Иван Васильевич Киреевскнй (1806-1856) оставил заметный след в истории русской литературы и общественной мысли первой половины XIX в.
Хотя его выступления в печати были довольно редкими, а творческое наследие оказалось сравнительно невелико по объему, Киреевский сумел ярко заявить о себе и как литературный критик - глубокий интерпретатор творчества Пушкина, Языкова, Баратынского, и как талантливый журналист, и как даровитый публицист и философ, крупнейший теоретик славянофильства 1840-1850-x годов.
Киреевский происходил из семьи, широко известной своими культурными традициями: его мать, А.П. Елагина, - хозяйка одного из известнейших литературных салонов Москвы, родственница и друг В.А. Жуковского; младший брат, П.В. Киреевский, - археограф и историк, крупный фольклорист; отчим, А.А. Елагин, - пропагандист философии И. Канта и Ф.В. Шеллинга, переводчик сочинений последнего.
Будущий писатель получил домашнее образование, имевшее весьма основательный характер и включавшее, в частности, лекции лучших профессоров Московского университета. В 1824 г. он поступает в Московский главный архив Иностранной коллегии, где его сослуживцами оказываются известные впоследствии деятели русской культуры - Д.В. Веневитинов, А.И. Кошелев, Н.А. Мельгунов, В.П. Титов, С.П. Шевырев и др. В этом кругу формируются дружеские и литературные связи Киреевского.
В 1830 г. Киреевский совершает путешествие в Германию, где в течение девяти месяцев, в университетах Берлина и Мюнхена, слушает лекции Г. Ф. В. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, географа К. Риттера, философа и теолога Ф. Шлейермахера, естествоиспытателя Л. Окена и других европейских знаменитых ученых.
С 1832 г. писатель с энтузиазмом приступает к изданию собственного журнала "Европеец". Киреевскому удается сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы, однако после выхода второго номера "Европеец" был запрещен. Поводом послужили статьи издателя "Девятнадцатый век" и "Горе от ума" на московской сцене", расцененные Николаем 1 как крайне неблагонамеренные.
Лишь спустя тринадцать лет, в течение которых взгляды его претерпели существенную эволюцию в направлении формирующегося славянофильства, Киреевский делает новую попытку вернуться в журналистику. В конце 1844- начале 1845 г. он с успехом редактирует журнал "Москвитянин". Однако вскоре Киреевский вынужден оставить журнал. В 1852 г. в "Московском сборнике", предпринятом кружком славянофилов, писатель выступает со статьей "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России", но и это издание прекращается правительством, причем статья Киреевского признается особенно вредной. Последняя большая работа писателя - "О возможности и необходимости новых начал для философии" - увидела свет уже после смерти автора.
Собственно художественные произведения Киреевского немногочисленны: несколько стихотворений, прозаический фрагмент "Царицынская ночь" (1827), отрывки из незавершенного романа "Две жизни" (ок. 1831) и утопической повести "Остров" (1838), и "волшебная сказка" "Опал".
Литературные истоки "волшебной сказки" Киреевского разнообразны. Прежде всего, она связана с впечатлениями автора от героико-фантастических рыцарских поэм "Влюбленный Роланд" Маттео Боярдо (1441- ок. 1494) и, в особенности, "Неистовый Роланд" Лудовико Ариосто (1474-1533). "Неистового Роланда" Киреевский читал в подлиннике незадолго до создания "Опала", с восхищением отзываясь о "грациозном воображении" итальянского поэта. Демонстрируя соотнесенность своей повести-сказки с творением Ариосто, писатель упоминает его уже в начале произведения, дает героям "Опала" имена, созвучные именам персонажей "Роланда" (ср.: Оригелл - и Argalia, сын правителя Катая (Cataio); Нурредин - и "король Дамаска и всей Сирии" Norandino). Текст "Опала" позволяет высказать предположение о знакомстве Киреевского с сочинениями европейских мистиков и, в частности, с "Божественной и истинной метафизикой..." Д. Пордеча (1786). В современной же русской прозе ближе всего к автору "волшебной сказки", безусловно, стоит В. Ф. Одоевский с его поисками, ведущими от аллегорий 1820-х годов ("Мир звуков" и др.) к задуманной еще в начале 1830-х годов "Сильфиде".
