Тредиаковский Василий Кириллович (1703 - 1769), поэт, прозаик, теоретик.
Тредиаковский был одним из писателей, определивших развитие русской литературы XVIII века - века, подготовившего "золотой век русской литературы".
Тредиаковский родился в семье астраханского священника, учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан. Но его влекла не вера, а наука. Он сбежал из родительского дома и отправился в Москву. Там он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, но вскоре, влекомый все той же жаждой знаний, отправился за границу - совсем без денег, надеясь только на себя и свой "острый разум". Около двух лет Тредиаковский провел в Голландии, а затем отправился во Францию, в Сорбонну. Пешком - от Гааги до Парижа.
Вернувшись на родину, он дебютировал переводом французского романа под названием "Езда в остров Любви" - и тут же навлек на себя всеобщий гнев за непристойную эротичность романа. Однако Тредиаковский стал знаменит, и его образованность и литературный талант были замечены. Анна Иоанновна пожаловала Тредиаковскому сан придворного поэта, а в 1733 году он зачисляется в штат Академии наук на должность секретаря. В 1745 году Тредиаковский становится первым русским профессором. До Тредиаковского среди профессуры Академии наук были только приглашенные в Россию иностранцы, и им, мягко говоря, не понравились подобные успехи русского "выскочки". Тредиаковский пытался бороться против интриг, но все же в 1759 году был уволен из Академии. Однако работу на пользу российской науки он не оставил.
Постепенно он выпустил перевод трудов сорбоннского профессора Ш. Реллена: десятитомную "Древнюю историю" и шестнадцатитомную "Римскую историю", а также "Истории о римских императорах" Ж.-Б. Кревье. Крупнейшим литературным произведением самого Тредиаковского стала "Телемахида" - переложение романа "Похождения Телемака" французского писателя Фенелона. "Телемахида" навлекла на себя гнев царствовавшей тогда Екатерины Второй (эти события начались в 1766 году), за царским гневом последовала опала.
Тредиаковский был первым в ряду реформаторов русской системы стихосложения. В 1735 году он написал трактат "Новый и краткий способ к сложению российских стихов". В то время применялась силлабическая система стихосложения. Основой ее является уравнивание количества слогов в каждой из строк стихотворения. Силлабическая система использовала рифму, но не брала в расчет ударение в словах. Тредиаковский говорил, что силлабическая система пригодна только для языков, в словах которых ударение фиксированное. В русском же языке оно подвижно. Следовательно, заключал Тредиаковский, силлабическая система уродует русскую поэзию. Он предложил ввести элементы тонической системы стихосложения, основанной на чередовании ударных и безударных слогов. Такую систему стихосложения он назвал силлабо-тонической. Правда, он ограничивал применение силлабо-тонической системы только стихами с большим количеством слогов в строке - слогов должно быть 11 или 13. Небольшое же количество слогов, по его мнению, могло быть организовано и по правилам силлабики.
В трактате также шла речь о применении стихотворных размеров - это являлось следствием введения силлабо-тонической системы. Тредмаковский полагал, что основным размером русской поэзии должен быть хорей. Ямб для русского стиха он считал малопригодным, трехсложные размеры исключал вообще, В 1755 году вышла другая важная работа Тредиаковского "О древнем, среднем и новом стихотворении российском". Это был первый труд по истории русской поэзии. Как следует из названия, Тредиаковский выделял три этапа развития стихотворства. Первый - он назвал его "языческим" - самый древний, характеризуется господствованием тонической системы стихосложения (она ближе всего к народному поэтическому творчеству). Второй этап - с XVII до начала XVIII века - господствование силлабической системы. И наконец, третий - современный - должен утвердить силлабо-тоническую систему.
Труды Тредиаковского действительно, как уже было сказано выше, были в ряду определивших пути развития русской литературы. Но жизнь Тредиаковского длилась дольше, чем признание и слава. Он умер в полной нищете 6 августа 1769 года.
Стихи похвальные России
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.
Россия мати! свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!
Красят иных всех златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицем светлым венец почтила.
О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.
В тебе вся вера благочестивым,
К тебе примесу нет нечестивым;
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.
Твои все люди суть православны
И храбростию повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.
Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.
Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.
Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить все то, что в тебе мило!
1728
Другие работы по теме:
О позиционных чередованиях в лексике
В 1748 году замечательный филолог В. К. Тредиаковский открыл, что литературному русскому произношению свойственно аканье: гласный [о] без ударения заменяется гласным [а]. И с восторгом он писал: "Сей подмен столь регулярен, что не имеет ни единой отмены!
Гекзаметр
Гекзаметр – древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В русской силлабо-тонике гекзаметр (или гексаметр, от греч. hexametros – шестимерник) обычно передают с помощью чистого 6-стопного дактиля.
Стиховедение
Стиховедение — раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы ее анализа.
Народный стих
Автор: Разное Ой ты, гой eси... Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
Тредиаковский
Учено-литературная деятельность «пиита» и переводчика при Академии наук, а с 1745 г. профессора латинской и русской «элоквенции» Василия Кирилловича Тредиаковского была подчинена стремлению достойно послужить «досточтимым по гроб соотечественникам».
Александр Сумароков и его школа в русской литературе
А.П. Сумароков вошел в историю русской литературы и как писатель, и как один из основных теоретиков русского классицизма. Он в свое время создал произведения, в которых наиболее полно и понятно были изложены принципы только-только зарождавшегося литературного направления – "О русском языке" и "О стихотворстве".
С чего начиналась русская поэзия
За восемнадцатое столетие русская литература прошла очень сложный путь развития. В ней отразилось становление русской нации, она сама активно вмешивалась в политические, социальные и нравственные вопросы своего времени и стала мощным стимулом подъема национальной культуры, самосознания.
Василий Тредиаковский - основоположник новой системы русского стихосложения
Василий Кириллович Тредиаковский родился в 1703 году в семье священника. В Астрахани прошли детские годы писателя, в школе католических монахов он изучил латинский язык. В 1723 году без позволения родителей уехал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь впервые начал заниматься литературой, писал стихи.
Телемахида
Автор: Тредиаковский В.К. яюᄉ@52=O @07<5@0 AB8E>< ?>N >BF5;N1=>3> AK=0,1 >9,1 >B-1?@8@>4=KE 1@53>2 ?>?;K2 8 AB@0=AB2CO 4>;3>,1 K; ?@>2>6405< 25745 0;;04>N 5=B>@0 2 2845:1 =>3> 6 :>;L =8-1AB@040; >B 3=52=KO >= D@>48BK,1 0 ;N1>AB@0AB=KE A5O CB5E ?@57>@ A ><5@75=L<8;1 > ?@8:@>25==0 ?@5<C4@>ABL A =8< >B-12A5E-1154 87102;O;0,1 2>72@0B8HCAO 2 4>< 40@>20;0 @>64H53> 2845BL.1 !B@0==> ;L,1 1KBL 4>1@>45B5;8 B0: C25=G0 ==>9 CA?5E><?1 CA0!1 ?>2564L 8-128=C,1 8-1:>=5F ?CB5H5AB289 AK=>2A:8E,1 C?=>,1 2 ?@5<5=5 F0@AB2 8-1;N459,1 ?@8:;NG5=8O @07=K;1 FK,1 :>;L-1157-1:@>B>AB8 N=>H0 ?KI,1 157 A:@><=>AB8 45@7>:;1
Екатерина II и Тредиаковский
А.С. Орлов сформулировал концепцию (Орлов 1935, 5-55), которую никто не ставил под сомнение: В.К. Тредиаковский, своим переводом «Приключений Телемака» Фенелона, вступил в неравный бой с Екатериной.
