Г. Ибсен стал для своих современников обладателем мыслей, создав проблемный театр, в котором прошли проверку почти все идеи и темы ХІХ века. Славный реформатор театра впервые ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней совмещаются трагедия и комедия. Это сочетание предоставляет произведению Ибсена «Кукольный дом» такого странного оттенка, что эта пьеса поражает не одного ее читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, через которую, возможно, разбилась не одна мечта и разрушилась не одна жизнь. В центре пьесы — трагедия семьи Хельмеров: Норы и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, в котором господствует благосостояние. Нора горячо преданна своему мужу и детям. Чего, казалось бы, еще нужно для счастья этой семьи?
Но это на первый взгляд. Если мы прислушиваемся к пьесе сердцем, то увидим с самого начала произведения уместно подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: «Между печкой и дверями столик. Скатерка с фарфоровыми и другими безделушками, книжный шкафик с книгами в роскошных обложках». Частое использование ласкательной формы вынуждает задуматься: не хорошуя жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами — там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а затем для Торвальда. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играется сама Нора.
Торвальд также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как самодостаточную личность, а как неотъемлемую составляющую его спокойной семейной жизни. Для него она была его «куколкой», «белочкой», «птичкой», но ничем большим. Следовательно, в этом доме не живут, а лишь играются в брак, в благосостояние, в любовь, и даже в человеческое достоинство и честь. Здесь ничего нет настоящего. Это дом кукол.
Нора, одолжив деньги и скрыв это ото всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом, совестью. Но все это ради любви. Она хотела спасти жизнь близкому человеку и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма и произносит самую «справедливую» речь, в которой почему-то преобладает местоимение «мое»: «Ты разрушила все мое счастье, загубила все мое будущее», а когда долговое обязательство возвращается, мы опять слышим его сладкие слова: «тут я буду голубить тебя, как загнанную горлицу, которую спас невредимой из когтей ястреба». Но наступает прозрение. И Нора хочет сбросить маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме, и идет, чтобы отыскать себя как человека. «Я думаю, что прежде всего я человек, равно как и ты — или по крайней мере должна стать человеком». Потому что только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.
Следовательно, в произведении «Кукольный дом» — изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Эта проблема и скрытая в самом названии произведения.
Другие работы по теме:
Литературный герой НОРА
НОРА (норв. Nora) - героиня пьесы Х. Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа).
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Нора Хельмер личность или Кукла
Еще при жизни драматурга пьесы Генрика Ибсена были признаны новаторскими, а их автора называли творцом настоящей реалистичной драмы, которая в своей основе всегда трагическая. Ибсен, создавая аналитическую драму, раскрывает глубинную трагичность и жестокость действительности, скрытую под внешним благополучием, а также способность волевого человека противостоять обстоятельствам.
Аналитическая композиция в пьесах Ибсена
Еще при жизни драматурга пьесы Г. Ибсена признавались новаторскими, а их автора вполне справедливо называли творцом аналитической драмы ХІХ века, которая возрождала традиции античной драматургии.
Осовременивание античного мифа в пьесе Бернарда Шоу Пигмалион
Выдающийся английский драматург Джордж Бернард Шоу увлекался творчеством Ибсена, и это привело его к реформе английского театра. Он отстаивает принципиально новую структуру драмы - проблемную пьесу-симпозиум. Как драматург он тяготеет к юмору и сатире. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», - заявлял Шоу.
Смысл названия стихотворения Н.А. Некрасова Тишина
Смысл названия стихотворения Н.А. Некрасова "Тишина" Автор: Некрасов Н.А. Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н.А.Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает творческое направление автора. Николай Алексеевич писал о России, людях, которые живут в этой огромной стране, описывал их быт; старался понять и понимал обычных крестьян, вдохновлявших своей волей и выносливостью на столь патриотичные стихотворения, как «Тишина».
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. М.Горький. Мать.
Автор: Горький М. В 1909 году М.Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в качестве центрального персонажа, Горький стремился подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходили, по его мнению, в среде рабочего класса.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Фамусов и его окружение.
Автор: Грибоедов А.С. Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменитым и известным не только в писательском кругу, но и среди простого народа именно после выхода в свет его скандальной комедии “Горе от ума”. Популярность комедии в то время и в наши дни вызвана, на мой взгляд, удачным выбором темы произведения.
Ибсен Генрик
(20.03.1828 — 23.05.1906) Ибсен родился в небольшом норвежском городишке в семье купца-тирана. Ходили слухи о том, что он был незаконнорожденным ребенком. Еще в детстве он привык к одиночеству и научился обходиться без близости с другими людьми. В 16 лет он покинул дом и стал учиться на аптекаря. В свободное время он читал, рисовал и писал стихи.
Овидий Публий Назон
(43 до н.э. - 18 н.э.) Публий Овидий Назон, великий римский поэт родился в 43 до н. э. Он жил в Риме и вел беззаботную жизнь богатого человека, занимаясь тем, что было ему по душе — поэзией. Первые известные его произведения — эротические поэмы «Наука любви» и «Лекарство от любви». Они не чужды натурализма и являются своего рода наставлениями в различных вопросах любовных взаимоотношений.
Плужник Євген
Плужник Євген Павлович народився 26 грудня 1898 р. у слободі: Кантемирівці Воронезької губернії в родині дрібного купця: Закінчивши гімназію в м. Боброві, у 1918—1920 pp. жив на Полтавщині, працював учителем, вів театральний гурток, був актором. У 1920 р. Плужник переїхав до Києва, де навчався в Київському ветеринарно-зоотехнічному інституті (1920-1921рр.).
Кинотеатр моего города
Автор: Сочинения на свободную тему Кинотеатр "Центральный"-старейший из ныне действующих кинотеатров Калуги.Кинотеатр неоднократно обновлялся.Расположен кинотеатр "Центральный"в самом центре города.
Фольклорные традиции в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина – это оригинальное, необычное произведение, пародирующее официальную историографию. В начале произведения перефразируется отрывок из «Слова о полку Игореве», шедевра древнерусской литературы. Затем мы встречаем в тексте многочисленные ссылки на устное народное творчество, которое умело использует автор в своем произведении.
Права женщин и их статус
По пьесам Генрика Ибсена "Кукольный дом" и Августа Стринберга "Фрекен Жюли". Мужчина и женщина являются половинками чего-то целого, и чем больше они спорят о том, кто лучше, у кого больше прав, тем более они неполноценны.
Любовь и ее загадка
По пьесам Генрика Ибсена "Кукольный дом" и Августа Стринберга "Фрекен Жюли". Любовь есть самое необъяснимое чувство человека. Ей посвящено множество томов поэзии и прозы, но она так до конца и не понята.
Туркменский календарь
Введение 1 Названия месяцев 2 Названия дней недели 3 Отмена Список литературы Туркменский календарь Введение Туркменский календарь — календарь, введённый в 2002 году президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым и отменённый Гурбангулы Бердымухаммедовым в 2008 году. Календарь представлял собой григорианский календарь, все 12 месяцев которого, а также все 7 дней недели переименованы.
Буранс, Интс
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Драматический театр им. А. Упита (Национальный театр) 3.2 Режиссёрские работы
Бурджалов, Георгий Сергеевич
Георгий Сергеевич Бурджалов (Бурджалян; 1869—1924) — русский актёр и режиссёр, брат армянского режиссера Аркадия Сергеевича Бурджаляна. С 1921 руководитель 4-ой студии МХАТ. Один из основателей Музея Художественного театра в 1922 году.
Поссарт, Эрнст фон
Эрнст фон Поссарт (1841—1921) — немецкий актер, режиссер и театральный деятель. Учился у актера Вильгельма Кайзера. Дебютировал в 1861 г. Городском театре Бреславля. Играл в Берне, Гамбурге.
Информационная система географических названий США
Введение 1 Изменения наименований Список литературы Введение Информационная система географических названий (англ. Geographic Names Information System, GNIS) - база данных, содержащая названия и информацию о расположении более чем двух миллионов физических и культурных объектов, находящихся в США и подконтрольных им территориях.
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Аксёнов, Всеволод Николаевич
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды и премии Список литературы Введение Всеволод Николаевич Аксёнов (6 (19) апреля 1902[1], Москва — 29 марта 1960, Москва), мастер художественного слова, драматический артист, лауреат Сталинской премии первой степени (1948),заслуженный артист РСФСР (1947)
Вьетнам исторические названия
Содержание 1 Официальные названия Вьетнама 1.1 Дайковьет 1.2 Дайвьет 1.3 Дайнгу 2 Источники 1. Официальные названия Вьетнама 1.1. Дайковьет Дайковьет
Поль Гаварни
Гаварни, Поль (Gavarni, Paul) (1804–1866), французский карикатурист, рисовальщик и график.