В Большой советской энциклопедии читаем: сказ – это вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа. Речь рассказчика (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие, диалект, профессиональную речь или представлять сложную комбинацию их с литературной нормой.
Носителем сказа в рассказе Бабеля «Как это делалось в Одессе» является Арье-Лейб, «гордый еврей, живущий при покойниках», и, как это принято в сказе, рассказчик – выходец из народной гущи, в данном случае – это обыкновенный житель Молдаванки, что находится в Одессе. Хотя автор в рассказе тоже присутствует, он только вводит читателя в суть дела и затем дает слово Арье-Лейбу («Реб Арье-Лейб молчал, сидя на кладбищенской стене… Наконец он сказал…»). Он в свою очередь сохраняет за собой позицию рассказчика до конца произведения. При этом происходит имитация диалога между ним и автором, рассказчик то и дело обращается к нему, задавая риторические вопросы («Почему он? Почему не они, хотите вы знать?») и используя повелительное наклонение глагола («забудьте», «перестаньте скандалить», «представьте себе»). Вообще, автор в рассказе Бабеля представляет собой еще и читателей, то есть публику. Получается, что Арье-Лейб обращается не только, да и не столько к автору, сколько к читателю. И этот признак является одной из черт сказа как такового.
Наряду с этой определяющей жанровой особенностью существует и такой признак, как наличие монолога, в котором у Бабеля как у автора произведения (а точнее – в речи рассказчика) явственно выражается контраст, столь характерный для этого писателя. Во-первых, контраст стилей, лексический контраст. Монолог многогранен: в нем присутствует как высокий литературный язык, так и разговорный, например, больше поэтическая, чем просторечная, перетекающая в метафору, гипербола, небо-земля-кольца и в то же время слова типа жид, биндюжник и другие. Кроме этого, в сказе имеет место и обращение к фольклору, например, смысловые повторы («Что сделали бы вы на месте Бени Крика?» и «Теперь скажите мне вы, молодой господин, режущий купоны на чужих акциях, как поступили бы вы на месте Бени Крика?»).
Во-вторых, смысловой: там, где совершаются ужасные убийства, автор не прибегает к экспрессивности, а со спокойствием, даже с хладнокровностью изображает сцену («Потом он выстрелил, и пуля попала Мугинштейну в живот»). Поэтому нельзя отнести сказ к типу «прикрепленный к образу лица» (В. Виноградов). Он, скорее, ближе к типу орнаментального сказа, хотя не удовлетворяет полностью его условиям. Это говорит о том, что рассказчик – личность неоднозначная и не ограниченная бытовым пониманиям событий, произошедших когда-то с Беней Криком.
Теперь самое время разобраться с тем самым разговорным языком, о котором упоминалось выше.
Еще одна особенность бабелевского сказа состоит в совершенно уникальном, неподражаемом диалектном «одесском языке». Так называемый «одесский» язык – это русский язык, в какой-то степени диалект, но с примесями идиша, украинского и других языков.
Но вот что примечательно: несмотря на принадлежность героя к одесситам, его повествование состоит преимущественно из русских слов, а «одесские» если и существуют, то в небольшом количестве («биндюжник», «тикать», «паяц» и др. плюс к этому имена собственные, выражающие национальный колорит еврейского народа). Это говорит о том, что еврей сознательно или бессознательно, но отдаляется от одесситов, разговаривая преимущественно на понятном читателю русском языке.
Критики отмечали, что Бабель обладает «изысканной» манерой сказа, и этот сказ как раз таки создает орнаментальный язык, который, как мы выяснили, присутствует и в рассказе «Как это делалось в Одессе».
Другие работы по теме:
Сказ
Сказ — специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений; отсюда под С. разумеют такой характер изложения в литературных произведениях, который воспроизводит речь произведений устной словесности.
Литературный герой ДАНИЛА
Данила герой сказа П. П. Бажова Каменный цветок. В основу этого философ ско поэтического произведения положены тайные сказы о Малахитнице Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке заимствованные из уральского alignjustifyданила герой сказа.
Сочинение-описание внешности человека
Моя бабушка Я люблю свою бабушку, и все выходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительны, четко очерчены, правильны. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде никогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрения.
Эстетичный и этический манифест Данте
(по произведению Данте Алигьери «Божественная комедия») Могущественная Римская империя пала под нажимом завоевателей - готов, византийцев, норманов, испанцев… Настали средневековые времена – пора крестовых походов, рыцарской поэзии, готических храмов, первых университетов.
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Зачем ведьме помело
А и в самом деле, зачем? И чему как ведьма - так и помело? А как добрая фея - так хорошенькая волшебная палочка? И зачем нужно столько всего выгадывать в сказках: и ковры-самолеты, и сапоги-скороходы, и волшебные цветы, и живую и мертвую воду, и меч-голова-с-плеч. Всего и не пересчитаешь! Разве нельзя было обойтись без всех этих предметов?
Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова Левша
Автор: Лесков Н.С. Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель скрывает множество вопросов, множество проблем русской жизни, которые часто носят довольно трагический характер.
Конармия. Анализ новеллы Бабеля Мой первый гусь
“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. “Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Поэзия прозы
В небольшом шедевре И:Бабеля "Конармия", написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое предложение: "Мы представляли мир, как цветущий сад, по которому гуляют красивые женщины и лошади".
