Архитектоника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения.
Понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп.
Архитектоника – это построение художественного произведения, общая его внешняя форма и взаимосвязь отдельных частей. Чаще всего понятие «архитектоника» применяют, когда речь идет о литературном произведении.
Архитектоника – это и соотношение между собой частей произведения (к примеру, пролог и эпилог традиционно небольшие, располагаются в начале (пролог) и в конце (эпилог) произведения, а главы – большего размера и располагаются между прологом и эпилогом), и построение сюжета: как сюжет делится на части (главы, части, тома, их размер), от какого лица ведется рассказ (от первого или третьего, редко – второго), какова роль диалога, как представлена последовательность событий (хронология нарушена или нет), имеются ли какие-то описания, авторские рассуждения, лирические отступления, как сгруппированы действующие лица и так далее.
Именно приемы архитектоники, применяемые автором, создают определенный, неповторимый авторский стиль.
Искусная архитектоника – это не просто единство составляющих частей произведения, это и самобытность произведения, и его красота, и уникальность. Чем талантливее автор, тем более искусна архитектоника его произведений.
Композиция образного строя. Даже в произведениях, главная тема которых – человек наедине с дикой, девственной природой. Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру – "относительно устойчивый способ (закон) связи элементов". Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого, что особенно хорошо видно при сопоставлении образов животных, растений, вещей в различных произведениях.
В произведениях жизнеподобного стиля нередко в персонажный ряд вводятся высшие животные, в которых, в устойчивых традициях анималистики, подчеркивается то, что сближает их с человеком.
На ранних стадиях повествовательного искусства число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета.. "Единый герой примитивной сказки некогда потребовал своей антитезы, противоборствующего героя; еще позже явилась мысль о героине как поводе для этой борьбы – и число три надолго стало сакральным числом повествовательной композиции". Вокруг главных героев группируются второстепенные, участвующие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры – иерархичность). При этом разнообразие конкретных персонажей в архаических сюжетных жанрах поддается классификации.
Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается творческая концепция, занимают центральное положение и в сюжете. Автор выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров. При этом для понимания главного героя (героев) могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера; в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений.
Композиция (построение художеств. произв.) выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое повествование или статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения — автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют Композиция (построение художеств. произв.) в этом смысле.
Другие работы по теме:
Анализ литературно-художественного произведения
Идейное содержание и художественная форма. Схема анализа литературно-художественного произведения. Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя. План разбора лирического стихотворения.
Оптические иллюзии формы изделия
29. . В большинстве случаях богатые возможности, скрытые в зрительных иллюзиях, даже не подозреваются и в одежде не используются. Однако просто взять и перенести известную иллюзию в область одежды нельзя. Необходимо проверить ее в приложении к одежде, где она может дать неожиданные результаты.
Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре
Строгое размежевание сфер права и этики, характерное для западной цивилизации, не является отличительной чертой арабо-мусульманской культуры. Их соотношение следует понимать как отчасти совпадение, отчасти же ясно оформленное различие.
Зарубежная сравнительная философия ХХ века
"Философская компаративистика или сравнительная философия - область историко-философских изысканий, предметом которой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Запада и Востока.
Архитектура XVII века
«Архитектура XVII века» XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности.
Математика и мифология о «Чужом»
Рассуждения о математической природе «своего» и «чужого» помогают при решении ряда практических проблем, например — задачи узнавания цифр по их изображениям в условиях сильных помех.
Храм-загадка
Храм, о котором пойдет речь, возведен в 1789 году и находится в поселке Быково Раменского района Московской области. От Москвы недалеко, но путь к нему многотруден, ибо прямого и удобного подъезда нет.
Корпоративная архитектура и ее составляющие
Перевод на операционный язык известного выражения «хаос автоматизировать нельзя, иначе будет автоматизированный хаос»1 сводится к тому, что сначала нужно грамотно выстроить процессы, а потом запускать процесс автоматизации.
