Н.Ю. Иванова
Как отмечают исследователи, такое произведение бытового реализма XVII века, как «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона», стоит у истоков «развития французского романа нового времени» (Бондарев А.П. Авантюрный мир «Франсиона» // Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона. М., 1990. С. 22). В частности, в этом романе XVII в. заявляет о себе тема большого города.
Представляется возможным сопоставить некоторые особенности образа Парижа в произведениях Сореля и Бальзака. Оба писателя создают в целом реалистический образ города, приняв за эстетическое кредо достоверное изображение жизни, и подчеркивают свое стремление быть правдивыми и объективными историками. Ш. Сорель обладал эмпирическим складом ума (то есть его суждения о действительности основываются на конкретном наблюдении, жизненном опыте); это характерно и для Бальзака. Сходство двух писателей состоит и в том, что они были склонны критически подходить к действительности, хотя у Бальзака нет такой нарочитости в этом плане, как у Сореля. В романах обоих авторов Париж предстает прежде всего как город, где кипят страсти, где человек утрачивает свое душевное спокойствие и подвергается соблазнам. Франсион, герой романа Сореля, как и бальзаковский Растиньяк, стремился в юности к «мирскому величию», и «потому его так тянуло в Париж» он «горел желанием познакомиться со всей городской жизнью...» (Сорель Ш. Указ. соч. С. 188). Сводница Агата в романе Сореля, рассуждая о судьбе своей воспитанницы Лореты, говорит о том, что Руан недостоин такой «отроковицы», что «обладает она всеми прелестями», а потому Агата решает отвезти ее в Париж, поскольку именно там можно получить от «девчурки» «изрядную наживу» (Там же. С. 102).
Однако существенны и различия в восприятии мира этими авторами. В романах Бальзака Париж - образ поэтичный, даже загадочный, вызы-вающий изумление и восхищение автора. Сорель же не склонен к заметной поэтизации чего-либо. Если для Бальзака слово «поэзия» является формой положительной оценки явления, и он этой формой нередко пользуется, то для Сореля это слово ассоциируется с чем-то условным, не вызывающим доверия и почти не встречающимся в реальности.
Париж у Бальзака изображен в разных ракурсах. Необходимо выделить два основных вида поэзии в его романах. Условно говоря, это поэзия исключительной реальности (поэзия идеала, абсолютная поэзия) и поэзия доминирующей, обыкновенной реальности (относительная поэзия).
В свете абсолютной поэзии Бальзаком создается духовный, светлый Париж. Центральные образы здесь - Полина Годэн, ученые Лавриль, Планшет («Шагреневая кожа»), студент Бьяншон - люди, отрешенные от земной корысти, обладающие трудолюбивой и самоотверженно любящей душой. Это поэзия тихих кварталов и чердаков. У Сореля же отсутствует изображение возвышенного Парижа. Единственный его герой, не нарушающий правил морали, прекрасная итальянка Наис, не принадлежит Парижу, к тому же ее несколько схематично построенный образ не вызывает у автора такого восхищения, как образ легкомысленного и непоследовательного Франсиона.
