Геласимов. Рецензия на "степных богов"
Автор: Сочинения на свободную тему
Рецензия на книгу Андрея Валерьевича Геласимова
"Степные боги"
Андрей Геласимов, автор книги, знаменитый современный писатель, автор романов "Год обмана", "Рахиль" и повести "Жажда".
В своем новом романе он описывает времена войны. Тема этого произведения – отношения детей во время войны. Тема затрагивается достаточно часто различными писателями, например Чингиз Айтматов в повести "Ранние журавли". Она имеет много вариантов раскрытия, поэтому интересна уже сама по себе.
Дело происходит в деревне Разгуляевка. Пленные японцы проживают в шахтах недалеко от деревни. В одной из шахт без видимых причин умирает много народу. Японский врач Хиротаро наблюдает мутацию степных трав. Он один знает тайну рудника. Это первая линия. Вторая линия касается мальчика Петьки Чижова, его друга Валерки, врага Леньки, его друзей и их взаимоотношений. Валерка заболевает той же болезнью, что и военнопленные на шахте. И тут-то Хиротаро призывает великих Степных богов. Сюжет очень захватывающий. Книга читается очень легко и с интересом. Потрясающее развитие сюжета, и кульминационный момент прочитывается за один вздох.
Возникает несколько ассоциаций с различными произведениями. Во-первых, это, конечно - же "Ранние журавли" Айтматова. Пересекается тема, потом затронута волчья тема, тема борьбы волка и человека. Отличие здесь заключается в том, что у Айтматова человек с оружием, а волк один, и исход схватки ясен, но не написан, а у Геласимова волков много, а люди без оружия. Казалось бы, волки уже победили, но повествование продолжается и исход схватки – в пользу людей. Также волчья тема, тема отношений человека и природы дает повод ассоциации с произведением Джека Лондона "Белый клык" Множество произведений связано с отношениями человека и природы, я назову лишь некоторые. Это Тургенев "Бежин луг", это "Степь" Чехова, а также многое другое.
Мне очень понравилась проблематика и идея книги, которые, как мне показалось, заключаются в том, что в ненормальных условиях жизни, без родителей, воспитания, обучения, есть люди, с широкой душой и добрым сердцем. Да, они не культурные, не знающие, но в этом виновата среда их произрастания, эти люди хотят узнать новое, хотят стать другими…Мне кажется, именно таких людей называют личностью.
Заглавие дано очень четко, без лишних слов, неожиданно что речь пойдет об отношениях, но в конце я пришла к выводу, что другое название дать было нельзя. Степные боги приклеилось к книге навсегда и очень крепко.
Характеры главных героев (Петьки и Хиротаро) очень сильно отличаются. Петька очень вспыльчив. Ради друга готов пойти на все, что следует из того, что мальчик побежал за японцем, которого могли не отпустить из лагеря, да вообще за полузнакомым человеком, взрослым, военнопленным, который мог его побить. Петька чувствует кому можно доверять, а кому нет. Мальчик ради справедливости готов умереть. Он хочет умереть на войне, другого варианта своей смерти он и не предполагает, значит он хочет защищать родину, умереть геройской смертью. Несмотря на все ребячество он мальчик умный, не ищет Гитлера (для мальчишек это была бы удача) по оврагам, и удача сама находит его. (Петька пишет свои мысли о Гитлере на крыше сарая, и каждый раз, когда он пишет слово, русская армия занимает какой-нибудь город. Однажды он долго не выражал свои эмоции на крыше, и наша армия стояла на месте.) Петька добрый мальчик, что доказывает его дружба с Валеркой. Хиротаро удивлен бойкостью мальчика, он не знает ни одного японца, да что там японца, ни одного человека, который бы так самоотверженно бросился на помощь другу. Для чего все годы обучения, для чего была вся его жизнь, если сейчас перед ним стоит обычный русский мальчик и учит молиться с бурятским зеркалом. Хиротаро очень образованный врач. Он спокойно терпит все обиды, все побои, которые ему наносит охрана военнопленных. Он честный врач, с открытой душой, лечит всех, и японцев и русских. Он остался с ранеными в плену, хотя во время обмена пленными ему предлагали уехать к себе на родину. Как истинный врач, Хиротаро ведет дневник для своих родных в Нагасаки. Пишет из мира смерти в мир живых, но на самом деле наоборот.
И вот они, мальчик из обычной русской семьи и образованный японец, оба открытые и честные помогают Петькиному другу. Они оба мне очень понравились, автор, мне кажется, выбрал хорошие типажи для раскрытия идеи.
У Геласимова есть свой особый стиль, в котором за внешней простотой скрывается глубокий подтекст. Мысль – точка, мысль – точка. Ровный стиль Геласимова похож на рамку для мыслей. Дан сюжет, канва, а читателю предлагается подумать над ним. Мне очень нравится такой стиль, т.к. это возможность открыть глубже свой внутренний мир.
Другие работы по теме:
Рецензия
Рецензия — один из распространенных критических жанров. Р. составляют в толстых журналах так наз. «библиографический» отдел. Р. — критический разбор произведения — литературно-художественного, научного, публицистического характера и т. п.
Теогония
"Теогония" ("О происхождении богов") - поэма Гесиода. Написана в начале VII века до н.э. Своей целью античный поэт ставил систематизацию греческой мифологии, четкое изложение родственных связей между богами, стихиями, божествами, чудовищами.
