Откровенно реакционное освещение получили обстановка и события войны 1812 года и в романе Булгарина «Петр Выжигин» (1830). Булгарин рассыпается в верноподданнических похвалах самодержавию, «просветившему Россию» и явившемуся якобы источником победы ее над врагом. Роман направлен против передовой дворянской интеллигенции. Главный герой романа - купеческий сын Петр Иванович Выжигин - идеализирован автором как истинный патриот, проявляющий чудеса храбрости, носитель всяческих добродетелей.
Булгарин перенес в жанр исторического романа композицию и принципы авантюрно-плутовского романа периода его упадка. В «Петре Выжигине» происходят самые невероятные приключения и мошенничества, в которые автор совершенно произвольно ввязывает великие события 1812 года. История становится в романах Булгарина предметом дешевых нравоучений, подвергается многочисленным подчисткам в реакционно-дидактических целях. Булгарин цитирует множество документов, дает описания вещей, костюмов, но все это не оживляется проникновением в дух изображаемой эпохи. Исторические фигуры в романах Булгарина -это образы без лиц, без характеров, бесплотные носители навязанных им автором нравственно-политических идей, олицетворение прописных добродетелей и необыкновенных пороков. Пушкин в своем памфлете против Булгарина язвительно писал о том, что автору «Димитрия Самозванца» только «историческая точность одна не дозволила... назвать Бориса Годунова Хлопоухиным, Димитрия Самозванца Каторжниковым, а Марину Мнишек - княжной Шлюхиной. Зато и лица сии изображены несколько бледно».
Первые романы Булгарина имели успех, явно не соответствующий их достоинствам. Факт этот свидетельствовал о потребности времени. Впоследствии Белинский не раз указывал на то, что популярность первых романов Загоскина и Булгарина своим источником имела все возраставший интерес читающей публики того времени к романам из русской жизни, в частности к эпическим произведениям на темы русской истории. Однако и реакционно-дидактические романы Булгарина, и проникнутые политическим консерватизмом романы Загоскина быстро утратили свою популярность. В борьбу с ними вступает романтическая школа, представленная в творчестве Н. Полевого, А. Вельтмана, И. И. Лажечникова.
Историческим материалом для романа «Клятва при гробе господнем» Н. Полевого явилась «История русского народа», написанная самим писателем. Роман повествовал о кровавых распрях русских удельных князей, о борьбе за московский престол между великим князем Василием Темным и Юрием Галицким, в которой участвовали Василий Юрьевич, Шемяка и ряд других князей. Главная роль в романе принадлежит некоему загадочному Гудочнику, слуге рода князей Суздальских, который дал «клятву при гробе господнем», в Иерусалиме, восстановить Суздальское княжество. Он скрывает свои замыслы под личиной балагура, свое имя - под различными прозвищами. Гудочник - всеведущ и вездесущ. Ему все доступно: он крадет великокняжескую печать и отправляет, куда ему угодно, войска Василия; он проникает в тюрьму и освобождает из заточения Шемяку. Он является движущей силой повествования. БестужевМар-линский, написавший статью о романе Н. Полевого, высоко ценил этот романтический образ как образ человека, отдавшего одной мысли «все радости жизни, все честолюбие сердца».
Пафос романа - в обличении деспотизма и самовластия Москвы. В духе декабристских традиций рисуются образы вольного Новгорода и молодой вдовы Марфы Борецкой. Полевой негодует против коварной политики великого князя московского, не задумываясь о ее историческом смысле и значении. Положительным и безвинно страдающим от деспотизма героем романа писатель делает князя Димитрия Шемяку, который якобы готов жить в мире с Москвой. Не заботясь об исторической истине, Полевой делает Шемяку, прославившегося в те времена коварством и злодействами, воплощением чести, справедливости и миролюбия. «До сих пор вам представляли Шемяку злодеем, каких мало и бывало на святой Руси, а Василия Темного таким тихим, что водой не замутит. У меня Шемяка показан вам иначе: лихой, удалый, горячая голова, с добрым сердцем и с несчастием на роду написанным»-заявляет Полевой в обращении к читателю в конце романа. Стрела была направлена в Карамзина, действительно так же идеализировавшего отца Ивана III, как и его сына. Но беда Полевого заключалась в том, что в борьбе с монархической концепцией Карамзина ему приходилось поднимать на романтический пьедестал в качестве борцов против деспотизма и самовластия в древней Руси таких ее исторических деятелей, которые, борясь с объединительной политикой Москвы, объективно оказывались выразителями интересов реакционных сил и тенденций. Полевой обеляет Шемяку, игнорируя ту оценку, которую дал последнему народ в известной древнерусской повести о Шемякином суде. Для Полевого-романтика характерны герои со страстями, доведенными до крайних пределов: боярин-Иоанн - мститель и вероломный человек, Юрий Галицкий - душевно беспомощен и безволен и т. д. Несмотря на то что в романе зарисован ряд бытовых сцен, великокняжеская свадьба, московские улицы, постоялый двор, романист не сумел передать ни колорит эпохи, создать типические образы людей того времени. Герои романа говорят, пользуясь то просторечием XIX века (Ты выводишь меня из терпения), то метафорами романтического стиля (одежда хитрости и притворства, бесовский бисер женских слез), то по воле автора, обильно цитируют народные пословицы (Ешь пирог с грибами, а держи язык за зубами) и т. д.