Реформа русского стихосложения
Начало преобразований в Российской поэзии. Систематизация стилей размеров стихосложения. Соотношения стилей и жанров. Развитие жанров.
Полемика Ломоносова и Сумарокова
Само становление русской словесности происходило в атмосфере бурных споров, зачастую сопровождавшихся переходом на “личности”. Отнюдь не отличалась “политкорректностью” полемика Сумарокова и Ломоносова.
Русская литература
Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством.
Элегия о смерти Петра Великого
Автор: Тредиаковский В.К. Что за печаль повсюду слышится ужасно? Ах! знать Россия плачет в многолюдстве гласно! Где ж повседневных торжеств, радостей громады? Слышь, не токмо едина; плачут уж и чады! Се она то мещется, потом недвижима, Вопиет, слезит, стенет, в печали всем зрима, «Что то за причина?» (лишь рекла то Вселенна) Летит, ах горесть! Слава весьма огорченна, Вопиет тако всюду, но вопиет право, Ах! позабыла ль она сказывать не здраво? О когда хоть бы и в сем была та неверна! Но вопиет, вопиет в печали безмерна: «Петр, ах! Алексиевич, вящий человека, Петр, глаголю, российский отбыл с сего века».
Специфика русского стихосложения
В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, в определении принципов его ритмической организации.
Литература в XVIII веке
Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм (от лат. classicus — образцовый). Этот стиль развился в результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения.
Литературно-теоретическое исследование литературы VIII века
Русская литература XVIII века. Освобождение русской литературы от религиозной идеологии. Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. Классицизм в русской литературе. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А. Сумароков. Нравственные изыскания писателей XVIII века.
Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.
Классицизм как стиль, направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Особенности развития этого направления в рамках литературы. Период классицизма в России, его сторонники, задачи и жанры литературного направления.
В эпоху Русского Просвещения
Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества.
Культура России XVII XVIII веков.
оглавление 10.4 Культура России XVII – XVIII веков XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташ-ным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.
Ты и вы
Каково происхождение обращения на "вы"? Когда и зачем оно появилось? Став социальной приметой, комбинации местоимений "вы" или "ты" постепенно распределили между собой роли. Проникновение "вы" в обиход было стремительным, ибо требовалось обществу.
Тредиаковский, Василий Кириллович
План Введение 1 Биография 2 Реформа русского стихосложения 3 Творчество 4 «Песни мирские». Любовная лирика 5 В искусстве Список литературы Введение Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (Тредьяковский) (22 февраля (5 марта) 1703(17030305) — 6 (17) августа 1769) — известный русский учёный и поэт XVIII века.
Блеск Петербурга
Лицо города, как лицо человека, в разные периоды жизни - разное, меняющееся порой до неузнаваемости. Смотришь на старинные рисунки и фотографии, на которых изображен Петербург, и убеждаешься: каждый крутой поворот в судьбе города накладывает отпечаток на его облик. Между Петербургом, увековеченным
Гражданский шрифт
Начиная с конца XVII века, предпринимаются попытки придать русской книге европейский вид. В 1698 году в Москве открылась Гравировальная мастерская, выпускавшая гравюры, карты, планы.
Тредиаковский Василий Кириллович
Тредиаковский Василий Кириллович (1703—1769) — поэт и литературный теоретик, один из основателей русского классицизма. Р. в Астрахани, в семье священника.
Александр Сумароков
Сумароков Александр Петрович (1718—1777) — видный писатель XVIII в. Р. в дворянской семье. Обучался дома, продолжал образование в Сухопутном шляхетном корпусе, где начал заниматься литературной работой.
Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)
Творческая личность Антона Алексеевича Барсова находится в самом центре филологических наук второй половины XVIII века. Барсов – профессор красноречия в Московском университете с 1761 по 1791 годы.
Василий Кириллович Тредиаковский
Нападки на Тредиаковского усилились после выхода его исследования "О древнем, среднем и новом стихотворении российском", в котором отдавалось предпочтение силлабической поэзии перед новейшей.