Эффект очуждения в драматургической концепции Брехта.
Бертольд Брехт ещё со школьных лет проявлял свой литературный талант, причём уже тогда он критически высказывался о войне. Впоследствии, когда его призвали на войну в качестве санитара, его взгляды только укрепились. В его творчестве стала проявляться ненависть не только к военщине, но и к строю, который её порождает. В 1918 году он пишет свою знаменитую «Легенду о мёртвом солдате», с фразами:
«Любое сословие свое творит
Музыканты трезвон и вой
Священники - постный и набожный вид
А медики - годных в строй.»
За это нацисткими властями он был внесён в расстрельный список. Несмотря на то, что его пьесы, пропагандировавшие не очень популярные социалистические идеи автора, частенько закидывались тухлыми яйцами, в 1922 году он получает очень престижную премию Клейста. В 1924 г. известный режиссер Макс Рейнгардтприглашает Брехта драматургом в свой театр в Берлине. Здесь Брехт сближается с создателем рабочего революционного театра Э. Пискатором, актером Э. Бушем, композитором Г. Эйслером и другими близкими ему подуху деятелями искусства. В этих условиях Брехт сознательно стремится к искусству, близкому народу, искусству, которое пробуждает сознание людей, активизирует их волю. Отвергая декадентскую драматургию, уводящую зрителя от важнейших проблем современности, Брехт выступает за новый театр, призванный стать воспитателем народа, проводником передовых идей.
В работах «На пути к современному театру», «Диалектика на театре», «О неаристотелевской драме» и других, опубликованных в конце 20 — начале 30-х гг., Брехт критикует современное ему модернистское искусство и излагает основные положения своей теории «эпического театра». Эти положения касаются актерской игры, построения драматического произведения, театральной музыки, декораций, использования кино. Свою драматургию Брехт называет «неаристотелевской», «эпической». Такое название обусловлено тем, что обычная драма строится по законам, сформулированным еще Аристотелем в его работе «Поэтика» и требующим обязательного эмоционального вживания актера в образ.
Для осуществления положений «эпического театра» Брехт использует в своей творческой практике «эффект отчуждения», т. е. художественный прием, назначение которого — показать явления жизни с необычной стороны, заставить по-иному посмотреть на них, критически оценить все происходящее на сцене. Главное, что не устраивало Брехта в классическом театре, это то, что катарсис становился завершением драмы, происходит очищение аффектом. Таким образом, катарсис примиряет зрителя с жизнью, он сравнивал его действие с лёгким наркотиком. По мнению Брехта-это плохо, современный театр должен показывать нетерпимость существующего положения вещей, должен учить зрителя преодолевать мировой порядок.
Именно для этого и нужен был «эффект очуждения». Зритель должен был преодолеть себя в герое, провести между ним и собой параллель, узнать себя в нём, но не погрузиться с головой, а увидеть его, и следовательно себя, со стороны. Герою ситуация, в которой он оказывается, может казаться непреодолимой, зритель же должен видеть выход, и понимать, как с ней справиться.
Так же его теория позволяла, можно сказать, рекомендовала драматургу использовать чужой литературный или театральный материал, который хорошо знаком зрителю – это позволит лучше воссоздать «эффект очуждения». В качестве примера, можно рассматривать пьесу, которую он написал по мотивам «Орлеанской девы» Шиллера - "Святая Иоанна скотобоен". В ней он пародийно переложил сюжет Шиллера, превратив, таким образом, свои реплики в своеобразный диалог, идейный спор между двумя драматургами.
В сценическом воплощении своих пьес Брехт также прибегает к «эффектам очуждения». Он вводит, например, в пьесы хоры и сольные песни, так называемые «зонги». Эти песни не всегда исполняются как бы «по ходу действия», естественно вписываясь в то, что происходит на сцене. Напротив, они часто подчеркнуто выпадают из действия, прерывают и «очуждают» его, будучи исполняемы на авансцене и обращены непосредственно в зрительный зал. Брехт даже специально акцентирует этот момент ломки действия и переноса спектакля в другую плоскость: во время исполнения зонгов с колосников спускается особая эмблема или на сцене включается особое «сотовое» освещение. Зонги, с одной стороны, призваны разрушать гипнотическое воздействие театра, не допускать возникновения сценических иллюзий, и, с другой стороны, они комментируют события на сцене, оценивают их, способствуют выработке критических суждений публики.
Вся постановочная техника в театре Брехта изобилует «эффектами очуждения». Перестройки на сцене часто производятся при раздвинутом занавесе; оформление носит «намекающий» характер — оно чрезвычайно скупо, содержит «лишь необходимое», то есть минимум декораций, передающих характерные признаки места и времени, и минимум реквизита, используемого и участвующего в действии; применяются маски; действие иногда сопровождается надписями, проецируемыми на занавес или задник и передающими в предельно заостренной афористичной или парадоксальной форме социальный смысл фабулы, и так далее.