Большую смелость проявил в своих исторических романах А. Ф. Вельт-ман (1800-1870), обратившись к временам Киевской Руси. Исторический роман Вельтмана «Кащей Бессмертный, былина старого времени» (1833) имел большой успех: читателю того времени казалось, что произведение Вельтмана действительно воссоздает далекую русскую старину. Даже Белинский поддался воздействию оригинальной и причудливой фантазии Вельтмана. В «Кащее Бессмертном», как и в другом своем романе о временах древнего Киева и Новгорода «Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» (1835), сквозь романтическую фантазию Вельтман дает почувствовать дух времени, характер русской сказки и славянской мифологии, рисует поэтические картины древней Руси. Широко использует Вельтман археологический и этнографический материал, образы и поэтику русской сказки.
Список литературы
Данченко Виктория. Развитие исторической темы в русской литературе.
Другие работы по теме:
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
«Толкового словаря русского языка»
Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова)
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Повесть Карамзина Наталья, боярская дочь произведение эпохи сентиментализма
Сентиментализм возникает в русской литературе в конце XIX века, и Н.М. Карамзин – один из наиболее ярких его авторов. Раньше в русской литературе господствовал классицизм. Авторы этого направления хотели показать читателю образец для подражания – каким должен быть достойный гражданин Отечества, к чему он должен стремиться.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев
Карамзин Н. М.
Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.).
Гаврила Державин и его школа в русской литературе
Г.Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г.Р.
Новаторство комедии "Горе от ума"
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева
В русской истории и литературе немало таких истинных патриотов, искренне сочувствующих униженным и оскорбленным, защищающих их ценой своего благополучия, а порой и самой жизни, выступающих против рабства и несправедливости верховной власти.
Петр Андреевич Вяземский
Любовь к литературе. Журналистика и критика Вяземского, его творчество и значение творчества для литературы.
Speak white
(англ. Speak white!) (дословный перевод Говори на белом) — выражение в англоязычных странах (особенно в таких странах как США и Канада), которое белые колонизаторы употребляли, когда слышали малопонятную им речь негров или индейцев на пиджине, креольских или автохтонных языках. Ругательство было позднее популяризованно в антиколониальной, антиимпериалистической, художественной, а затем и научно-исторической литературе как один из символов колониализма, ксенофобии, расизма и сегрегации.
Принципат
(лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
Бюргер
(нем. Bьrger, от древн.-верхн.-нем. burgari — защитники города) — горожанин, гражданин. Эволюция значения: В Раннем Средневековье — жители укрепленного населенного пункта — «Бурга» (нем. burg — крепость, за’мок, град) или поселившиеся рядом с укрепленной кирхой, собором (лат. cives, urbani, oppidani; ср-в.лат. burgenses).
Анахронизм 2
Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.
Пограничные сражения 1967
Пограничные сражения (англ. Border Battles) — принятое в американской военно-исторической литературе название ряда сражений в ходе войны США во Вьетнаме.
Социальный строй древнерусского государства
Социальный строй древнерусского общества В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свободные крестьяне-общинники, объединявшиеся в вервь (от веревки, которой обмеривали земельные участки; вервь называли также сотней, позже — губой).
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Николай Михайлович Карамзин 1766 – 1826 гг
Николай Михайлович Карамзин 1766 – 1826 гг. Доклад "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО" Подболотов Александр 9 "А" "История государства Российского" Н. М. Карамзина – последний и наиболее значительный в его творчестве труд. Этот выдающийся памятник русской культуры представляет собой уникальный сплав исторической и общественно-политической мысли, литературных и языковых исканий конца XVІІІ - первой четверти XІX века. "История государства Российского" – крупнейшее для своего времени достижение русской и мировой исторической науки, первое монографическое описание русской истории с древнейших времен по начало XVІІ в., опирающееся на огромный круг исторических источников.
Богатыри киевского и новгородского цикла
Исследователи почти единодушны в мнении, что когда-то Киевский цикл былин не был единственным и, подобно сохранившимся новгородским, существовали былины рязанские, ростовские, черниговские, полоцкие, галицко-волынские.
Рейнсдорп, Иван Андреевич
Введение 1 Биография 2 В литературе Список литературы Рейнсдорп, Иван Андреевич Введение Иван Андреевич Рейнсдорп (1730—1782) — датчанин на русской службе, генерал-поручик, участник Семилетней войны, комендант Кёнигсберга (май 1761 — август 1762), генерал-губернатор Оренбургской губернии во время пугачёвского восстания.
Историческая география
Историческая география имеет предметом историю колонизации, историческую этнографию инородцев и построенную на той или другой историю областей. Главнейшим ее источником являются летописи; затем идут писцовые и переписные книги.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Шишков В.Я.
Русский советский писатель. Главная тема творчества настоящее и прошлое Сибири.
Одоевский А.И.
Родился 26 ноября (8 декабря н.с.) в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Получил хорошее домашнее образование. С юных лет проявлял интерес к литературе.