Одна из ключевых тем "Опала" - тема музыки. В ее трактовке нашла отражение романтическая концепция этого искусства, развитая, в первую очередь, в немецкой эстетике (Ф.В. Шеллинг, В.Г. Ваккенродер, А. Шопенгауэр) и литературе (Э.Т.А. Гофман).
Повесть-сказка Киреевского была помещена в третьем номере журнала "Европеец" за 1832 год, без подписи. Однако к тому времени, как была отпечатана первая половина этой книжки журнала, издание оказалось запрещено, и "Опал", таким образом, не дошел до читателя. Позднее была создана новая редакция произведения, которая была помещена в альманахе М.А. Максимовича "Денница на 1834 год", за подписью И.К.
Появление произведения вызвало критический отклик журнала "Московский телеграф", отмечавшего чрезмерную, на его взгляд, усложненность произведения: "(...) кажется, автор уже чересчур перехитрил. Волшебству, конечно, закон не писан, но есть закон изящного, который не велит из вымысла делать таких потемок, где заблуждается воображение читателя, вместе с автором" (1834. Ч. 55. С. 182). Напротив, рецензент "Молвы" (Н.И. Надеждин) встретил "Опал" сочувственно, увидев его "главное достоинство" "в высоком уроке, попадающем прямо в сердце сквозь хрустальную призму восточного иносказания" (1834. Ч. 7. N 1. С. 13). Близкой по характеру была и оценка "Литературных прибавлений к Русскому инвалиду", выделивших в числе лучших произведений "Денницы" "волшебную сказку И.К., исполненную блистательного воображения, чувства поэзии и остроумной аллегории" (1834. N 28).
Киреевский оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19-начала 20 вв.
Другие работы по теме:
Русские философы
ВВЕДЕНИЕ Философия – особая область творчества. Она глубоко и органично сочетает в себе научно-теоретическое и ценностно-духовное отношение к миру. С последним обстоятельством связан интимно-личностный, исповедальный характер философских учений. Мировой исторический опыт философ преломляет через опыт своего народа, своей нации, через особенности своего индивидуального мировосприятия.
Полемика западников и славянофилов
Формирование и истоки философской мысли в России. Рассмотрение философии как средства решения коренных проблем человеческого бытия. Формы русской философии и основные этапы ее развития. Славянофильство - направление философской и политической мысли.
Русские славянофилы А.С. Хомяков и И.В. Киреевский
Особенность философского творчества А.С. Хомякова, сущность его теории познания. Характеристика, основные вопросы и значение работы И.В. Киреевского "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" с позиций славянофильства.
Русская философия XIX века
Концепции человека в русской философии XIX века. Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. "Излюбленная - тема русских размышлений - человек" /Франк/.
Философия славянофилов
1. Введение. 2. И.В.Киреевский: критика западного рационализма и философия цельного духа. 3. А.С.Хомяков: концепция живого знания и принцип соборности.
Проблема человека в философии
Концепция гармонии человека и природы в классической философии и три ее формы. Зарождение новой концепции человека и природы. Концепции дисгармонии. Русская философия 19 века о трагизме человеческого существования.
А.С. Хомяков
Философия славянофилов. А. С. Хомяков как один из основателей движения. Критика римско-католической церкви и протестантизма. Идея сочетания любви и свободы.
Основатели русской философии просвещения
Сколько бы ни пытались понять различие западной и русской культуры, всё сказанное на эти темы было и остаётся продолжением спора, тем или иным отношением к позициям, высказанным полтора века назад И.В. Киреевским и А.С. Хомяковым.