Относительная поэзия у Бальзака проявляется в создании образа Парижа типичного, земного, несовершенного. Относительная поэзия включает в себя три подвида. Первый - это поэзия роскоши. Ее можно назвать поэзией ложной, потому что к ней относятся в романах Бальзака явления, имеющие порочную суть (это пошлость и внутренняя пустота), но притягательную внешность и несомненный успех в обществе (образы игорных домов, светских балов, гостиных, образ Феодоры в романе «Шагреневая кожа»). Это все то, чем Бальзак восхищается, чтобы затем разоблачить. У Сореля нет такой формы поэтического изображения, но есть сходное противоречие: он восхищается светским изяществом, блеском и в то же время насмехается над пустотой франтов; он с увлечением изображает фривольные развлечения героев, чтобы затем вынести им приговор моралиста. Второй подвид, выделенный нами в системе поэтического изображения Парижа, - это поэзия собственно относительная, в свете которой показаны типичные явления, симпатичные автору, но по своим свойствам очень земные, не свободные от отрицательных черт. Это образы молодого Эжена де Растиньяка и бунтующего Вотрена в романе «Отец Горио». Эти герои нелицемерно соединяют в себе благородство и порочность. Именно в этой области Бальзак наиболее близок к Сорелю, который показывает некоторые земные слабости своих любимых героев с теплым, дружеским смехом, оправдывает их. Изображая дружбу французских дворян - Франсиона, Ремона, Клеранта, - Сорель становится даже несколько поэтичен, а любовь, в отличие от Бальзака, у него показана более примитивно. Относительная поэзия у Бальзака передает и очарование парижского духа, менталитета. Нечто подобное есть и у Сореля: это тоска парижан, живущих в Италии, по родному городу, в котором совсем другие нравы, более веселые и свободные, нежели в Риме. Третий подвид относительной поэзии у Бальзака - поэзия скрытая, та, что видна из подтекста. С ее помощью передана архитектура Парижа и особая атмосфера города. В романе Сореля нет психологического пейзажа и не создана тонкая художественная аура Парижа.
В романах Бальзака существует и антипоэзия - изображение мира нищеты (материальной и духовной) безо всяких покровов (например, описание обстановки пансиона мадам Воке в романе «Отец Горио»). Проза жизни представлена и в романе Сореля - это изображение «дна» Парижа, грубой, воровской жизни. Но если антипоэзия у Бальзака - явление редкое, то у Сореля, напротив, столь же редка поэзия, то есть яркое красочное описание, любование, восхищение чем-либо.
Если Бальзак создал образ города, по преимуществу прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах, то у Сореля не показана красота города. Он более категоричен и одномерен в оценке действительности. Можно сказать, что Париж для Сореля разделяется на две части. Большая часть - это город, чуждый автору; почти вся действительность представляется Сорелю достойной только презрения и насмешки. Другая часть - это Париж, дружественный автору; компании «удалых и щедрых» «врагов глупости и невежества» (Там же. С. 239). Но и эта часть не избежала критики автора. Сорель акцентирует внимание на низменной природе человека. Можно предположить, что, только преодолев эту крайность, литература могла придти к шедеврам более позднего времени. Удивительно, однако, что на столь раннем этапе развития реалистического романа, в XVII веке, создан образ Парижа, во многом предвосхищающий гениальный бальзаковский образ города.
Другие работы по теме:
Литературный герой РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН
РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) - герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. де В.- фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана.
Литературный герой ГОБСЕК
Гобсек фр. Gobseck герой романа. Гобсек входящего в эпопею. Человеческая комедия. Оноре де Бальзака. Ростовщик Г. которого. Бальзак называет то человеком автоматом то человеком векселем окружен ореолом таинственности.
Литературный герой ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ
Евгения гранде фр. Eugenie Grandet героиня романа. Евгения Гранде входящего в эпопею. Человеческая комедия. Оноре де Бальзака. Е. Г. один из самых привлекательных женских образов. Бальзака который так писал о своем творении alignjustifyевгения гранде фр Eugenie Grandet героиня романа.
Тумба Морриса
с улицы Вельпо (rue Velpeau) Парижа на фотографии 1910 года Афишная тумба Морриса (фр. colonne Morris) — уличная высокая тумба цилиндрической формы для вывешивания рекламных афиш, носящая имя парижского печатника Габриэля Морриса (Gabriel Morris), получившего в 1863 году разрешение городских властей установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши, а внутри тумбы городские дворники прятали свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы.
Стихотворение Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное моем творчестве». — говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Оноре Бальзак знаток человеческих чувств
Творчество Оноре Бальзака очень сложно для восприятия. Казалось бы, его герои находятся на поверхности со своими болями, радостями, страстями. А в действительности, рассматривая их, натыкаешься на такое подводное течение, которое может поглотить и не дать вынырнуть на поверхность.
