Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
Автор: Горький М.
Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека и общих человеческих ценностей. Не исключение и Горький.
Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, человеке с большой буквы. Мне кажется, что цель писателя — показать человеку, как прекрасен он может быть.
В пьесе “На дне” люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. “Без имени нет человека”, — говорит Актер. Смерть Анны — тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, — мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, — это предвосхищение его трагического конца.
В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел — в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа — пропала без вести. Василиса — вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ — живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы — примирение “бывшего человека” с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны — надежда еще пожить; для Сатина — желание выпить; для Наташи — прощание с роковой любовью; для Клеща— начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: “Дальше!” — слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”. Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему.
Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои — носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они — худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они — те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. “А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?” — говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. “Человека не надо утешать жалостью, — далее утверждает Сатин. — Человека лучше уважать”. Но что такое для него человек? “Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... В одном!.. Это — огромно! В этом все начала и концы... Все в человеке, все для человека”.
Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают.
Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен.
Пьеса “На дне” — неограниченный материал для исследования общечеловеческих ценностей.
Другие работы по теме:
Горький м. - Человек в пьесе м. горького
Человек в пьесе М.Горького "На дне". Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! М.Горький Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней в первую очередь объясняется тем, что писатель подробно и достоверно изобразил жизнь людей, оказавшихся на "дне".
Есть люди, а есть иные человеки по пьесе Горького На дне
Есть люди, а есть иные человеки 8230 по пьесе Горького На дне В пьесе Горького, написанной в 1902 году, зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Конечно, тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.
Проблема лжи и правды в пьесе Максима Горького На дне и в рассказе О. Генри Гнусный обманщик
Концепция пьесы М. Горького «На дне» основана на двух понятиях — лжи «утешительной, примиряющей» и истины «возвышающей». В новелле О. Генри «Гнусный обманщик» поборника правды мы не находим, хотя бы такого непоследовательного, как Сатин в пьесе Горького. Тем не менее проблема в этих двух произведениях одна — выбор между истиной и ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь (и не одна!).
Не всегда правдой душу вылечишь по пьесе Горького На дне
Не всегда правдой душу вылечишь 8230 по пьесе Горького На дне Пьеса Горького "На дне" выявляет самые неприглядные стороны жизни низов общества. Во весь голос кричащие социальные проблемы у Горького тесно переплетены с проблемами совсем иного рода. Так сквозь всё действие проходит вопрос, можно ли вылечить душу правдой? Мне пьеса интересна, в первую очередь, именно как попытка решить этот нравственный и философский вопрос.
Проблематика пьесы М. Горького На дне 2
Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей.
Во что веришь, то и есть. Роль Луки в пьесе На дне
"Во что веришь, то и есть". Роль Луки в пьесе "На дне" Автор: Горький М. Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 5
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 3
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 2
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой... мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Жизненно важные вопросы в пьесе Недорсль
Жизненно важные вопросы в пьесе "Недорсль" Автор: Фонвизин Д.И. Я думаю,что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху.Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием.Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства.Дворян надо было воспитывать,делать из них не бессердечных невежд,а опору государству.Петр1 проводил реформы связанные с образованием.Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему высших и низших слоев населения,обращение дворян к крестьянам.Крестьяне пытаются угодить своим хозяевам,усердно работая на них за гроши.В пьесе затрагивается проблема так же проблема воспитания детей.Простакова является тираном для всех,кроме своего сына Митрофана.Она потакает ему во всем,делая все для него,а Митрофан не так уж прост и наивен как кажется.Он использует ее любовь и подыгрывает ей.Прежде всего Митрофан
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне»
Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки.
Лука и Сатин в драме Горького "На дне"
В пьесе "На дне" Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.
Театр Горького
Горький со всей силой неколебимой веры и убежденности выразил гуманистический смысл “единой темы” своего творчества—“темы воинственной, революционной”, полной исторического оптимизма, с ней он пришел в театр.
Спор о человеке в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 6
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне.
Автор: Горький М. Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне 2
Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии.
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне 3
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя — люмпена, босяка. И рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме.
Что нового о человеке сказал Горький Человек глазами Горького
Автор: Горький М. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился «на дно» общества.
Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне 2
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне». Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”.
Немного о пьесе Горького На дне
Немного о пьесе Горького "На дне" Автор: Горький М. Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.
Гусев, Владимир Евгеньевич
Введение 1 Биография 2 Роли в Ярославском камерном театре 3 Фильмография Список литературы Введение Влади́мир Евге́ньевич Гу́сев (род. 9 июля 1958) — российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2010)[1].
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы