Александр ШУРАЛЁВ
Кушнаренковское педагогическое училище,
Республика Башкортостан
Каждый живущий в этом мире человек рано или поздно оказывается в роли былинного богатыря на распутье. Но если герой былин знал, что ждёт его впереди (это было высечено на камне), то нашему современнику не всегда известно, что последует за принятым решением. В таких экспериментальных ситуациях наиболее отчётливо обнаруживаются многие человеческие чувства и качества, не столь заметные при обычном течении жизни: от любви до ненависти, от верности до предательства...
Бывает, что выбор сделан неправильно под влиянием внешних и случайных обстоятельств, на какой-то миг парализующих волю, а потом очнувшегося от временного оцепенения человека долго мучает совесть, не даёт ему открыто взглянуть в глаза людям.
Непросто принять решение в мирное время, а на войне, когда цена каждого поступка неимоверно возрастает, так как от скорости и точности его совершения зависит жизнь многих людей, сделать это ещё сложнее. Именно об этом повествует рассказ В.П.Некрасова «Сенька».
В начале произведения мы видим охваченного мелкой противной дрожью, загнанного малярией страха в щель, похожего на скрученную им самим тонкую и жалкую цигарку не человека даже, а какое-то его отдалённое подобие. Винтовка в глазах Сеньки становится ненужной палкой, ничтожной в борьбе против “целой кучи” самолётов, которую “ни штыком, ни гранатой не достанешь”. Чувствуя леденящее дыхание смерти, он неосознанно простреливает себе руку, чтобы уйти туда, где нет “вздутых, с раскоряченными ногами лошадей, валявшихся на дороге”, почти непрерывно пикировавших на него “самолётов с красными лапами”, бойца “с остановившимися, немигающими глазами”. В этот момент Сенька стал подобен одному из телеграфных столбов, увиденных им: все “провода”, связывающие его с окружающим миром, обрываются.
Композиция рассказа — это мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.
Четвёртая палатка, где оказывается Сенька, — это своеобразное символическое изображение его души. Сначала он находится в палатке наедине с таким же самострельщиком Ахрамеевым, то есть его душа заполнена только предательством. Затем палатка постепенно наполняется ранеными бойцами, так же, как и душа Сеньки болью, раскаянием и желанием искупить свою вину.
Автор предоставляет возможность своему герою посмотреть на других людей как в зеркало. В лице-зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного поступка, у него возникает желание ударить по этому “жёлтому морщинистому лицу” кулаком, ударить, по сути, самого себя и разбить это кривое зеркало. “Солдату нельзя так говорить”, — возражает он дезертиру Ахрамееву и себе самому, постепенно начиная осознавать долг солдата — защитника Родины, её лесов, полей и рек, среди которых и его родной Енисей, женщин, стариков и детей — мира, воспоминанием о котором звучала в Сенькином сне гармошка. Осознание ошибки стало первой ступенькой из ямы. Следующая ступенька нравственного преображения Сеньки — знакомство с Николаем, ставшим для него идеалом солдата. Худенький сержант-разведчик, совсем мальчишка, с тоненькими, как у девочки, руками, выведенный из строя пятью вражескими осколками, больше всего жалел о том, что не может быть рядом со своими товарищами, обороняющими родную землю. В Николае, как в нравственном зеркале, Сенька увидел своё идеальное отражение, то, к которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха.
Подобно дубу, рядом с которым в Сеньке под покровом внешней неподвижности происходила активная работа души, личность героя была расщеплена неосознанным предательством.
Самоотверженная забота о Николае, его похвала: “Хороший бы разведчик из тебя получился... Помкомвзводом бы назначил” — стали для Сеньки “голубым ослепительным куском неба”, забрезжившим в тёмной палатке излечивающейся души. “Сенька почувствовал, как что-то подступило к горлу, встал и вышел из палатки. Боже, чего б он только не дал, чтоб стать помкомвзводом у Николая...” Но для полного очищения этого мало. Судьба устами беспристрастного красноармейца, вызвавшего Сеньку на допрос и обнаружившего перед ничего не подозревавшим Николаем Сенькино предательство, зачитывает свой приговор...
Так поэтапно Некрасов подводит читателя к кульминации рассказа. Перед Сенькой встаёт нравственный выбор: убежать с Ахрамеевым, навсегда запятнав свою честь, и такой ценой сохранить себе жизнь, или остаться, понести суровое наказание, возможно, вплоть до расстрела, но при малейшей возможности попытаться искупить вину. Отказавшись от побега с Ахрамеевым, Сенька залечил свои нравственные раны, с болью вырвав из сердца, как белые ниточки из бинта, занозу предательства. Больше мы не услышим об Ахрамееве, он исчезает, как и тот “самострельщик”, который бациллой страха “сидел” в Сеньке. Больной дуб превращается в здоровый, и нравственно выздоровевшему герою предоставляется шанс проявить свои лучшие качества. Оказавшись на передовой, Сенька слышит, как “где-то вдалеке пропел петух”, подобно Петру, трижды отрёкшемуся от Иисуса и вспомнившему слова Учителя, когда петушиное пение пробудило в нём совесть.