Образ родины в лирике Есенина
Тема родины является центральной в творчестве С. Есенина. Всю силу своего поэтического таланта он устремил на то, чтобы воспеть красоту родной земли, миролюбивый, но гордый нрав ее суровых жителей, утонченную прелесть мира среднерусской природы.
Человеческая комедия Оноре Бальзака
Произведения Бальзака — это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя.
В чем трагедия Гобсека
Автор: Зарубежная литература Оноре де Бальзак – великий французский писатель. Его заслуга в развитии мировой литературы заключается, прежде всего, в том, что он поднял жанр романа до вершин художественного совершенства и социальной значимости. Стендаль был прав, называя Бальзака «королем романистов».
Бальзак Оноре де
(1799 - 1850) Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур.
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы.
Маяковский и революция
После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Яка доля людини яка живе у не свою епоху
У своєму романі «Червоне й чорне» Стендаль розповідає про трагічну долю талановитого плебея у Франції часів Реставрації Жульєна Сореля. Син бідняка-теслі, Жульєн повинен був разом з батьком та братами працювати на лісопилці. Але він виріс не схожим і не зрозумілим для своїх близьких, що ненавидять його мрійність, нездатність до фізичної праці, любов до книг.
Ле-Шабане
Координаты: 48°52′02.97″ с. ш. 2°20′12.98″ в. д. / 48.867492° с. ш. 2.336939° в. д. (G) (O)48.867492, 2.336939
Бургундский отель
«Бургу́ндский оте́ль» (фр. L'Hфtel de Bourgogne) — крупнейший драматический театр Парижа в XVII в. и первый стационарный театр Франции, ныне не существующий.
Огюст Роден
Огюст Роден - французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Первая выставка мастера. Меняющаяся с возрастом манера творчества Огюста Родена: произведения приобретают эскизный характер. Перечень произведений Огюста Родена.
Нёйиский договор
был заключён между Болгарией, проигравшей Первую мировую войну как участница блока Центральных держав, и противостоящими ему странами Антанты. Договор был подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен (фр. Neuilly-sur-Seine).
Беллини, Винченцо
Введение 1 Биография 2 Оперы Список литературы Введение Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801(18011103), Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор.
Мэрия Парижа
Введение 1 Здание 2 Муниципальные органы 2.1 Мэры Парижа 3 Бюджет Парижа 4 Города-побратимы Введение Парижская мэрия (фр. hфtel de ville de Paris) — это городской дворец Отель-де-Виль (Hфtel de Ville), где с 1357 г. размещаются парижские органы власти. Отель-де-Виль с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve).
Стена коммунаров
Введение 1 История 2 После Парижской коммуны 3 Значение Введение Стена коммунаров (фр. Mur des Fйdйrйs — Стена Федералов) — часть каменной стены в северо-восточной части парижского кладбища Пер-Лашез, где 28 мая 1871 года были расстреляны 147 защитников Парижской коммуны, не пожелавших сложить оружие.
Деборд-Вальмор, Марселина
План Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Влияние 4 Деборд-Вальмор в России 5 Произведения 6 Публикации на русском языке Введение Марселина Деборд-Вальмор (фр. Marceline Desbordes-Valmore, собственно Марселина Фелисите Жозефина Деборд, 20 июня 1786, Дуэ — 23 июля 1859, Париж) — крупнейшая поэтесса французского романтизма.
Подземные каменоломни Парижа
Подземные каменоломни Парижа (фр. Carriиres souterraines de Paris ) — это целая сеть подземных карьеров на территории Парижа, связанных между собой инспекционными галереями; сеть, свидетельствующая о проводившихся интенсивных горных выработках под землёй, начиная с античности, в Средние века и последующее время, с целью производства строительного материала для возведения сначала оборонительных и религиозных сооружений, затем также дворцов и домов парижской знати, заканчивая домами буржуа времён барона Османа.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Ги де Мопассан
Ги де Мопассан - один из крупнейших мастеров французского реализма XIX в., автор новелл и романов, наследник Бальзака и ученик Флобера, поклонник "великого русского" Тургенева.