Автор: Горький М.
Сказка I По деревне ехал царь с войны. Едет - черной злобой сердце точит. Слышит - за кустами бузины Девушка хохочет. Грозно брови рыжие нахмуря, Царь ударил шпорами коня, Налетел на девушку, как буря, И кричит, доспехами звеня:
"Ты чего,- кричит он зло и грубо,Ты чего, девчонка, скалишь зубы? Одержал враг надо мной победу, Вся моя дружина перебита, В плен попала половина свиты, Я домой, за новой ратью еду, Я - твой царь, я в горе и обид- Каково мне глупый смех твой видеть?" Кофточку оправя на груди, Девушка ответила царю: "Отойди,- я с милым говорю! Батюшка, ты, лучше, отойди". _______ Любишь, так уж тут не до цай,- Некогда беседовать с царями! Иногда любовь горит скорей Тонкой свечки в жарком божьем храме. _______ Царь затрясся весь от дикой злости, Приказал своей покорной свите: "Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте, Или, лучше,- сразу удавите!" Исказив угодливые рожи, Бросились к девице, словно черти, Конюхи царевы и веложи,- Предали девицу в руки Смерти. II Смерть всегда злым демонам покорна, Но в тот день она была не духе,- Ведь весной любви и жизни зерна Набухают даже в ней, старухе. Скучно век возиться с тухлым мясом, Истреблять в нем разные болезни; Скучно мерять время смертным часом - Хочется пожить побесполезней. Все, пред неизбежной с нею встречей, Ощущают только странелепый,- Надоел ей ужас человечий, Надоели похороны, склепы. Занята неблагодарным делом На земле и грязной, и недужной. Делает онего умело,- Люди же считают Смерть ненужной. Ну, конечно, ей обидно это, Злит ее людское наше стадо, И, озлясь, сживает Смерть со света Иногда не тех, кого бы надо. Полюбить бы Сатану ей, что ли, Подышать бы вволю адским зноем, Зарыдать бы от любовной боли Вместе с огнекудрым Сатаною! III Девушка стоит пред Смертью, смело Грозного удара ожидая. Смерть бормочет,- жертву пожалела: "Ишь ты, ведь, какая молодая! Что ты нагрубила там царю? Я тебя это уморю!"- "Не сердись,- ветила девица,- За што на меня тебе сердиться? Поцеловал меня впервые милый Под куст зеленой бузины,- До царя ли мне в ту пору было? Ну, а царь, на грех, бежит с войны, Я и говорю ему, царю, Отойди, мол, батюшка, отсюда! Хорошо, как будто, говорю, А - гляди-ко, вышло-то как худо! Что ж?! От Смерти некуда деваться. Видно, я умру, не долюбя. Смертушка! Душой прошу тебя - Дай ты мне еще поцеловаться!" Странны би Смерти речи эти,- Смерть об этом никогда не просят! Думает: "Чем буду жить на свете, Если люди целоваться бросят?" И на вешнем солнце кости грея, Смерть сказала, подманив змею: "Ну, ступай, целуйся, да - скорее! Ночь - твоя, а на заре - убью!" И на камень села,- ожидает, А змея ей жалом косу лижет. Девушка от счастия рыдает, Смерть ворчит: "Иди, скорей, иди же! IV Вешним солнцем ласково согрета, Смерть разула стоптанные лапти, Прилегла на камень и - уснула. Нехороший сон приснился Смерти! Будто бы ее родитель, Каин, С правнуком своим - Искариотом, Дряхление оба лезут в гору,- Точно две змеи ползут тихонько. "Господи!"- угрюмо стонет Каин, Глядя в небо тусклыми глазами. "Господи!"- взывает злой Иуда, От земли очей не поднимая. Над горою, в облаке румяном Возлежит господь,- читает книгу: Звездами написана та книга, Млечный путь - один ее листочек. На верху горы стоит архангел, Снопик молний в белой ручке держит. Говорит он путникам сурово: "Прочь идите! Вас господь не примет!" "хаиле!- жалуется Каин,- Знаю я - велик мой грех пред миром! Я родил убийцу светлой Жизни, Я отец оклятой, подлой Смерти- "Михаиле!- говорит Иуда,- Знаю, что я Каина грешнее, Потому что предал подлой Смерти Светлое, как солнце, божье сердце!" И взывают оба они, в голос: "Михаиле! Пусть господь хоть слово Скажет нам, хоть только пожалеет - Ведь прощенья мы уже не молим!" Тихо отвечает им архангел: "Трижды говорил ему я это, Дважды ничего он не сказал мне, В третий раз, качнув главою, молвил: "Знай,- доколе Смерть живое губит, Каину с Иудой нет прощенья. Пусть их тот простит, чья сила может Побороть навеки силу Смерти". Тут Братоубийца и Предатель Горестно завыли, зарыдали И, обнявшись, оба покатились В смрадное болото под горою. А в болоте бесятся, ликуя, Упыри, кикиморы и черти И плюют на Каина с Иудой Синими, болотными огнями. V Смерть проснулась около полудня, Смотрит,- а девица не пришла! Смерть бормочет сонно: "Ишь ты, блудня! Видно ночь-то коротка была!" Сорвала подсолнух за плетнем. Нюхает, любуется, как солнце Золотит живым своим огнем Лист осины в желтые червонцы. И на солнце глядя, вдруг запела Тихо и гнусаво, как умела: "Беспощадною рукой Люди ближнего убьют И хоронят. И поют: "Со святы упокой!" Не пойму я ничего!