Перед тем как пойти к мосту, где раскаявшемуся герою суждено будет совершить подвиг, Сенька видит при свете луны в деревне, рядом с которой проходит бой, церковь. “Из густой зелени выглядывала только маковка с крестом”. Эта деталь-символ освящает путь живого существа, окончательно выбравшегося из нравственной ямы и ставшего человеком.
Путь от расщеплённого дуба к большому дубу — это путь человека, окончательно сделавшего нравственный выбор и своим искренним раскаянием заслужившего право увидеть высокое небо. (Вспомним в связи с этим аналогичные эпизоды из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», связанные с высоким небом над полем Аустерлица и преобразовавшимся под влиянием весны старым дубом, знаменующие собой важные вехи на жизненном пути Андрея Болконского.) “Он увидел вдруг над собой небо, страшно большое и высокое, увидел звёзды, много-много звёзд...”
А под этим небом течёт Енисей — самая красивая река, колосятся хлебные поля, живут родные люди — всё то, что и есть Родина, которую надо защищать и беречь.
Герой, окончательно очищаясь и возрождаясь к новой, настоящей жизни, осознаёт своё предназначение и осуществляет его, останавливая продвижение вражеских танков.
“Клубящийся чёрный столб дыма медленно расползался по ослепительно голубому небу”. Так рассеивается и дым совершённого Сенькой греха, и из-под него явственно проступает чистота воскресшей души героя. Таким же дымом расползается и война, которая никогда не сможет сделать чёрным голубое небо мира, если люди найдут в себе силы и мужество сделать правильный нравственный выбор.
Другие работы по теме:
Остранение
Остранение - один из универсальных приемов построения художественного текста, открытый Шкловским у Толстого и в мировой литературе.
Богиня Аматэрасу
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять".
Путешествие по Древней Руси. Ставр Годинович
Упражнять детей в пересказе былины с помощью опорных картинок. Упражнять детей в подборе слов, используемых в русском фольклоре для оценки внешности и положительных качеств человека.
Разное -
Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства. Н. Гумилев Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов
Сочинения на свободную тему - Майская гроза 2
Вчерашнее утро было тихое, теплое и безоблачное. В такие дни особенно не хочется идти в школу, потому что, когда сидишь у окна, невозможно слушать объяснения учителя. Крики малышей на улице, пение птиц на деревьях, близость каникул не дают сосредоточиться на уроках - взял бы, да и выпрыгнул прямо в окошко на зеленую траву, в кусты сирени.
Пришвин m. m. - Единство человека и природы
Я ведь друзья мои пишу о природе сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям изба пятистенная корова. Зорька телушка. Дочка золотой петух.
Есенин с. а. - чувство родины основное в моем творчестве
Характеризуя свою лирику. Есенин говорил Моя лирика жива одной большой любовью любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве. Не зная марксистско ленинской теории. Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай неизвестно кем и как созданный в его любимой нищей и убогой безграмотной и забитой крестьянской.
Есенин с. а. - Письмо есенину
Здравствуйте уважаемый. Сергей АлександровичВчера прочитала. Ваши стихи. Отговорила роща золотая. Низкий дом с голубыми ставнями и до сих пор нахожусь под впечатлением той теплоты и трепета которыми пронизаны они.
Висла , польская народная песня в обработке В. Иванникова
«Висла» - польская народная песня в обработке В. С. Иванникова . Она написана для женского трёхголосного хора a’cappella. Владимир Сергеевич Иванников (1907 – 1987) – советский композитор. Ученик М. Ф. Гнесина. Среди его сочинений: 2 балета, оратория «Варшава» (1947), поэма для голоса, мужского хора и фортепиано «Необыкновенные приключения на даче» (на слова В.
Танка Исикавы Такубоку
Танка, или «короткая песня» - это одна из любимейший поэтических форм в Японии. Известным мастером танка XX века считается Исикава Такубоку. Его танка поражают простотой и вместе с тем глубиной мыслей, наблюдений. Они будто открывают мир по-новому. Такубоку пишет о любви, о текучести времени, красоте природы, душевный залог человека, о любви к родителей и родительскому дому, о всем том, что волновало и волнует каждого.
Картины природы в повести Тургенева Ася
И.С. Тургенев широко известен как один из лучших писателей, воспевших красоту родной природы. Чуткий и тонкий художник, Тургенев ярко рисует красоту даже самого простенького пейзажа, показывает, как красота природы влияет на душевное состояние героев.
Студент
Автор: Чехов А.П. Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло.
