и наблюдательность Лопахина позволяют ему заметить разорение усадьбы раньше хозяев. Видя это, он предупреждает их, предлагает свои проекты спасения: отдать землю в аренду под дачи. Но Гаев и Раневская считают это неприемлемым для себя: “Дачи и дачники — это так пошло, простите!” Веяния нового времени противны мировоззрению дворян, они отказываются от “пошлого” варианта спасения имения, но другого варианта предложить не могут. Черты, свойственные Раневской и Гаеву, характерны для старого, отживающего поколения. Это пассивные, бессильные люди, действующие только на словах. Но и Лопахин для автора — явление временное, не идеальное, ведь именно он вырубает вишневый сад —символ связи поколений.

В пьесе Чехов показывает и людей нового поколения, возможно, за ними будущее. Это Аня Раневская и Петя Трофимов. Новые люди должны быть сильными борцами за грядущее счастье. Правда, Трофимова отнести к числу таких людей трудно: он “недотепа”, не слишком силен и, по-моему, недостаточно умен для великой борьбы. Надежда — на юную Аню. “Мы насадим новый сад, роскошнее этого...” — верит она, и в этой вере — единственный в пьесе вариант счастливого для России развития ситуации.