Автор: Платонов А.П.
Роман “Чевенгур” — центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя — возник в известном смысле неожиданно среди небольших, бессюжетных повестей, рассказов, всей “микропрозы” писателя начала и середины 20-х годов.
“Чевенгур” — роман всей жизни Платонова. Роман возникал из бесконечного количества жизненных событий, внутренних реакций, осмысливаемых в метафорах и символах, вырастал из опыта очарований и разочарований. Нить личной судьбы продернута сквозь все эпизоды романа.
Платонов запечатлел в “Чевенгуре” свои иллюзии и фантазии короткого времени. Оно было в истории. “Чевенгур” вызревал в нем в Тамбове, где Платонов-мелиоратор едва не стал в 1926—1927 гг. объектом расправы для сплоченной бюрократической массы, рождался как обобщение, мозаика многих очарований и трезвого осмысления реальности.
Роман начинается с сюжета: воинский эшелон, который ведет главный герой Саша Дванов “по одной дороге”, сталкивается лоб в лоб с встречным поездом — “на разломе профиля дороги” (локомотив, паровоз для Платонова — символ революции), после чего Дванов начинает раздваиваться, возникает своеобразный гамлетизм.
Весь “Чевенгур” — это грандиозное столкновение романтических вдохновений незабытого и неотвергнутого юношеского романтизма Платонова и острейших тревог, выношенных и выстраданных в годы начавшегося свертывания нэпа, жесткой централизации. Он ощутил везде, где должно было возникнуть братство, — человеческий разрыв, какое-то зияние, в то время как внешне все выглядело незыблемо прочно.
“Чевенгур” — это своего рода божественная комедия современности с ее “кругами”, с ее “двоемирием” — реальностью и утопией. Это уникальнейшее создание, в котором каждый день жизни героев — день творения и одновременно... день Страшного Суда!
Удивительно, неповторимо “все сокровенное пространство” второй половины“Чевенгура”, сфера странствий Саши Дванова и его друга Степана Копенкина. В сущности, уже в этом степном пространстве, частично выключенном из конкретной истории, возникает множество “микрокоммун”, где наскоро, наспех устраивается “золотой век”. Дванов и Копенкин, как апостолы новой веры, движутся в этой среде, одушевленной мечтой, вернее, мифом о возможности невозможного!
Тема конца истории со всем ее наследием — государственно-правовым , художественно-философским, семейно-бытовым — превращает “Чевенгур” в своеобразную поэму о сектантском, анархическом, наивном правдоискательстве, по существу в антиутопию.
“Чевенгур” — своеобразное антигосударство, даже “антиобщество” — живет как некий мираж, условность.
Весь секрет “Чевенгура” как утопического романа состоит в том, что разрушительная работа первопроходцев совершается ради конечной победы над смертью, слепой силой, опустошающей все.
Герои “Чевенгура” обозначили своей судьбой опасную пропасть, что вечно отдаляет, уводит человечество от заветной обетованной земли.
Роман “Чевенгур” — путеводитель из страны отчаяния. Он убеждает в том, что гибель мечты, искаженной, деформированной, превращение идей будущего рая в Молоха, пожирающего настоящее, лишь подтверждает нужду в мечте, извечность человеческих ожиданий счастья.
Другие работы по теме:
Платонов а. п. - Своеобразие внутреннего мира героев прозы а. платонова
В эпоху тоталитаризма самобытная жизнь человека уходит под спуд, в глубину. С этой глубинной жизнью связаны надежды А. Платонова. Обращаясь в своих произведениях к нравственным, социальным и философским вопросам, писатель отстаивает дорогую ему идею сокровенного человека, которому без истины стыдно жить.
Платонов а. п. - Одно горе делает сердце человеку
После публикации в 1986-1988 годах повестей "Ювенильное море", "Котлован" и романа "Чевенгур", по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать.
Литературный герой МИЛЫЙ ДРУГ
Милый друг фр. Bel Ami герой романа. Милый друг Ги де Мопассана. Естественно у героя есть имя. Жорж Дюруа но не имя а прозвище. Милый друг осталось значимым не только в истории литературы но и как идиоматическое alignjustifyмилый друг фр Bel Ami герой романа.
«доисследовать»
Этот жанр появился. В работе представлена полемика литературоведов, которые до сих пор не могут определиться в том, что же такое фентези, и имеет ли этот жанр право на существование. Ученица дает характеристику современным поджанрам фентези, представляет писателей, работающих в данных направлениях
«Мы дети страшных лет России»
Особенности социально-идеологической, «пролетарской» поэзии («Пролеткульт», «Кузница», «Молодая гвардия», «Октябрь», «рапп»)
Своеобразие внутреннего мира героев Платонова
В прозе А. П. Платонова появляется новый тип героя — странствующий философ, пытающийся понять «смысл частного и общего существования» и стремящийся найти путь ко всеобщему счастью. Философские убеждения самого писателя естественным образом передались и героям его прозы, поэтому, чтобы понять своеобразие внутреннего мира платоновских героев, необходимо уяснить особенности мировоззрения самого писателя.
