Автор: Достоевский Ф.М.
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, «старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались».
Достоевский стал одним из первых, кто воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих страданий.
«Преступление и наказание» - это «психологический отчет одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, «поддавшийся некоторым странным идеям». Герой подавлен, растерян, ему не к кому пойти, не с кем поговорить.
Боль и глубину душевных страданий Раскольникова суждено разделить Сонечке Мармеладовой.
Это девушка восемнадцати лет, которая живет вместе со своим отцом, его женой – Катериной Ивановной, имеющей от первого брака троих детей. Сама Соня «была малого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Героиня должна была пойти на панель, чтобы хоть как-то прокормить семью.
Соня в романе является олицетворением простоты, добра и правды. Для нее все люди имеют одинаковое право на жизнь, никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления, грех остается грехом, кто бы и во имя чего его не совершил.
Соня, всегда молчаливая и безответная, ради своей семьи безропотно идет на жертву и губит свою жизнь. Не будь людей, нуждающихся в ее помощи и поддержке, Соня давно бы покончила жизнь самоубийством. Именно ради этих людей она и живет. В сострадании и самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни героини, ее радость и счастье. Именно чувство отзывчивости, сочувствия, милосердия делает «тихую Соню» способной на нечеловеческие подвиги.
Героиня глубоко и искренне верит в Бога. Это вера помогла сохранить ей чистоту души, умение сочувствовать и сопереживать. «Что ж я без бога-то была?»
Не случайно Соня Мармеладова является единственным человеком, к которому прислушивается Раскольников, которого он любит и боится потерять. Ведь только Соне раскрывает он свою тайну, именно к ней он идет, оставив семью и друзей.
Раскольников считает, что девушка должна понять его, ведь и Соня тоже убила – себя, свою душу. Но теория Раскольникова не приемлема для героини, она осуждает его за презрение к людям, не принимает его «бунта», его «топора», который как казалось Раскольникову, был поднят во имя нее. Для Сони не обязательно убивать, чтобы доказать, что она не «тварь дрожащая».
Но Соня не отказывает Раскольникову в помощи, героиня помогает ему разобраться в душе, «выйти на путь истинный». В Соне главный герой находит человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению.
Героиня оказалась той тонкой связующей нитью, которая удержала Раскольникова от окончательного разрыва с миром и людьми. Любовь Сони, искренняя и бескорыстная, помогла Раскольникову избавиться от ненависти к людям, от злобы, разъедающей его душу.
Любовь, доброе отношение к человеку, как бы низко он ни пал, - вот что, по мнению автора, действительно может изменить мир, победить воцарившееся в нем зло.
Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Автор предостерегает от опасности революционных бунтов, провозглашает идею ценности любой человеческой личности. Писатель считает, что «есть один закон – закон нравственный».
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Петербург в романе ф. м. достоевского
События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниег разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих трактирами полными пьяных. Когда Достоевский писал. Преступление и наказание торговцы студенты.
Достоевский ф. м. - Тема униженных и оскорбленных в романах ф. м. достоевского
Роман Ф.М. «Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается
Трагедия Родиона Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание 2
Большинство творений Федора Достоевского — необычайно сложные произведения русской литературы, в которых автор проводит скрупулезные психологические изыскания. Достоевский глубоко убежден, что исключительно нравственное перерождение человека сможет изменить мир. В романе остро ставится проблема ответственности человека за содеянное преступление не только перед законом, но и, что самое главное, перед собой, перед своей совестью.
Проблема добра и зла в романе Достоевского Преступление и наказание
Проблема всего творчества Достоевского — определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать оценку этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке.
Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющиеся проникновению идеи зла и насилия.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 3
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Автор: Достоевский Ф.М. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского
Последнее время все больше стали говорить и писать о религии, о вере в Бога. У нас в школе на уроках литературы стали появляться темы, связанные с библейскими мотивами и образами в художественных произведениях.
«Оригинальность» поздних героев Достоевского
Герои ранних романов Достоевского ординарны: это «бедные люди», «мечтатель», «неизвестный», «одна женщина», «обитатели Степанчикова», «униженные и оскорбленные», «молодой человек».
Психологизм Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский - выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
Правда Сони Мармеладовой по Преступлению и наказанию Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. В романе Достоевского «Преступление и наказание», как и в каждом романе, существует много различных героев. Главный из них – Раскольников – изучает остальных, создаёт на основе своих рассуждений теорию, у него появляется некое убеждение, которое и толкает его к преступлению.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Петербург Достоевского 2
Петербург Достоевского Большую часть своей жизни Достоевский провел в Петербурге, среди колодцев домов, давящих на человека своими грязно-серыми стенами. Этот город занимает важное место в его произведениях. Образ Петербурга постоянно присутствует в творчестве русских писателей. О Петербурге писали А.
Нравственный идеал в произведениях Достоевского по роману Преступление и наказание
«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир.