Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Автор: Грибоедов А.С.
Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе - свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы. Они сразу почувствовали ее революционный пафос и остроту идей. Для них комедия явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств.
В пьесе нашла широкое отражение эпоха зарождения и развертывания декабристского движения.
В общественной комедии Грибоедова отражена борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов. Их противостояние нашло место в социальном конфликте “века нынешнего” и “века минувшего”.
Представителями московского барства в пьесе являются Фамусов и его окружение. Это лишенные всякого чувства гуманности враги свободы, просвещения, сокровенное желание которых - “забрать все книги бы да сжечь”. Прогрессивное дворянство представляет Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей в пьесе.
Общественный конфликт сложился в пьесе из-за неприятия Чацким идеалов “века минувшего” и его желания выставить на всеобщее обозрение пороки и недостатки этого общества. Он выступает как идеолог “века нынешнего”.
Александр Андреевич - умный, честный, образованный человек, горячо любящий свою Отчизну. Грибоедов первый в русской литературе создал образ положительного героя своего времени. Автор подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный и острый, который означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Он принадлежит к передовым людям с новым мышлением, высокими нравственными принципами, которые не лгут и не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Они свободно мыслят, занимаются науками, путешествуют не ради забавы, а ради самообразования:
Хотел объехать целый свет,
И не объехал сотой доли.
Чацкий интересуется литературой: “Он славно пишет, переводит”. Герой хотел служить “делу, а не лицам”. Он презирает тех людей, которые “тем, кто выше, лесть, как кружево, плели...” Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Представители “века минувшего” считали необходимой службу просвещенному монарху:
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине!
А декабристы ставили на первое место служение Отчизне. Образ жизни московского дворянства для Чацкого неприемлем. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что ждать перемен в среде чиновного барства не приходится:
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Чацкий осуждает пустое и праздное времяпрепровождение представителей “века минувшего”:
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Александр Андреевич - гуманист, защитник свободы и независимости личности. Он страстно бичует ненавистный ему крепостнический строй, говоря о “Несторе негодяев знатных” и о помещике-театрале.
Моральные принципы Чацкого - это свободный и независимый образ жизни вместо “преклонения перед мнениями чужими”, независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея!
Александр Андреевич смело высказывает свои суждения в глаза тем, кого осуждает:
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы.
Он обличает отношение фамусовского общества к образованию и просвещению:
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Герой иронизирует над отношением “века минувшего” к образованию:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Еще одна проблема того времени - взаимоотношение национального и европейского. Национальная самобытность - идеал Чацкого и декабристов:
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья.
Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет “веком покорности и страха”.
Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу, но глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа лишнего человека. Сам герой не сознавал себя одиноким. Так, в своем монологе “А судьи кто...” он выступает от имени своего поколения. Да, на сцене Чацкий один, но есть внесценические персонажи, показывающие его типичность, свидетельствующие в пользу грядущих побед Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил” и “в деревне книги стал читать”. Это и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, “химик и ботаник”. Это и профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”.
В статье “Мильон терзаний” Гончаров отметил, что вечность, неизбежность роли Чацкого заключается в том, что он появляется “при каждой смене одного века другим”.
Историческая типичность Чацкого доказывается, например, тем, что его имя в черновиках писалось “Чадский”, напоминая читателю о личности П. Я. Чаадаева.
Трагизм Чацкого - это трагизм лучших людей эпохи.
Другие работы по теме:
Литературный герой ВАЗИР-МУХТАР
ВАЗИР-МУХТАР - герой исторического романа Ю.Н.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927). Героем романа является реальное историческое лицо - Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829), создатель комедии «Горе от ума», талантливый дипломат, полномочный представитель (на перс. яз.- вазир-мухтар) Российской империи, трагически погибший в Персии.
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова Горе от ума
Основу конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», написанной «накануне возмущения на Исаакиевской площади», составляет борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». При этом под «веком нынешним» понимается та часть русского общества первой четверти Х1Х века, которую составляли прогрессивно мыслящие дворяне, связанные с движением декабристов.
Грибоедов Александр Сергеевич Горе от ума
Graphics Graphics «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения. Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров.
Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.
Автор: Грибоедов А.С. «…Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» А.С. Грибоедов В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» представлены два противоположных героя: Александр Чацкий и Алексей Молчалин.
Чацкий и фамусовское общество. 9
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 6
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. С комедией А.С. Грибоедова “Горе от ума” я ознакомилась на летних каникулах. В этой комедии автор затронул болезненную тему того времени. Ум и честь — это главные достоинства человека. Наш главный герой обладает именно такими качествами, но попадает не в то общество, среди которого ему хотелось бы находиться.
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова Горе от ума
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова "Горе от ума". В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени - столкновение двух эпох, двух миров - старого "закостеневшего" и нового "прогрессивного".
Характеристика Чацкого и Молчалина
Сочинение на тему «». Комедия Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии — столкновение дворянского общества с миром новых людей.
Грибоедов и Чацкий по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий современник автора. Как и Грибоедов, он принадлежит к поколению «детей 1812 года», является представителем прогрессивного крыла дворянской интеллигенции. В уста героя Грибоедов вкладывает свои мысли о бесчеловечности крепостного права, о неприязни к тупой военщине, о непривлекательности низкопоклонства и карьеризма, о необходимости уважать национальную культуру, любить свой народ.
Чацкий и фамусовское общество. 10
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 3
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 7
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Смысл названия комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова Горе от ума. Чацкий и декабристы
Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Чацкий как выразитель идей декабристов по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума") Автор: Грибоедов А.С. Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 5
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Безумным вы меня прославили всем хором...” И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова — о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 4
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 2
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
Проблема ума в комедии А.Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Глуп или умен Чацкий?
Название в любом произведении играет огромную роль и, подчас, является не только увертюрой к последующему , но и тезисом главной мысли, идеи. итак, "Горе от ума". Почему же Грибоедов изменяет первоначальное название "Горе уму", вставляя предлог "от"?
Образ Чацкого
Чацкий — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846).
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.
Автор: Грибоедов А.С. А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор произведения “Горе от ума”. В своей пьесе Грибоедов сумел показать, что люди одного и того же происхождения — дворянского — имеют разные интересы и мнения. И что самое интересное и удивительное, так это то, что борьба ведется между ними с большой разницей в возрасте.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.