История становления научных взглядов Е. Д. Поливанова связана с непосредственным влиянием на его мировоззрение учителя И. А. Бодуэна де Куртенэ. Будучи верным учеником и последователем И. А. Бодуэна де Куртенэ, Поливанов – как и Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский и другие его ученики – не мог не воспринять и его методологическую позицию в отношении как самого языка, так и языковедческой науки. Правда, как известно, позиция Бодуэна в этих вопросах была непоследовательна, противоречива и не могла полностью удовлетворить его учеников, но, во всяком случае, первоначальный «толчок» был дан и воспринят.
Существо философских взглядов Бодуэна де Куртенэ, основу его лингвистической концепции составляет материалистический монизм (философское учение, которое, в противоположность дуализму, принимает за основу всего существующего одно начало). Это философское учение привело Бодуэна де Куртенэ к пониманию языка как явления психосоциального
. Он указывал на социальную природу речевых актов: «… индивид может развиваться в языковом отношении и вообще духовно только в обществе, т. е. в сношении с другими индивидами».
Бодуэн де Куртенэ считал, что сопоставительное изучение языков
может основываться на выявлении общего сходства независимо от исторических или генеалогических связей: «Мы постоянно находим одинаковые свойства, одинаковые изменения, одинаковые исторические процессы и перерождения в языках, чуждых друг другу и исторически, и географически. С этой точки зрения мы можем сравнивать развитие языков романских с развитием языков новоиндийских, развитие языков славянских с развитием языков семитических, развитие языка русского с развитием языка коптского и т.д.» . Здесь он подходит к выделению и сопоставлению в языках целостных систем, определенных структурных отношений, в которых обнаруживаются функционально-тождественные общие черты. Именно такой подход принят в современных направлениях типологического изучения языков.
Итак, понимание языка как системы, понимание множественности причин изменений языка, социальная обусловленность языковых изменений, элементы знаковой теории языка, теория фонем и морфонологических изменений (альтернаций), типология языков составили тот круг проблем и задач общего языкознания, которые решали в своих работах представители Казанской лингвистической школы, ярким представителем которой был учитель Е. Д. Поливанова – И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Правомерно говорить о преемственности идей между И. А. Бодуэном де Куртенэ и его учеником Е. Д. Поливановым. Речь может здесь идти прежде всего о всем комплексе лингвистических идей, о лингвистическом мировоззрении как таковом и о круге научных интересов Поливанова.
Опираясь на теоретические положения, содержащиеся в трудах своих учителей И. А. Бодуэна де Куртенэ и Л. В. Щербы, Е. Д. Поливанов развил в своих работах концепцию, отражающую его собственное понимание языка и языковых процессов, а также задач лингвистической науки.
Автор статьи, посвященной 90-летию со дня рождения ученого, Л. П. Крысин пишет так: «Е. Д. Поливанов обладал ярким талантом лингвиста-исследователя, поразительными способностями полиглота и имел глубокие познания в области теории языка. Это счастливое и редкое сочетание во многом объясняет необыкновенную тщательность его работ в анализе конкретного материала, оригинальность теоретической интерпретации и смелость лингвистической мысли, позволявшую Е. Д. Поливанову делать научные открытия»
Обладая весьма широким диапазоном исследовательских интересов, Е. Д. Поливанов не отдавал предпочтения какому-либо одному из двух принятых в лингвистике подходов к изучению языка – диахроническому или синхроническому. В его трудах мы находим органическое сочетание тонкого и всестороннего анализа системных отношений в данном языке с фундаментальными описаниями истории языковых явлений. Такая связь обоих подходов – синхронического и диахронического – позволяла Е. Д. Поливанову вскрывать истинные причины, приведшие к современному состоянию языка. Правильному пониманию этих причин способствовало и то, что при изучении языковых явлений Е. Д. Поливанов большое внимание уделял культурному и этнографическому фону этих явлений, исследованию быта и обычаев носителей данного языка.
Весом вклад Е. Д. Поливанова и в русистику.
Изучая процессы, происходившие в русском языке после революции, Е. Д. Поливанов дал им всестороннее теоретическое освещение, исследовал движущие силы языковых изменений и особенно внимательно анализируя характер влияния на язык социальных факторов. Е. Д. Поливанов выдвинул идею создания «социологической лингвистики» (термин Е. Д. Поливанова), т. е. такого раздела языкознания, который занимался бы изучением социальных стимулов развития и функционирования языка, механизма взаимодействия между языком и обществом.
Т.о., остановимся подробнее на заслугах Е. Д. Поливанова, связанных со становлением социолингвистики.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Общеславянский язык сегодня? И нет, и да!
Появление первого проекта общего (искусственного) языка, известного в России [в XVII в.], было связано с волновавшей умы передовых людей тех времен идеей славянского единства.
Формальная школа
Формальная школа - неофициальное название группы русских литературоведов и лингвистов, объединившихся в конце 1910-х гг. в Петербурге и Москве на общих методологических основаниях.
Социологизм в лингвистике
Социологизм в лингвистике, совокупность познавательных установок, идей и методов лингвистического исследования, предполагающих необходимость или, как минимум, важность и целесообразность учета связей языка и общества.
Понятие качества в трудах Аристотеля
Выделение десяти категорий качества в трудах Аристотеля "Категории", их характеристики. Тесная взаимосвязь категории "качество" с такими категориями как "количество" и "отношение". Виды качеств: устойчивые, преходящие, претерпеваемые, качество-очертание.