Русская философия XIX века. Славянофильство и западничество
Контрольная работа Тема № 37. Русская философия XIX века. Славянофильство и западничество. Философская мысль в России начинает зарождаться в XI веке под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света.
Историческое самобытие России
Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный характер. В России, в отличии от Греции или германии философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими ее отраслями.
Словянофильская философия И.В. Киреевского
Влияние В.А. Жуковского на формирование миропонимания Ивана Киреевского. Выступление Киреевского в печати в качестве литературного критика. Выпуск Киреевским журнала "Европеец". Порождение рациональностью католицизма рациональности протестантизма.
Славянофильство
Славянофильство - неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры 19 в.
Либерализм и анархизм как общественно-политического движения
Философские, политические и экономические теории, идеологии либералов и анархистов. Характеристика программных реформ движений по вопросам конечной цели, национального, рабочего и аграрного вопросов. Тактика и методы борьбы, политические требования.
Особенности поэтического мировоззрения Тютчева
Ф.И. Тютчев принадлежал к литературному поколению русских романтиков-»любомудров» (В. Одоевский, И. Киреевский, С. Шевырев, Д. Веневитинов), что, в первую очередь, и определило своеобразие художественного мировосприятия этого великого русского поэта. Его лирику можно рассматривать как «дневник души», живущей личными предчувствиями и всеобщими предзнаменованиями, откликающейся как на мимолетное впечатление частного человека, отдельную яркую деталь окружающего мира, так и на грандиозные перемены, глобальные исторические события.
Кириеевские
Один из них Иван Васильевич, был философом, публицистом, литературным критиком: а другой - Пётр Васильевич - фольклорист, археолог, археограф, переводчик, публицист; их объединяет общее дело - они боролись за просвещение российского народа.
Русское народное творчество
Среди памятников русского народной поэзии, вошедших в Золотой фонд мировой культуры, выдающееся место принадлежит Собранию народных песен П.В.Киреевского.
Культура славян
Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим, обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам "мы не такие, как все".
Киреевский, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 2 Философские идеи 3 Электронные публикации Список литературы Введение Ива́н Васи́льевич Кире́евский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва, Российская империя — 11 (23 июня) 1856, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.
Елагина, Авдотья Петровна
Авдотья Петровна Елагина (11 (22 января) 1789 — 1 (13 июня) 1877, Дерпт) — урождённая Юшкова, по первому браку Киреевская. Мать И. В. и П. В. Киреевских. Хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик.
Общество любомудрия
Введение 1 История общества 2 Любомудры после самороспуска общества Список литературы Введение Убщество любому́дрия — литературно-философский кружок, собиравшийся в Москве в 1823—1825 годах. Его участниками были Владимир Одоевский (председатель), Дмитрий Веневитинов (секретарь), И. В.
Веневитинов, Дмитрий Владимирович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Сочинения 3.1 Проза 3.2 Поэзия 4 Издания 5 Библиография Введение Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (1805, Москва — 1827) — русский поэт романтического направления, переводчик,
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Мицкевич, Адам
Введение 1 Биография 1.1 Ранние годы 1.2 Эмиграция 2 Адреса, где жил Мицкевич 3 Творчество 4 Мицкевич в переводах 5 Издания 6 Фильмы 7 Письма 9 Памятники Адаму Мицкевичу
Герцен и Бакунин в конце 40х в начале 50х годов
40-50 годы века один из самых интересные периодов в истории России. Восстание декабристов 1825 года положило начало, если можно так выразится, «революционному» периоду истории. Несомненно, такая политическая ситуация отразилась в трудах великих ученых, писателей второй половины девятнадцатого века.
Киреевский Иван Васильевич
Россия, если разовьет свои начала, создаст новую, основанную на Православии культуру, сможет “подчинить раздвоенную образованность Запада цельному сознанию верующего разума”.
Андрей Тимофеевич Болотов
Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833) – известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальников русской агрономической науки.