Образ царя Ивано Грозного в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю.
Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).
Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.
Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.
Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.
По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями. Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание. В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу "привесть его (купца) пред лицо своё".
Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.
К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.
Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.
Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.
Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова."
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Изображение эпохи ивана грозного1
Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню...», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», - писал он.
Лермонтов м. ю. - Героические характеры в произведениях м. ю. лермонтова
Творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова приходится на период 30-х годов XIX века - очень сложное время в истории России. Оно связано с правлением императора Николая I, с его жестокими реакционными действиями. Период русской истории времен николаевской реакции можно по праву назвать трагическим и переломным.
Лермонтов м. ю. - М. ю. лермонтов историческая тема в поэзии
Историческая тема одна из важнейших тем лирики. Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества. Лермонтов обращался к истории с позиций поэта романтика и искал в прошлом романтических героев.
Лермонтов м. ю. - Романтические черты поэм лермонтова
Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко.
Фольклор и историзм в Песне про купца Калашникова Лермонтова
Фольклор и историзм в 8220 Песне про купца Калашникова 8221 Лермонтова На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты – устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, коллективность создания и распространения.
На чьей стороне правда в Песне про царя Михаила Лермонтова
Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников.
Патриотическая лирика Лермонтова 2
Патриотическая лирика Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов был романтиком и лириком. Он любил задавать себе вопросы и сам же в последствии отвечал на них. В основном все его произведения были пропитаны любовью к Родине. В стихотворении «Родина» он попытался собрать все то, что дорого ему. Жизнь поэта была вечным скитанием, он был одинок, и наверное, это одиночество побуждало его ценить родную природу.
Патриотическая лирика Михаила Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов в русской литературе фигура поистине уникальная. За неполных двадцать семь лет своей жизни поэт создал столько, сколько иному не дано и за семьдесят. Он прославил русскую литературу и продолжил дело своего великого предшественника. Однако, в отличие от Пушкина, Лермонтову досталось время жесткое и суровое.
Тема одиночества в поэме Лермонтова Мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Любимое произведение Песня про царя Ивана Васильевича...
Автор: Лермонтов М.Ю. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им.
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова 3
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. Поэзия Лермонтова — это исповедь, напряженный монолог, отражающий его идейные искания и душевные тревоги. С именем поэта в русской литературе открывается новая страница. “Поэт уже совсем другой эпохи”, по словам В.Г.Белинского, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время — время “мундиров голубых” и жестокой реакции.
Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев
Лирический герой Лермонтова
Главная тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и само воплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника.
Художественные средства создания характеров в Песне про царя Михаила Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна.
Быт и нравы Москвы XV в. в Песне про царя Михаила Лермонтова
Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена.
Калашников - носитель национальных черт русского народа
Автор: Лермонтов М.Ю. Находясь в ссылке за стихотворение «Смерть поэта», Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного, чтобы ответить на вопрос: почему же лучшие люди России погибают? Отвечая на этот вопрос, Лермонтов создает образ Степана Калашникова.
Обзор творчества 4
Обзор творчества Автор: Гумилев Н.С. Поэт в России — больше чем поэт. Е. Евтушенко Михаил Юрьевич Лермонтов — гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в классической русской литературе. “Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок”,—скажет о себе другой русский поэт — Сергей Есенин.
Романтизм в поэме Лермонтова Мцыри и Песне про купца Калашникова
М.Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма "Демон") имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути.
Ивано-Франковский областной комитет КП Украины
Ивано-Франковский (до 1962 Станиславский) областной комитет КП Украины - орган управления Ивано-Франковской (Станиславской) областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы).
Переписка Ивана Грозного и Елизаветы I
— 11 посланий русского царя Ивана Грозного английской королеве Елизавете I, написанные в период начиная с 1562 года и до смерти царя в 1584 году. Переписка прерывалась в 1570—1582 годы, но затем была возобновлена. Елизавета I была единственной женщиной, в переписке с которой состоял русский царь.
Анастасия Романовна
Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми.
Владимир Андреевич
Удельный князь старицкий и верейский, сын удельного князя Андрея Ивановича, двоюродный брат царя Ивана Грозного.