Реферат: Мотивы и образы первого тома лирики Блока - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Мотивы и образы первого тома лирики Блока

Рефераты по литературе и русскому языку » Мотивы и образы первого тома лирики Блока

Автор: Блок А.А.

Главным циклом стали «стихи о прекрасной даме» (1901-1902 гг.). Это самая символистская книга Блока. Он писал: «Стихи о прекрасной даме – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь.

По словам Блока, все, что он написал позже, является продолжением первой книги. Поэт искал пути гармонизации внешнего мира и внутреннего состояния души, мир для него – это тайна божества и гармонии.

Блок так же определил причины появления цикла: «Период создания «Стихов о прекрасной даме» характеризуется слиянием всего воедино, что было легко и возможно в истинном мистическом сумраке годов, предшествовавших первой мировой революции. Признаками были особая острота чувства катастрофичности 1901 года, обострение личного любовного чувства. И все это подкреплено стихотворениями Соловьева».

Цикл состоит из 165 стихотворений. Образ прекрасной дамы многозначен и метафоричен. Она – божество, душа мира, она бессмертна, ее цвета – алый, лазурь, синий, но так же она – выражение состояния героя, его мечта, ее цвета – белый, розовый, красный, синий.

Особенностью хронотипа является открытость пространства и времени. Пейзажи картины нельзя воспринимать буквально. Стихотворения, как правило, бессюжетны, они как бы замкнуть в себе, но уже в этой книге чувствуется и трагическое восприятие мира. Так в стихотворении «Предчувствую тебя» звучит мотив изменчивости, недостижимости гармонии. Во многих стихотворениях звучит мотив двойственности, так в стихотворении «Люблю высокие соборы» появляется образ двуликой души. Позже этот мотив перерастет в тему расколотости мира.

А.Горелов: «Заканчивая трагическим аккордом любовную прелюдию своего романа с стихах, Блок как бы напоминал, что в искусстве нет счастливых концов, поэтому всегда нужно оглядываться и через потери «вновь и вновь идти вперед».