Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.
Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич... Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.
Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому...— говорит он своей невесте,— вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,— его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” — человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.
Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.
Другие работы по теме:
Литературный герой НЕГИНА
Негина героиня комедии А. Н. Островского Таланты и поклонники Н. молодая талантливая актриса провинциального театра один из самых обаятельных образов в драматургии. Островского не случайно давшего ей свое имя и отчество alignjustifyнегина героиня комедии.
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Характеристика купца Паратова по пьесе Островского Бесприданница
В «Бесприданнице» затронута проблематика произведений Островского предшествующих лет: изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни.
Бытовой образ провинции в пьесах Александра Островского
Драматург А.Н. Островский – это признанный мастер изображения купеческого и дворянского быта. Из-под его пера вышли злободневные пьесы – описания нравов высшего света XIX в., которые остаются во многом актуальными и сегодня. Островский открыл читателю широкую панораму жизни дворянского и купеческого сословий в провинции, он вывел на авансцену все пороки высшего общества, тщательно скрываемые за тяжелыми запорами и прикрытые мишурой добропорядочности, осветил тайную семейную жизнь и бесчинства деспотичных самодуров.
Любимый персонаж - моя Лариса Огудалова
В драме А. Н. Островского «Бесприданница» главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, хрупкая и незащищенная. Лариса прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара удивительно звучит в ее руках. Она мечтательная и артистичная девушка.
Судьба бесприданницы по пьесе Александра Островского Бесприданница
Драма А. Н. Островского "Бесприданница" является замечательной пьесой позднего периода творчества писателя. Она была задумана в 1874 году, а завершена в 1878-м и в этом же году поставлена в Москве и Петербурге. М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская — лучшие актеры столичных театров — брались за исполнение роли Ларисы Огудаловой.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Такие разные женские лица по пьесам Свои люди - сочтемся, Гроза
Автор: Островский А.Н. Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы.
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Человек или вещь Лариса в пьесе Островского Бесприданница
Необычайно разнообразен мир литературных героев А. Островского. Мещане, купцы, их дети, чиновники, конторщики, актеры, цари, разбойники, князья. Каждый из его персонажей обладает своим характером, говорит своим языком, несет в себе черты своего социального круга и своей эпохи, местности, семьи.
В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница
В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Автор: Островский А.Н. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.
Красота души Катерины По пьесе А. Н. Островского Гроза
Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красная девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три каменные просвиры изглодала.
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Рецензия на пьесу «Свои люди – сочтёмся!» А.С. Островского
В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве.
Героиня пьесы Островского Бесприданница
Чем привлекательна драматургия А. Н. Островского? Его пьесы помогают разобраться в «вечных» вопросах жизни. Это и любовь, и свобода, и смысл человеческого существования и счастье. Необычайно интересны и привлекательны женские образы, женщины с «горячим сердцем». Проследим, как складывается судьба Ларисы Огудаловой — героини пьесы «Бесприданница».
Театр Островского
А. И. ЖУРАВЛЕВА ТЕАТР ОСТРОВСКОГО Эта работа двух русских исследователей написана об Островском- драматурге, Островском-комедиографе, Островском-поэте… работа об Островском, который так много сделал для развития русского театра, что его по справедливости называют основоположником, отцом русского театра.
Парамонов, Фёдор Андреевич
Фёдор Андреевич Парамонов (1870(1870) — 12 декабря 1908, Москва) — русский актёр, ученик А. П. Ленского. В 1891 году закончил Драматические курсы Московского театрального училища. В 1891—1892 и 1895—1908 годах — актёр Малого и Нового театров. Крупное природное комическое дарование Фёдора Андреевича Парамонова отмечалось уже на выпускном спектакле.
Горин-Горяйнов, Борис Анатольевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Александринский театр 3.2 Фильмография 3.3 Библиография Список литературы
Горин-Горяйнов, Анатолий Михайлович
Анатолий Михайлович Го́рин-Горя́йнов (настоящая фамилия Горяйнов) (1 сентября 1850 года[1] — 5 декабря 1901 года) — русский актёр. В 1870 году окончил коммерческое училище. Неоднократно участвовал в любительских и полупрофессиональных спектаклях (Карлуша — водевиль «Булочная» П. А.
Абашидзе, Василий Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Васи́лий (Baco) Алексе́евич Абаши́дзе (груз. ვასო აბაშიძე) (1854—1926) — грузинский актёр, Народный артист Республики (1922), один из основоположников реалистического направления в национальном актёрском искусстве.[1]
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]
Никифоров, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Никифоров (1805—1881[1880?]) — русский актер и певец. Сын актрисы Марии Ивановны Никифоровой. Окончил курс в Московском театральном училище, в 1824 году зачислен московскую оперную труппу, потом был переведен в 1836 году в императорскую московскую драматическую труппу. Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.
Киселевский, Иван Платонович
Иван Платонович Киселевский (1839—1898) — русский артист. Закончил морской кадетский корпус, затем был мировым посредником Петергофского уезда и старшим нотариусом курского окружного суда. В 1873 поступил на сцену, играл в провинции, в 1879—1886 в Санкт-Петербурге, затем в Москве; неоднократно приезжал с частными труппами в Петербург.
Айдаров, Сергей Васильевич
Сергей Васильевич Айдаров (настоящая фамилия Вишневский, 1867 — 16 августа 1938) — драматический актёр и режиссёр театра Малого театра. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937).
Зубров, Пётр Иванович
Пётр Иванович Зубров (1822, Санкт-Петербург — 9 декабря 1873, Санкт-Петербург) — артист Императорских Санкт-Петербургских театров. Биография Пётр Зубров родился в семье известного петербургского ювелира.
Володарский Эдуард Яковлевич
Во МХАТе, театре имени Евг. Вахтангова, театре имени Ермоловой, в театрах Донецка, Ростова-на-Дону, Магнитогорска и других городов России идут спектакли по пьесам Володарского.