Андрогин
В мифологии андрогины - мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки.
Синтоизм
Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками.
Миф об Улликумми
Мотив этого мифа хорошо знаком - соперничество между старшими и младшими богами.
Титаномахия
..Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Титаны выступили с Офрийской горы; боги, рожденные Кроном и Реей - с Олимпа.
Богиня Аматэрасу
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять".
Происхождение богов и людей
Отождествляя ближневосточных богов с персонажами своей собственной мифологии и сочетая рассказы о них со своими мифами, греческие авторы создали ряд сложных и часто противоречащих друг другу систем.
Рецензия на программу Тема - журналистская этика
Рецензия на программу “Тема” - “журналистская этика” Эта передача, на мой взгляд, получилась абсолютно провальной. И заслуга в этом ее ведущего г-на Гусмана. Он фактически не контролировал ситуацию, аудитория ему не подчинялась(судя по всему, на основании того, что большинство выступавших являлись профессиональными журналистами, в отличие от самого Гусмана).
Тургенев и. с. - Рецензия на очерк и. с. тургенева бирюк
I. Описание сборника. Записки охотника. II. Рецензия на очерк И. С. Тургенева Бирюк Бирюк очерк из сборника. Записки охотника. Бирюк рассказ из Записок охотника. Был написан в году. По своей композиции не отличается от других произведений сборника с Петром Петровичем в очередной раз происходит интересная история которую он рассказывает в форме монолога.
Сочинения на свободную тему - Человек и природа 1
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений люди возводили их в ранг богов.
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Публий Вергилий Марон и его Энеида
Время правления императора Октавиана Августа ознаменовано привлечением к возрождению могущества империи Рима талантливейших писателей нового поколения, среди которых были лирик Гораций и эпик Вергилий.
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон
Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Автор: Бунин И.А. Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944).
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Чистый понедельник
Глазунова Вероника РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Это повествование о прекрасной молодой любви двух безымянных людей – мужчины и женщины.
Пишем рецензию...Подготовка к выпускным экзаменам
В последние годы стало определенной традицией включать в темы выпускных школьных сочинений тему, связанную с современной литературой и предполагающую умение писать рецензию на то или иное литературное произведение.
Рецензия на повесть в. Быкова "Обелиск"
В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество в. Быкова.
Обожествление природы - основа язычества
До принятия христианства в Киевской Руси господствовала языческая вера. Древние славяне обожествляли естественные явления, небесные светила. Они создали целое объединение богов, перед которыми низко склоняли голову. были бог неба Сварог, солнца - Даждьбог, ветра - Стрибог, плодородия и скотоводства - Велес (Волос), бог грома и войны - Перун.
Рецензия на пьесу А.П.Чехова Вишневый сад
Рецензия на пьесу А.П.Чехова "Вишневый сад" Автор: Чехов А.П. «Вишнёвый сад» - самое интересное произведение А.П. Чехова. 15 мая наш класс ездил в Архангельск в театр на постановку этого произведения.
Рецензия на рассказ В.М. Шукшина "Забуксовал"
Рассказ "Забуксовал" был написан Василием Шукшиным в 1971 году во время правления Леонида Брежнева. Это благополучное время развитого социализма. Уже позади тяжелые годы становления советской промышленности, война, послевоенное восстановление.
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Багаран
(арм. Բագարան, дословно «обиталище богов») — исторический город в области Айрарат Великой Армении, одна из 13 столиц Армении. Располагался на правом берегу реки Ахурян у её впадения в Аракс.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Энтони, Дэвид
Дэвид У. Антони , англ. David W. Anthony — американский археолог и антрополог. Куратор по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк). Специализируется в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами (прежде всего лингвистикой и антропологией).
Надписи Ашоки
Введение 1 Принятие буддизма царем 2 Нравственные законы 2.1 Поступки 2.2 Милосердие к заключённым 2.3 Отношение к живой природе Введение Надписи Ашоки, или 'эдикты Ашоки — памятник древнеиндийской культуры, представляющий собой набор из 33 надписей на каменных колоннах и стенах пещер, сделанных по приказу царя Ашоки из династии Маурьев.
Перфильев, Афанасий Петрович
Афана́сий Петро́вич Перфи́льев (1731 — 10 (21) января 1775) — яицкий казак, один из сподвижников Е.И. Пугачева. Перфильев был одним из участников восстания яицких казаков 1772 года. После поражения, нанесённого казакам карательной экспедицией генерала Фреймана, посланной из Оренбурга, укрывался в удалённых степных хуторах.
Каргин, Никита Афанасьевич
Карги́н, Ники́та Афана́сьевич (1719—1774) — яицкий казак, пугачевский атаман. Один из активных участников восстания казаков 1772 года. После поражения восстания укрывался на степных хуторах.
Рецензия на программу "Тема" - "журналистская этика"
Рецензия на программу “Тема” - “журналистская этика” Эта передача, на мой взгляд, получилась абсолютно провальной. И заслуга в этом ее ведущего г-на Гусмана. Он фактически неконтролировал ситуацию, аудитория ему не подчинялась(судя по всему, на основании того, что большинство выступавших являлись профессиональнымижурналистами, в отличие от самого Гусмана).