Автор: Астафьев Виктор.
Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.
Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.
Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».
Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».
Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек».
Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»
Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством.
Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу».
Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.
Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее… её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.
Другие работы по теме:
Астафьев в. п. - царь-рыба астафьева
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Ове-янка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки.
Астафьев в. п. - Рецензия на царь-рыбу астафьева
Каждый рыбак мечтает поймать царь рыбу ведь она это знак свыше. Поверье гласит если поймаешь царь рыбу отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека поймавшего ее его превосходство над другими.
Сказка о золотом петушке
Автор: Пушкин Александр. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно.
Конёк-горбунок
Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались Конёк-горбунок и два великолепных коня и как он стал царским конюхом. Во 2-й части Иван по велению царя добывает Жар-птицу, а потом и Царь-девицу. В 3-й части он навещает Солнце и Месяц и достаёт со дна океана драгоценный перстень.
Нравственность и экология по произведению Виктора Астафьева Царь-рыба
Сборник новелл Виктора Астафьева "Царь-рыба", пожалуй, никого не оставит равнодушным. Эти новеллы, рассказывающие о просторах великой сибирской реки, неохватной тайге, читаются с большим интересом. В "Царь-рыбе" поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных.
Толстой Награда
Лев Николаевич Толстой Награда Толстой Лев Николаевич Награда Лев Николаевич Толстой Награда Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидать.
Человек и биосфера
В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование в рассказах "Царь-рыба".
Сочинение на свободную тему: Природа
С давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся порою принося жертвы ей. В наш техногенный век, время прогресса отношение к ней кардинальным образом поменялось. Люди считают себя выше природы.
В. П. Астафьев
Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Я хочу рассказать, как в одном из рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба» совмещается реальное и фантастическое.
Рецензия на произведение В. Астафьева "Царь-рыба"
Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места.
Лесной царь
Автор: Гете И. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
Толстой Избушка и дворец
Лев Николаевич Толстой Избушка и дворец Толстой Лев Николаевич Избушка и дворец Лев Николаевич Толстой Избушка и дворец Один царь строил себе дворец и перед дворцом сделал сад. Но на самом въезже в сад стояла избушка, и жил бедный мужик. Царь хотел эту избушку снести, чтобы она сад не портила, и послал своего министра к бедному мужику, чтобы купил избушку.
Прекрасная царевна и счастливый Карла
Автор: Карамзин Николай. Жил-был царь, добрый человек. Была у него дочь, прекрасная царевна. Пора ее замуж отдавать, но ей никто не нравится. Царь задумался, а не занято ли ее сердце? Однажды, проходя мимо комнаты царевны, услышал разговор ее и карлы (карлика), который был ее учителем (царь понял, что это карла, только после того, как вошел в комнату).
Случай с Евсейкой
Автор: Горький Максим. Маленький мальчик Евсейка удил на берегу моря. Со скуки уснул и свалился в воду. Он не испугался. Нырнул и достал дна. Смотрит вокруг — хорошо:
Ованес-Сенекерим
(год. рожд. неизв. — 1003) – царь Парисоса (Северный Арцах, горный Утик) примерно с 958 г. Сын Саака Севады. От последнего получил в наследство область Парнес (Парисос), основав Парисосское княжество,[1] которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор.
870-е до н. э.
Датированные события 880 — Поход Ашшур-нацир-апала II в страну Замуа. 880 — Харсиесе А становится верховным жрецом в Фивах и фактическим правителем [1].
890-е до н. э.
Датированные события О принципах датировки см. IX век до н. э. 900 — Умер царь Чжоу Гун-ван, ему наследовал сын Цзянь (И-ван I, эра правления 899—892). Ок.900 — Умер царь VIII Вавилонской династии Шамаш-мудаммик, на престол взошёл Набу-шум-укин I.
780-е до н. э.
Важнейшие события 790 — Поход Адад-нирари III в страну Иту’а. 790 — На престол Иудеи взошёл царь Азария (Озия), ему было 16 лет[1]. Царь Амасия умер либо был отстранён от власти[2] (согласно Библии, он правил 29 лет, то есть до 767 года, и прожил 15 лет после смерти Иоаса израильского[3], а Азария воцарился в 27 год Иеровоама II[4] — тоже 767 год).
Аргунт
— «скифский» царь. Упоминается единственный раз в сборнике биографий римских императоров, где сказано, что он, узнав о смерти префекта претория Мизитея (243 год), управлявшего Римом при императоре Гордиане III, начал разорять соседние царства[1]
970-е до н. э.
Датированные события 980 (16 год ван Чжао-вана, либо 969 или 951) — Чжао-ван напал на царство Чу-Цзин, переправился через реку Хань и получил в дар большого носорога (датировка «Гу бэнь чжу шу цзи нянь» [1].)
860-е до н. э.
Датированные события 869 — Умер царь Иудеи Аса [1], на престол взошёл его сын Иосафат. 867 (3 год Иосафата [2]) — Царь Иудеи Иосафат отправляет по городам князей и левитов для поучения народа «книге закона Иеговы».
Большой морской дракон
Научная классификация Латинское название Trachinus draco Linnaeus, 1758 Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Большой морской дракон
Список правителей Грузии
Содержание 1 Династия Фарнавазидов (299—90 годы до н. э.) 2 Династия Арташесидов (90—30 годы до н. э.) 3 Династия Фарнавазидов (вторично) (30—1 годы до н. э.)
Альбула рыба
План Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Экономическое значение Список литературы Введение Альбула, или белая лисица[1] (лат. Albula vulpes) — вид лучепёрых рыб, из рода альбул в составе семейства альбулевых рыб.
Кета
План Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Питание 4 Размножение 5 Промысел Список литературы Введение Ке́та[1] (лат. Oncorhynchus keta) — проходная красная рыба, наиболее массовый и широко распространённый вид из рода тихоокеанских лососей. Ценный объект промысла.
Рыба-жаба
Рыба-жаба Научная классификация Латинское название Opsanus tau (Linnaeus, 1766) Систематика на Викивидах Поиск изображений на Викискладе Рыба-жаба
Рыба-присоска
Рыба-присоска Научная классификация Латинское название Lepadogaster lepadogaster (Bonnaterre, 1788) Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе
Константин II царь Картли
Константин II (груз. კონსტანტინე) (ум. 1505), Царь Картли 1478—1505, внук царя Александра I Великого. Последний царь единого Грузинского государства.
Федор Иванович (1557-98)
Последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.
Астафьев Виктор Петрович
Писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, Действительный член Академии творчества.