Лингвистические словари
Ляшенко Татьяна Александровна 1 Курс. Группа ТВ-125 тема: Лингвистические словари Лингв стика (от лат. lingua — язык), наука о языке Все словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедия представляет в сжатой форме современное состояние научных знаний в какой-либо области.
Аллах
Аллах (араб. «Бог»). Археологические и лингвистические данные, а также сведения из иных источников свидетельствуют, что задолго до возникновения ислама некоторые арабы поклонялись высшему Богу, называя его Аллахом.
Тургенев и. с. - учитель и ученик
В своем романе. Отцы и дети И. С. Тургенев помимо прочих тем поднимает и тему если можно так выразиться ложного ученичества. С первых страниц произведения мы знакомимся с двумя добрыми приятелями как называет себя с Базаровым Аркадий Кирсанов.
Тема Кол-во страниц
Лингвистические и экстралингвистические особенности перевода художественного текста
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования.
Сочинение на тему учитель моей мечты
Учитель моей мечты. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит развитие знаний у молодого поколения. Профессия учителя требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу.
Мой любимый учитель сочинение-миниатюра
Автор: Сочинения на свободную тему Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант.
Лингвистическое наследие Е. Д. Поливанова (1891-1938)
Основные этапы научной биографии Е. Д. Поливанова. Е. Д. Поливанов и его вклад в общее языкознание. Лингвистические взгляды Е. Д. Поливанова и идеи его учителя И. А. Бодуэна де Куртенэ. Е. Д. Поливанов - социолог языка.
Гуссерль и Шпет
В те годы, когда Шпет в России становится главным провозвестником феноменологии, он много занимается теми вопросами, которые позднее вошли в сферу семиотики. Это видно в большом сочинении по герменевтике, первая часть которого была закончена в 1918 г.
Изабелла де Эно
Введение 1 Биография 2 Браки и дети Введение Изабелла де Эно (фр. Isabelle de Hainaut, 23 апреля 1170 — 15 марта 1190, Париж, Франция) — королева Франции в 1180 — 1190 годах. Изабелла была дочерью графа Бодуэна V де Геннегау и Маргариты Эльзасской, дочери графа Фландрии Тьерри Эльзасского. В 1180 году Изабелла сочеталась браком с Филиппом II Августом, королём Франции из династии Капетингов.
Берта Голландская
Введение 1 Биография 2 Браки и дети Введение Берта Голландская (фр. Berthe de Hollande, ок. 1058 — 30 июля 1093, Монтрёй-сюр-Мер, Па-де-Кале, Франция) — королева Франции в 1072 — 1092 годах. Берта была дочерью Флориса I, графа Голландии и Гертруды Саксонской, дочери герцога Саксонии Бернхарда II Биллунга.
Бьюкенен, Патрик Джозеф
План Введение 1 Биография 2 Политические взгляды 3 Политические и этические взгляды Введение Патрик Джозеф «Пат» Бьюкенен (англ. Joseph Patrick "Pat" Buchanan) (2 ноября 1938, Вашингтон) — американский политик и публицист, в 1969—2000 гг. — идеолог крайне правой фракции Республиканской партии.
Намюр графство
План Введение 1 История Введение Графство Намюр (фр. Comtй de Namur) — средневековое графство со столицей в Намюре, располагавшееся на территории современной Бельгии.
Жослен III граф Эдессы
Жослен III де Куртенэ (фр. Josselin III de Courtenay, 1134—1200) — титулярный граф Эдессы с 1159 г.. Марешаль, или маршал Иерусалимского двора 1156—1159 гг., сенешаль 1176—1190 гг.
Генрих II граф Лувена
План Введение 1 Правление 2 Брак и дети Список литературы Введение Генрих II (фр. Henri II de Louvain, нем. Heinrich II von Lцwen, нидерл. Hendrik II van Leuven; около 1020—1078) — граф Лувена и Брюсселя (1062—1078), сын графа Ламберта II, графа Лувена и Брюсселя, и Уды Верденской, дочери Гозело I.
Психолингвистические идеи Бодуэна де Куртенэ, Потебни, Щербы
Потебню занимал процесс восприятия и толкования произведения на основе его внутренней и внешней формы. Бодуэна де Куртенэ считал, что существуют люди, одаренные языковым мышлением. Щерба ввел понятие психофизиологической речевой организации индивида.
Пражская школа лингвистического структурализма
Пражская лингвистическая школа была первой по времени образования среди школ структурного языкознания, возникновение которого было подготовлено, как уже отмечалось, деятельностью И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского.
Информационная поддержка года Учителя
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Даль Владимир Иванович
Даль Владимир Иванович [1801—1872] — беллетрист и этнограф. Р. на заводе в Луганске, в семье доктора-немца. Отсюда его литературный псевдоним — Казак Луганский. В 1819 окончил морской корпус.
Шкловский В.Б.
Шкловский Виктор Борисович (1893 - 1984), прозаик, литературовед. Родился 12 января (24 н.с.) в Петербурге в семье учителя. Детские годы прошли в столице, в Адмиралтейской части города. С детства очень много читал, хотя в школе учился плохо.
Е.Д.Поливанов
Не только среди российских, но и среди лингвистов всего мира трудно найти столь яркого и необычного человека, каким был Евгений Дмитриевич Поливанов (1891-1938).