- Деспот бьет людей и гонит, А издохнет - и его С той же песенкой хоронят! Честный помер или вор - С одинаковой тоской Распевает грустный хор: "Со святыми упокой!" Дурака, скота иль хама Я убью моей рукой, Но для всех поют упрямо: "Со святыми упокой!" VI Спела песню - начинает злиться, Уж прошло гораздо больше суток, А - не возвращается девица. Это - плохо. Смерти - не до шуток. Становясь все злее и жесточе, Смерть обула лапти и онучи И, едва дождавшись лунной ночи, В путь идет, грозней осенней тучи. Час прошла и видит: в перелеске, Под росистой молодой орешней На траве атласной, в лунном блеске Девушка сидит богиней вешней. Как земля гола весною ранней. Грудь ее обнажена бесстыдно. И на коже шелковистой, ланьей Звезды поцелуев ярко видны. Два соска, как звезды, красят грудь, И - как звезды - кротко смотрят очи В небеса, на светлый Млечный путь, На тропу синеволосой ночи. Под глазами голубые тени, Точно рана - губы влажно алы. Положив ей голову в колени, Дремлет парень, как олень усталый. Смерть глядит, и тихо пламя гнева Гаснет в ее черепе пустом. "Ты чего же это, словно Ева, Спряталась от бога за кустом?" Точно небом - лунно-звездным телом Милого от Смерти заслоня, Отвечает ей девица смело: "Погоди-ка, не ругай меня! Не шуми, не испугай беднягу, Острою косою не звени! Я сейчас приду, в могилу лягу. А его - подольше сохрани! Виновата, не пришла я к сроку, Думала - до Смерти недалеко. Дай еще парнишку обниму: Больно хорошо со мной ему! Да и он - хорош! Ты погляди, Вон какие он оставил знаки На щеках моих и на груди. Вишь, цветут, как огненные маки!" Смерть стыдясь тихонько засмеялась: "Да, ты будто с солнцем целовала. Но - ведь у меня ты не одна,- Тысячи я убивать должна! Я ведь честно времени служу, Дела - много, а уж я - стара, Каждою минутой дорожу, Собирайся, девушка, пора!" Девушка - свое: "Обнимет милый, Ни земли, ни неба больше нет. И душа полна нездешней силой, И горит в душе нездешний свет. Нету больше страха пред Судьбой И ни бога, ни людей не надо! Как дитя - собою радость рада, И любовь любуется собой". Смерть молчит задумчиво и строго, Видит - не прервать ей этой песни! Краше солнца - нету в мире бога, Нет огня - огня любви чудесней! VII Смерть молчит, а девушкины речи Зависти огнем ей кости плавят, В жар и холод властно ее мечут, Что же сердце Смерти миру явит? Смерть - не мать, но - женщина, и в ней Сердце тоже разума сильней; В темном сердце Смерти есть ростки Жалости и гнева, и тоски. Тем, кого она полюбит крепче, Кто ужален в душу злой тоскою, Как она любовно ночью шепчет О великой радос покоя! "Что ж,- сказала Смерть,- пусть будет чудо! Разрешаю я тебе - живи! Только я с тобою рядом буду, Вечно буду около Любви!" _________ С той поры Любовь и Смерть, как сестры, Ходят неразлучно до сего дня, За любовью Смерть с косою острой Тащится повсюду, точно сводня. Ходит, околдована сестрою, И везде - на свадьбе и на тризне Неустанно, неуклонно строит Радости Любви и счастье Жизни.
Другие работы по теме:
Легенда о ягуарах
Ягуар - один из самых распространенных символов древних индейцев, ягуар - их прапрародич и родственник, которому были посвящены многочисленные изображения и статуи.
Обитатели белогорской крепости кто они по повести Пушкина Капитанская дочка
Отец Петруши Гринева, отставной военный, вряд ли сам догадывался, отправляя сына на службу в Белогорскую крепость, что на его долю выпадут такие недетские испытания. О народном бунте, о его "бессмысленности и беспощадности", мало еще что было известно. Но то, что сын должен не "мотать да повесничать" в Петербурге, а "понюхать пороху" — само собой разумелось по его представлениям о воинской службе. "Служи верно, кому присягнешь" — таков был его наказ.