Кот ворюга
Автор: Паустовский Константин. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Сочинение по картине С. Григорьева Вратарь
Автор: Разное С. Григорьев изобразил момент игры в футбол. На картине художника – осень, неясный день. Кустарники и трава уже пожелтели. Ребята собрались после школы поиграть в футбол.
Николай Алексеевич Заболоцкий
Автор: Заболоцкий Н.А. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ, поэт, прозаик, переводчик. Родился в 1903 году в Казани в семье агронома. В 1910 г. семья переехала в село Сернур Уржумского уезда, Вятской губернии, там окончил школу. В 1920 – 1925 гг. учился в вузах Москвы и Петрограда, где окончил Педагогический институт.
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой "императорский" суд.
Стихи о войне. О. Берггольц
Поистине народное признание пришло к Ольге Федоровне Берггольц в годы войны. В окруженном врагами городе, как тогда коротко говорили — в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба.
О поэтике Константина Бальмонта
Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое.
Соловьиный сад
Автор: Блок Александр. Герой поэмы — она написана от первого лица — рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь — киркой и ломом колоть слоистые скалы. Добытый камень на осле свозится к железной дороге. И животному, и человеку тяжело. Дорога проходит мимо тенистого, прохладного сада, скрытого за высокой решеткой.
О мальчике, который не хотел учиться сказка
Автор: Сочинения на свободную тему В одном большом городе жил да был мальчик Ваня. Он учился в первом классе. Там нужно было читать, писать, считать, учить стихи и даже рисовать.
Пришествие
Автор: Есенин С.А. А.Белому Господи, я верую!.. Но введи в свой рай Дождевыми стрелами Мой пронзенный край. За горой нехоженой, В синеве долин, Снова мне, о боже мой,
На утином дворе
Автор: Андерсен Г.-Х. НА УТИНОМ ДВОРЕ Из Португалии - а кто говорит, из Испании, но это все едино - вывезли утку. Прозвали ее Португалкою. Она несла яйца, потом ее зарезали, зажа- рили и подали на стол - вот и вся ее история. Выводков из ее яиц тоже звали Португалками, и это кое-что да значило. Наконец из всего потомства первой Португалки осталась на утином дворе только одна утка.
Человек и природа в творчестве Куприна
Автор: Куприн А.И. Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях — «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца).
Штабс-капитан Рыбников
Автор: Куприн Александр. Щавинский, сотрудник большой петербургской газеты, познакомился с Рыбниковым в компании известных петербургских репортеров. Убогий и жалкий штабс-капитан ораторствовал, громя бездарное командование и превознося — с некоторой аффектацией — русского солдата. Понаблюдав за ним, Щавинский заметил некоторую двойственность в его облике.
Вирджиния Вулф. На маяк
Семья Рэмзи: отец — мистер Рэмзи, мать — миссис Рэмзи (50 лет, но ещё довольно привлекательна), дети — Нэнси, Джеймс, Кэм, Пру, Роза, Эндрю, Джеспер, Роджер. Живут на острове Скай. Вдалеке виден маяк.
Закидывание петуха
Кидание в петуха (англ. cock throwing) — кровавая забава, практиковавшаяся в Англии до конца XVIII в. Состояла в том, что публика кидала палки в посаженного в горшок петуха до тех пор, пока птица не испускала дух. Обычно это действо происходило в Жирный вторник (время карнавала). В некоторых случаях птицу привязывали к бревну, либо бросающим палки завязывали глаза.
Гималайский монал
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Образ жизни 4 Размножение 5 Прочее Список литературы Введение Гимала́йский мона́л[1] (лат. Lophophorus impejanus) — птица семейства фазановых.
Колин, Николай Фёдорович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Во Франции 2.2 В Германии 2.3 В Западной Германии Введение Никола́й Фёдорович Ко́лин (фр. Nicolas Koline, нем. Nikolai Kolin, 7 мая 1878, Санкт-Петербург — 1973[], Наяк, США) — русский, французский и немецкий актер.
Лебедь-шипун 2
Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 3.1 Питание 3.2 Размножение 4 Лебедь-шипун и человек 6 Галерея Список литературы Лебедь-шипун
Мишель, Луиза
План Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Луиза Мишель (фр. Louise Michel, 29 мая 1830(18300529), Вронкур — 9 января 1905, Марсель) — французская революционерка, учительница, писательница, поэтесса. Основала и возглавляла либертатную школу. Вместе с Жорж Санд являлась одной из немногих женщин XIX века, носящих мужскую одежду из-за своих феминистких взглядов.
Антильские острова
Владение Нидерландов расположено в Карибском море, между Северной и Южной Америкой. Включает пять островов в архипелаге Малые Антильские острова (Аруба, Кюрасао, Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус) и южную часть острова Сен-Мартен.
Шон О'Кейси
О'Кейси, Шон (O'Casey, Sean) (1880– 1964), ирландский драматург, противоречивый, радикального толка представитель Ирландского литературного возрождения начала 20 в.