Архитектоника социального влияния
Люди часто не свободны поступать так, как им хочется. Они связаны с обществом бесчисленным множеством видимых и невидимых отношений, которые реализуются через различные средства и формы социального влияния.
Запас финансовой прочности и способы расчета
Комплексное управление оборотными активами и текущими пассивами. Стоимость заемного капитала предприятия. Запас финансовой прочности предприятия как повышение реального производства над порогом рентабельности. Этапы измерения запаса финансовой прочности.
по Финансовому менеджменту 2
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Поджелудочная железа: гистология
Архитектоника и основные структурные компоненты поджелудочной железы. Ацинусы и их секреторный цикл. Физиологическое значение В- и А-клеток, их роль как продуцентов инсулина. Островки Лангергансаи степень их участия в регуляции углеводного обмена.
Нервная система
Центральная и периферическая нервная система. Периферические нервы и стволы. Чувствительные и двигательные нервные волокна. Собственный аппарат спинного мозга. Кора больших полушарий. Мозжечок как центральный орган равновесия и координации движений.
Профилактика хейлитов
Северный государственный медицинский университет Кафедра детской стоматологии Зав. каф.: профессор Образцов Ю.Л. Преподаватель: Корнеева Н.В. ПРОФИЛАКТИКА ХЕЙЛИТА
Битов Андрей Георгиевич
Создать нечто такое, что было бы продолжением русского романа ХIХ века, его достойным развитием...не это ли мечта каждого талантливого писателя–современника? Битов воплотил эту мечту в безукоризненно выполненный текст.
Литература XIX-XX века
Теория, архитектоника, сюжет и фабула литературы. Композиция как организация развертывания сюжета. М.Е. Салтыков-Щедрин - художник слова в области социально-политической сатиры. Проблематика страданий "маленького человека" в рассказах М.М. Зощенко.
К истории русского надгробия XVIII века
Новому времени достался в наследие тип средневекового надгробия с изображениями умерших, лежащих в саркофаге. В средние века они благочестиво ожидали судного дня. Итальянские мастера XV века сообщают им больше умиротворенности.
Показатели назначения одежды
Показатели назначения (функциональные) включают соответствие модели назначению изделия, возрасту и облику потребителя. Функциональные показатели характеризуют соответствие одежды назначению. Их представляют следующие показатели: соответствие изделия конкретному назначению и условиям эксплуатации и соответствие одежды полу, возрасту и размерно-полнотной характеристике потребителей.
Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления
Законы драматургии; особенности, отличия и общее сценария и пьесы. Сквозное действие и сверхзадача, роль и значение; авторство. События, их виды, психологические составляющие организации события. Событие в сценарно-режиссерской разработке представления.
Пётр I роман
Введение 1 Краткое содержание 2 Смысл романа Пётр Первый 3 Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа 4 Экранизации Введение Пётр Первый — роман А. Н. Толстого.
Термины технического редактирования
Ключевые понятия и термины технического редактирования. Основные требования издательской организации к авторским текстовым и изобразительным оригиналам. Правила приема в редакции цифровых фотографий и изображений на дисках как материала для полиграфии.
Катастрофическая архитектоника Земли
Катастрофическая география.. Катастрофическая электротехника. Катастрофическая экология.. Катастрофическая геология. Реабилитация теории катастроф..
Общая гистология
Образование тканей из зародышевых листков (гистогенез). Понятие как стволовых клеток как полипотентных клеток с большими возможностями. Механизмы и классификация физиологической регенерации: внутриклеточная и репаративная. Виды эпителиальных тканей.
Брамс Иоганнес
Брамс Иоганнес родился 7 мая 1833 года в Гамбурге, в семье Якоба Брамса, профессионального контрабасиста. Первые уроки музыки Брамсу давал отец, впоследствии он учился у О.Косселя, о котором всегда вспоминал с благодарностью.
Фернан Бродель
Бродель (Braudel) Фернан (1902–1985) – французский историк-мидиевист, представитель школы «Анналов», возглавивший редколлегию журнала «Анналы: экономики, общества, цивилизации» в 1956. Окончил лицей Вольтера и Сорбонну.