Существуют ли сейчас тургеневские девушки
Автор: Тургенев И.С. «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин.
Характеристика Ровены и Ребекки
В романе В. Скотта «Айвенго» введены два образа прекрасных девушек — Ровени и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь.
Соня Мармеладова- падшая или святая
Автор: Достоевский Ф.М. У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Дружба или деньги
Хочу рассказать об одном событии, которое оставило глубокий след в моей душе и вынудило признать, что некоторые люди не являются такими, кем стараются казаться. Есть у меня знакомая девушка Света. Мы с ней дружим с детства, тем более, что живем в одном доме, учимся в одной школе. Умная, добрая девочка всегда служила примером для меня во всем.
Любимый персонаж - моя Лариса Огудалова
В драме А. Н. Островского «Бесприданница» главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, хрупкая и незащищенная. Лариса прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара удивительно звучит в ее руках. Она мечтательная и артистичная девушка.
Образ вечной Сонечки в романе Достоевского Преступление и наказание
Один из центральных персонажей романа «Преступление и наказание» — Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом.
Балаганчик
Автор: Блок Александр. На сцене — обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосредоточенным видом сидят Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях. У окна сидит Пьеро в белом балахоне. Мистики ждут прибытия Смерти, Пьеро ждет прихода своей невесты Коломбины, Неожиданно и непонятно откуда появляется девушка необыкновенной красоты.
Образ тургеневской девушки в повести Ася
Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой.
Правда Сонечки Мармеладовой
Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном.
Почему Татьяна отвергла Онегина в конце романа
Автор: Пушкин А.С. Прости! И если так судьбою- Нам суждено-навек прости! Байрон Прочитав роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин", я могу ответить на вопрос: почему Татьяна Ларина отвергла Евгения Онегина в конце восьмой главы?
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница
В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Автор: Островский А.Н. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.
Принцесса на горошине
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Один принц желал взять в жены только настоящую принцессу. В бурю к ним постучалась девушка, вся мокрая и жалкая, но утверждающая, что она — настоящая принцесса! В ходе проверки королева уложила ее на 20 тюфяков + 20 перин, под которые положила горошину. Утром гостья пожаловалась на плохой сон, ибо всю ночь ей что-то очень мешало и наставило синяков по всему телу.
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны. 6
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны. Автор: Пушкин А.С. Наша память хранит с малолетства доброе имя Пушкин. Каждый год на уроках литературы мы читали произведения этого замечательного поэта: сказки и стихи, поэмы и повести. И вот прочитали роман в стихах “Евгений Онегин”.
Двенадцать братьев
Автор: Гримм. У короля с королевой было 12 сыновей. Король решил убить мальчиков, если родится девочка, но королева предупредила сыновей об опасности, вывесив красный флаг. Братья поселились в лесу и поклялись убить девочек, из-за которых все так сложилось. Однажды их сестра набрела на избушку — младший, Вениамин, не только приютил девушку и все ей рассказал, но и добился того, чтобы братья ее не убили (заставил обещать, что не убьют первую девочку, которая им повстречается).
Женские образы в романе Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.
А. Платонов. "На заре туманной юности"
Андрей Платонов родился 20 августа (1 сентября) 1899г. в пригороде Воронежа, Ямской слободе. Рассказ «На заре туманной юности» впервые был напечатан под названием «Ольга» в «Новом мире» №7 в 1938 году. В этом рассказе повествуется о девочке-сироте.
Двое мужчин и одна глупая девушка
Спектакль окончен, и возникает естественный вопрос: "А при чем тут Пигмалион?" Бернард Шоу в своей пьесе использовал древнегреческий миф о скульпторе Пигмалионе. Он создал статую Галатеи — девушки до того прекрасной, что он влюбился в нее.
КАК ИЗМЕНИЛА РОМЕО ЛЮБОВЬ К ДЖУЛЬЕТТЕ
Автор: Шекспир У. До встречи с Джульеттой Ромео был обычным бабником, приударял за каждой «проходящей юбкой». Последней его увлечённостью была прелестная Розамунда. Но Ромео узнал о том, что есть девушка ещё более прекрасная - Джульетта, из семьи Капулетти. И решил он пробраться на карнавал масок и посмотреть на «распустившийся цветок».
Кыз Жибек
Введение 1 Сюжет 2 История создания 3 Мировое значение 4 Опера 5 Кинофильм 6 Балет «Гак-ку» (Клич лебедя) Введение Кыз Жибек — казахская народная лиро-эпическая поэма, названа по имени героини. В переводе означает Девушка Шёлк, Шелковая девушка. Это произведение — жемчужина казахского фольклора. Казахская «Ромео и Джульетта» воспевает верность в любви, дружбе, отвагу и патриотизм.