О романе И. Бабеля Конармия
Автор: Бабель И.Э. Широкому кругу читателей Бабель стал известен в 1924 году, когда Маяковский напечатал в “Ледое” несколько новелл молодого автора. Вскоре после этого вышла в свет “Конармия”. Ее перевели на двадцать языков, и Бабель стал известен далеко за пределами страны. Для советских и зарубежных читателей он был одним из самых примечательных писателей своего времени.
Конармия И.Бабеля
"Конармия" И.Бабеля Автор: Бабель И.Э. Бурка начдива Павличепки веяла над штабом, как мрачный флаг. И. Бабель Бабель прибыл в Первую конную армию в качестве корреспондента газеты "Красный кавалерист". Если представить себе привилегированное казачество тех лет, из которого в основном и состояла конармия, вспомнить о том, что на службу казаки приходили надолго, на двадцать лет, а во время службы не привыкли бедствовать — обеспечивали себя за счет гражданского населения, добавить к этому почти поголовный антисемитизм среди донских казаков, то легко понять, в какое адское окружение попал молодой еврейский интеллигент, несуразный штатский в очках, не умеющий даже ездить верхом.
Анализ новеллы У святого Валента из романа Бабеля Конармия
Ведущее место в творчестве Бабеля занимает роман «КОНАРМИЯ». Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Большинство романов состоит из глав, а «КОНАРМИЯ» -из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица. Главный герой – Кирилл Васильевич Лютов.
Сочинение про робота
Автор: Сочинения на свободную тему Однажды, придя с работы, мама принесла большую коробку. Фоме было интересно, что в ней. - Мама, а что там внутри? – спросил мальчик.
Изображения человека в экстремальных условиях
Автор: Шолохов М.А. Тема “Изображения человека в экстремальных условиях войны” является довольно актуальной в произведениях писателей 20 века. В романе Бабеля “Конармия”, в новелле “История одной лошади” и в рассказе Шолохова “Жеребёнок” показано поведение людей малообразованных, невежественных, одичавших от многолетней бойни, в которых всё равно проявляется человечность в трогательных ситуациях.
Бабель
Рецензия на рассказ И. А. Бабеля «Линия и цвет». Имя И. А. Бабеля часто ассоциируется со сборником рассказов «Конармия», с темой гражданской войны, и немногие пытаются выйти за рамки сложившегося стереотипа. А ведь XX век в искусстве, особенно в русской литературе, характеризуется удивительной неоднозначностью, многомерностью содержания, сложностью форм… Именно в Советской России появляются такие художники, как Маяковский, ищущий новую форму, но наполняющий ее вечным содержанием, несмотря на попытки уйти от вечного, и Есенин, загадка жизни и творчества которого до сих пор мучает исследователей, и Булгаков, преподнесший тему гражданской войны в «Белой гвардии» так, что до сегодняшнего дня этот роман восхищает не только читателей, но и критиков.
Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне
Вопросы гуманизма — уважения к человеку — интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях.
Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века
Автор: Бабель И.Э. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.
Просвещенный тот, кто понимает смысл своей жизни По книге Бабеля Конармия
Двадцатый век принес России множество потрясений, войн, несчастий. Происходили такие события, разобраться в которых было очень сложно. Главным событием в историческом развитии России XX века была революция, которая перевернула уклад и образ жизни всех людей. Найти себя в этом водовороте событий, не растерять свою душу было самым главным.
Фридрих Энгельс Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека
Много тысячелетий назад ,на Земле жила где-то в жарком поясе,на обшироном материке высокоразвитая порода человекообразных обезьян.Они были сплошь покрыты волосами,имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.Под влиянием в первую очередь,надо подумать,своего образа жизни,требующего,чтобы при лазании руки выполняли иные функции,чем ноги,эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более прямую походку.Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку.Прежде чем первый камень при помощи человеческой руки был превращён в нож,должен был,вероятно,пройти такой длинный период времени,что в сравнении с ним известный нам исторический период являетсянезначительным.Но решающий шаг был сделан,рука
Римская история Моммзен
Ри́мская исто́рия » (нем. Rцmische Geschichte) — фундаментальный труд Теодора Моммзена по истории Древнего Рима, получивший Нобелевскую премию по литературе. Основан на корпусе исторических источников, найденных автором во время путешествий по Италии. Первые три тома, охватывающие период от основания Рима до падения Республики, вышли в 1854 — 1857 гг., 5-й том, посвящённый римским провинциям, появился в 1885, но 4-й, в котором предполагалось изложить правление императоров до Диоклетиана, написан не был — он был восстановлен по записям и черновикам Моммзена.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Русский язык
Бессоюзное сложное предложение. Обобщающие слова при однородных членах. Вводные слова и предложения. Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Сложносочиненные предложения и союзы. Раскрытие смысла или пояснение. Высшая степень качества.
Сказ 36
Сказ (lyssa, rabies, hydrophobia) — це гостре інфекційне захворювання, яке спричинюється вірусом і уражає ЦНС. Ще стародавні лікарі Сходу за 3000 років до нашої ери описали захворювання, яке нагадує сказ. Сказ був відомий індійцям, слов'янам, арабам, стародавнім євреям. У Талмуді описується 5 ознак захворювання у собаки: паща його роззявлена, слина тече, вуха звисають, хвіст висить між ногами, голос хриплий або зовсім нечутний.