Автор: Салтыков-Щедрин М.Е.
М. Е. Салтыков-Щедрин — это не просто один из величайших русских писателей, но и, может быть, самый неожиданный и в определенном смысле уникальный в ряду своих гениальных современников. Один из самых ярких революционеров-демократов, сподвижник Некрасова и Чернышевского, знавший досконально все тонкости бюрократического устройства, чему немало помогло то, что он сам служил вице-губернатором, Салтыков-Щедрин, прежде всего, является величайшим из русских сатириков, создавшим собственный художественный мир, мир причудливый, часто противоестественный, комичный и одновременно пугающий.
Последние годы своей жизни писатель посвятил написанию книги сказок, которая не только упрочила его славу, но и открыла новую грань его сатирического дарования. Одной из самых известных сказок писателя является “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Используя бесхитростный прием традиционной сказочной фантастики — необитаемый остров как место действия, Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и всей дворянской культуры является труд мужика. Оказавшись на необитаемом острове, без привычного комфорта и без прислуги, два ни к чему не приспособленных генерала едва не умерли с голоду, потому что не могли добыть себе пищу, так как о еде имели такое представление, что “булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают”. Генералы готовы сожрать друг друга, как голодные звери. Но вдруг одному из них приходит мысль поискать на острове мужика, который бы кормил их и ухаживал за ними. Появление мужика возвращает им привычный “генеральский” облик. Крестьянин все умеет, все знает, но в то же время и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужика свить веревку, на которой его держали привязанным к дереву, а он еще был благодарен господам за то, что не погнушались его мужицким трудом. Щедрин сочувствует мужику, который является обобщенным образом угнетаемого народа-труженика, и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность.
Для достижения особой обличительной силы своей сатиры писатель использует множество художественных приемов. В сказке органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика основана на реальных событиях (внезапное перенесение на необитаемый остров и находка на нем номера “Московских ведомостей”). Очень активно Щедрин использует гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” можно увидеть и антитезу. Вернувшиеся на Подьяческую генералы “столько денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать”, а мужик получил “рюмку водки да пятак серебра”. Важной в понимании сказки является авторская ирония и сарказм. Так, учитель каллиграфии не может различить сторон света, оголодавшие генералы не могут добыть себе пищи, хотя на острове плодов, рыбы, живности — в изобилии.
Салтыков-Щедрин — мастер скрытой, тонкой иронии. В борьбе с цензурой он использует “эзопов” язык. Автор будто говорит о каком-то неведомом месте, а на самом деле описывает современную ему действительность.
Новаторство Щедрина заключается в том, что он ввел в сказку политическую сатиру. Писатель перевернул само представление о сатире, раздвинув границы возможностей осмеяния. У него предметом сатиры стали не отдельные события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа. Основная идея сказки о двух генералах в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере народа.
Другие работы по теме:
Сарказм
Сарказм (от греческого sarkadzo — рвать, терзать) — один из видов сатирического изобличения. Как и сатира, С. заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние ее.
Тема Кол-во страниц
I. Жанровые и лексико-стилистические характеристики литературного сатирического произведения
Стихотворение Фета Это утро, радость эта
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.
О дряни сатирические стихи Маяковского советского периода
«Жизнь прекрасна и удивительна!» — таков лейтмотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но подмечая в жизни страны ростки нового и прекрасного, поэт не устает напоминать о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение поэт придавал сатире.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки.
Лирика Некрасова конца 60-х годов
Глубокая вера в народ помогала поэту подвергать народную жизнь суровому и строгому анализу, как, например, в финале стихотворения "Железная дорога".
Художественные особенности в творчестве Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нём новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.
Особенности эпических произведений
Автор: Разное В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л.
Тургенев "Первая любовь"
Самое главное в произведение - это поэтизация любви как самого прекрасного, возвышенного чувства, любви как вечной человеческой ценности. Талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне акт
Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. Портретные бюсты Шубина.