Особенности прозы Платонова
Андрей Платонович Платонов доучился до аттестата зрелости еще при царском режиме. Считал себя пламенным "трибуном передового класса". Был рабочим, но и был знаком с новейшей западной философией. Философская поэтика выстроила в его голове романтический образ Царства Справедливости. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества".
Герои Чевенгура Платонова
Роман Андрея Платоновича Платонова «Чевенгур» непрост для чтения и труден для понимания. Сложность его в том, что перед читателем эта книга вначале предстает как множество отдельных эпизодов, мотивов, даже фраз, и нелегко ответить на простой, казалось бы, вопрос: о чем, собственно, написано платоновское произведение? Вначале перед нами что-то вроде «романа воспитаниям, и мы вправе ожидать, что стержнем сюжета явится история жизни и формирования личности Саши Дванова.
Мотивы предостережения в произведениях писателей XX века
Литература XX века отличается стойким вниманием к моральным проблемам, вопросам истории и культуры, положении человека в современном мире. Огромные социальные изменения, которые происходили в XX веке, принудили многих писателей стать на защиту человека, его личности и гуманистических идеалов.
Гроздья гнева
Введение 1 Сюжет 2 Экранизация 3 Название романа Введение «Гроздья Гнева» (англ. The Grapes of Wrath) — роман Джона Стейнбека, опубликованный в 1939 году. Удостоен Пулитцеровской премии. Входит во многие учебные программы школ и колледжей США.
Тема труда в рассказе А.П.Платонова Корова
Тема труда в рассказе А.П.Платонова "Корова" Автор: Платонов А.П. «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
Писатель и время А.Платонов
Автор: Платонов А.П. После публикации повестей "Ювенильное море", "Котлован" и романа "Чевенгур", по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонов занимает центральное место в русской литературе XX столетия.
Сочинение по прочитанному рассказу А.П.Платонова Неизвестный цветок
Сочинение по прочитанному рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок" Автор: Платонов А.П. Я прочитала рассказ Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». В этом произведении рассказывается о храбром и смелом маленьком цветочке, а почему я назвала его храбрым и смелым вы сейчас узнаете.
Горестное прозрение народа По произведениям Андрея Платонова
Автор: Платонов А.П. В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899—1951), ранее широкому читателю не известные. Имя Андрея Платонова возвратилось в литературный обиход нашего времени, пройдя через колоссальный перепад оценок творчества писателя: от “юродиво-вредного явления”, как критика определяла его при жизни, до выдающегося мастера, по мнению сегодняшнего литературоведения.
Чевенгурский коммунизм Андрея Платонова
Автор: Платонов А.П. А.Платонов в своем творчестве подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о собственном существовании: "...точно все живущее находилось где-то посреди времени и своего движения: начало его всеми забыто и конец неизвестен, осталось лишь направление".
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Размышляя над страницами рассказа А. Платонова Маркун
Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова «Маркун». Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а состояние души».
Мои размышления над прозой А. П. Платонова
Судьба произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность не уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом счастье "столь нужном, столь достоверном, как неизбежность... "
Писатель Андрей Платонов и его герой
Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало. Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем.
Характеристика творчества А.Платонова
Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах.
Герои произведений А. Платонова
Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен его язык.
От «внешнего» человека к «сокровенному»
Для Платонова, публициста и прозаика, характерно сложное, трагически напряженное восприятие человека и природы, человека и других людей. Революция в понимании писателя — процесс глубоко народный, творческий.
Сюжетные особенности в романе А.П. Платонова Чевенгур
Автор: Платонов А.П. Роман Андрея Платонова «Чевенгур» можно назвать антиутопией. Жанр во многом определяет язык произведения, далекий от литературной правильности и сочетающий в себе разговорную речь малообразованных рабочих и крестьян с канцелярско-бюрократическими оборотами. Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский очень точно заметил, что Платонов «писал на языке данной утопии, на языке своей эпохи».
Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого Война и мир
Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Автор: Толстой Л.Н. "Война и мир" — это не только самое крупное произведение Л.Н.Толстого, но и величайшее произведение мировой литературы XIX века. В произведении около шестисот действующих лиц. "Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний, для того чтобы выбрать из них одну мильонную, ужасно трудно", — жаловался писатель.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Последний из могикан
(англ. The Last of the Mohicans) — исторический роман американского писателя Джеймса Фенимора Купера, впервые опубликованный в 1826 году. Является второй книгой в пенталогии о Кожаном Чулке (как по дате публикации, так и по хронологии эпопеи), в которой Купер повествует о жизни на американском фронтире и одним из первых изображает своеобразие духовного мира и обычаев американских индейцев.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Особенности прозы АПлатонова
Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить свою природу", "выключать сознание", переходить "изнутри вовне", не оставляя в душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение самого себя".
Платонов А.П.
Русский советский писатель - прозаик, драматург, публицист. В начале 20-х гг. сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов Родился в семье слесаря железно-дорожных мастерских. С 13 лет начал работать. Окончил Воронежский ж.-д. политехникум (1924).