Брехт не рассматривал «эффект очуждения» как черту, свойственную исключительно его творческому методу. Напротив, он исходит из того, что этот прием в большей или меньшей степени вообще присущ природе всякого искусства, поскольку оно не является самой действительностью, а лишь ее изображением, которое, как бы оно ни было близко к жизни, все же не может быть тождественно ей и, следовательно, заключает в себе ту или иную меру условности, т. е. отдаленности, «очуждённости» от предмета изображения. Брехт находил и демонстрировал разнообразные «эффекты очуждения» в античном и азиатском театре, в живописи Брейгеля-старшего и Сезанна, в творчестве Шекспира, Гете, Фейхтвангера, Джойса и др. Но в отличие от других художников, у которых «очуждение» может наличествовать стихийно, Брехт — художник социалистического реализма — сознательно приводил этот прием в тесную связь с общественными задачами, которые он преследовал своим творчеством.
«Обычное мнение таково,— пишет он в одной из заметок — что произведение искусства тем реалистичнее, чем легче в нем узнать реальность. Я противопоставляю этому определение, что произведение искусства тем реалистичнее, чем удобнее для познания в нем освоена реальность». Наиболее удобными для познания действительности Брехт считал условные, «очуждённые», заключающие в себе высокую степень обобщения формы реалистического искусства.
Теория «эпического театра» и теория «очуждения» являются ключом ко всему литературному творчеству Брехта во всех жанрах. Они помогают понять и объяснить самые существенные и принципиально важные особенности и его поэзии, и прозы, не говоря уже о драматургии. Однако Брехт никогда не считал свою теорию окончательно сформулированной и до конца жизни работал над ее совершенствованием.
Другие работы по теме:
Остранение
Остранение - один из универсальных приемов построения художественного текста, открытый Шкловским у Толстого и в мировой литературе.
Философская концепция Маркса
Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии. В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, тде господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения.
Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе
Московский Педагогический Государственный Университет Варнавский Евгений, 103 гр Доклад по истории социологии на тему: Фрейдомарксизм Э. Фромма и Г. Маркузе
Эффект Брэдли
Эффект Брэдли (также именуемый эффект Вильдера, эффект Динкинса) — феномен, часто наблюдаемый в политической жизни США и других стран с непростыми межрасовыми отношениями, который выражается в проявлении политики двойных стандартов избирателями, когда в предвыборной кампании участвуют белые и небелые кандидаты.
Литературный герой ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
Галилео галилей нем. Galileo Galilei герой драмы Б. Брехта Жизнь Галилея Галилео Галилей великий итальянский ученый последователь. Коперника создатель телескопа опровергший учение. Аристотеля о небесных alignjustifyгалилео галилей нем Galileo Galilei герой драмы.
Эффект Холла
Объяснение эффекта Холла с помощью электронной теории. Эффект Холла на инерционных электронах в полупроводниках. Датчик ЭДС Холла.
Брехт Бертольд
(10.02.1898 - 14.08.1956) Немецкий драматург и поэт. Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917–1921 изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917–1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им.
Особенности прозы М. Фриша
М. Фриш — швейцарский романист и драматург. Пишет на немецком языке. Сын архитектора. Изучал филологию, а с 1936 года — архитектуру. Долгое время совмещал работу архитектора и писателя; с 1950 года занимался литературой.
Ефект відчуження в драматургії Бертольда Брехта
Національний Університет “Києво-Могилянська Академія” Реферат На тему: Ефект відчуження в драматургії Бертольда Брехта Київ, 2002р. Постать Бертольда Брехта викликала й викликає жвавий інтерес та дискусії. За життя він зазнав, що таке гоніння й переслідування; й зараз не існує однозначного погляду на його творчість.
Бертольд Брехт біографія та звязок з театром
Реферат на тему: “Бертольд Брехт” (біографія та зв’язок з театром) БЕРТОЛЬТ БРЕХТ (1898-1956) - німецький драматург, поет і прозаїк, кіносценарист, автор теоретичних праць, присвячених проблемам театру, режисер. До історії літератури Брехт увійшов як митець, що відкрив нову епоху в західній драматургії.
Образ Кураж - пророческая метафора будущего Германии
(по драме Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети») К теме войны в XX веке обращалось много писателей. Среди тех, кто осуждал войну в своем творчестве, есть немало знаменитых имен, но у Бертольда Брехта антивоенные мотивы занимают особое место. Из его биографии известно, что к антивоенной тематике он обратился… еще когда учился в гимназии.