Палех
Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев.
Наскальные рисунки в Гобустане
Введение 1 Исследования 2 Рисунки 3 Галерея Наскальные рисунки в Гобустане Введение Наскальные рисунки в Гобустане, сделанные в период мезолита, находятся в Гобустанском заповеднике.
Садовников, Василий Семёнович
Васи́лий Семёнович Садо́вников (16 (28) декабря 1800, Санкт-Петербург — 26 февраля (10 марта) 1879, Санкт-Петербург) — акварелист и график.
Скалистый суслик
Научная классификация Латинское название Spermophilus variegatus Erxleben, 1777 Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Скалистый , или
Скосарь бороздчатый
Научная классификация Латинское название Otiorhynchus singularis Linnaeus, 1767 Синонимы Dorymerus singularis Систематика на Викивидах Изображения
Седлоклювый ябиру
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Питание 4 Размножение 5 Изображения и видео Список литературы Введение Седлоклювый ябиру[1] (Ephippiorhynchus senegalensis) — один из двух видов рода седлоклювых ябиру (Ephippiorhynchus), самый крупный представитель семейства аистовых[2].
Брант, Себастьян
Ганс Бургкмайр. Портрет Себастьяна Бранта. Ок. 1508. Кунстхалле. Карлсруэ Себастьян Брант (нем. Sebastian Brant; 1458, Страсбург — 10 мая 1521, там же) — немецкий сатирик XV века, автор сатирического произведения «Корабль дураков», писатель, юрист, «доктор обоих прав».
Алексеев, Валерий Иванович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды 4 Семья Список литературы Введение Валерий Иванович Алексеев (род. в 1948, г. Усолье-Сибирское, Иркутская область) — актёр Омского театра драмы, Народный артист России.
Хорсшу-Каньон
План Введение 1 История 2 Наскальные изображения 3 Доступ Введение Хорсшу-Каньон (англ. Horseshoe Canyon, ранее известный как Барьер-Каньон англ. Barrier Canyon) — находится к западу от Грин-Ривер и к северу от Национального парка Каньонлендс в округе Мейз, штат Юта, США. Известен произведениями наскального искусства, стиль которых получил название «стиль Барьер-Каньона».
Петроглифы Гямигая
План Введение 1 Галерея 2 См.так же 3 Петроглифы в России 4 Петроглифы в мире 5 Ссылка Введение Наскальная живопись Гямигая, относящаяся к IV—I тысячелетиям до. н. э. и включая период бронзы и раннего железа расположена на территории Ордубадского района, к востоку от села Насирваз, неподалёку от границы Азербайджана с Арменией.
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско (исп. Sierra de San Francisco) представляет собой доисторические наскальное панно, обнаруженные в штате Баха-Калифорния в Мексике. Изображения сделаны на потолках и стенах каменных пещер. Впервые их обнаружил иезуит Франсиско Хавьер в XVIII веке.
Атлантический тупик
План Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 4 Изображения Список литературы Введение Атлантический ту́пик[1] (Fratercula arctica) — птица семейства чистиковых.
Монитор
Монитор является универсальным устройством вывода информации и подключается к видеокарте, установленной в компьютере.
Градационная коррекция
изменение градационных кривых (градационных характеристик) воспроизводимого оригинала. Градационная коррекция может быть осуществлена ручной ретушью, фотомеханическим способом, средствами вычислительной техники.
Слетов Петр
Слетов Петр (псевдоним Петра Владимировича Кудрявцева, 1897—) Р. в семье служащего. В литературу С. вошел как автор большой повести «Мастерство» (1930). При. растянутости и фантастичности отдельных сцен повесть интересна своей проблематикой.
Михаил Дмитриевич Чулков
Нам очень мало что известно об издателе русского сатирического журнала "И то, и сио" Михаиле Чулкове. Предполагается, что этот человек был родом из семьи торговца. Уже потом он получил дворянство и разбогател.