Бертольд Брехт и его "эпический театр"
Бертольт Брехт — крупнейший представитель немецкой литературы XX в. Брехт различает два вида театра: драматический (пли "аристотелевский") и эпический. Эффект очуждения. Образ мамаши Кураж. Действие пьесы происходит в эпоху Тридцатилетней войны.
Брехт-личность и писатель
БЕРТОЛЬТ БРЕХТ После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет. Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему современны, и то, что вокруг них продолжаются споры, свидетельствует об их жгучей актуальности.
О понятии публицистический стиль речи
§ 1. О понятии "публицистический стиль речи" Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газе-тах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений.
Курт Вайль
Вайль, Курт (Weill, Kurt) (1900–1950), немецкий композитор и дирижер.
Театральные взгляды Б. Брехта
Теория "очуждения" (остранения) Б. Брехта - независимость точки зрения зрителя. Приятие или неприятие высказываний и поступков действующих лиц в сфере сознания зрителя. Эффект "очуждения" - театральный прием в комедиях и на сцене азиатского театра.
Андерсонс, Марис
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Государственного театра юного зрителя Латвийской ССР 2.1.2 Новый Рижский театр 2.2 Фильмография
Авотс, Энрико
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Государственный театр юного зрителя Латвийской ССР 2.1.2 Молодёжный театр 2.1.3 Новый Рижский театр
Баранцев, Анатолий Иванович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография 2.2 Озвучивание 3 Признание и награды Список литературы Введение Анатолий Иванович Баранцев (1926 — 5 октября 1992) — советский актёр театра и кино,заслуженный артист РСФСР (1965).
Бобылев, Иван Тимофеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество Список литературы Введение Иван Тимофеевич Бобылев (14 января 1925(19250114), д. Новоселье, Дорогобужский район, Смоленская область, СССР) — советский и российский театральный режиссёр, народный артист СССР (1990)[1], лауреат Государственной премии имени Станиславского.
Гуголев, Юлий Феликсович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Переводческие и другие работы 4 Труды Введение Юлий Феликсович Гуголев (род. 13 декабря 1964, Москва) — русский поэт.
Аржанов, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Реалистический театр 2.2 Московский театр драмы 2.3 Камерный театр 2.4 Театр им. Маяковского 3 Фильмография Введение
Харбинский рубль
Харби́нский рубль , также рубль Русско-Азиатского банка хорватовский рубль — денежная единица, выпускавшаяся в обращение Русско-Азиатским банком в Харбине и на территории отчуждения КВЖД с декабря 1918 по 1920 год.
Данкан, Хью Дейел
Введение 1 Биография 2 Научные интересы и ориентиры 3 Труды Введение Хью Дейел Данкан (англ. Hugh Dalziel Duncan, 1909-1970) – американский социолог, теоретик массовых коммуникаций, исследователь символической природы литературы и искусства.
Граббе, Христиан Дитрих
План Введение 1 Биография 2 Творчество и признание 3 Произведения 4 Публикации на русском языке Введение Христиан Дитрих Гра́ббе (нем. Christian Dietrich Grabbe, 11 декабря 1801, Детмольд — 12 сентября 1836, там же) — немецкий драматург-романтик.
Виленская, Эмилия Самойловна
(род. 1909, станция Ханьдоухэдзы, в полосе отчуждения КВЖД — 1988) — историк. Биография Еврейка[1]. Училась в ИФЛИ (г. Москва). Была арестована 25 ноября 1938 года. Приговорена ОСО НКВД СССР к 5 годам ссылки: отбывала в селе Балахта Туруханского района Красноярского края. Освобождена в 1941 году.
Вайзенборн, Гюнтер
Гюнтер Вайзенборн (нем. Gьnther Weisenborn, 10 июля 1902, Фельберт — 26 марта 1969, Берлин) — немецкий писатель-антифашист, участник немецкого движения Сопротивления.
Бертольд Брехт
Немецкий писатель Бертольт Брехт - драматург, теоретик театра, режиссер, прозаик и поэт - занимает важное место в истории литературы XX в. Его пьесы постоянно ставятся на сценах театров разных стран
Артуро Тосканини (Toscanini)
Артуро Тосканини (Toscanini) (1867-1957) - итальянский дирижёр. Во время гастролей итальянской труппы в Рио-де-Жанейро (1886), где Тосканини работал концертмейстером виолончелей, дебютировал как дирижёр в "Аиде", заменив заболевшего маэстро.
Законодательные основы защиты населения от радиации
В Российской Федерации принят ряд законодательных актов (федеральные законы, указы Президента России и постановления Правительства России), направленных на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф.